Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 15:27, курсовая работа
ЦЕЛЬ: Выявить особенности межличностных отношений в коллективе ОБЪЕКТ: Межличностные отношения в коллективе
ПРЕДМЕТ: Состояние межличностных отношений в коллективе
На основе этого были сформулированы следующие
ЗАДАЧИ:
1. Дать характеристику социально-психологической сущности группы и феномену межличностных отношений в коллективе.
2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.
3. Рассмотреть этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
4. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи развития группы на межличностные отношения сотрудников 5
1.1. Социально-психологическая сущность группы 5
1.2. Характеристика межличностных отношений и их классификация 11
1.3. Морально психологический климат……………………………………….17
1.4.Нормы как регулятор межличностных отношений в коллективе 20
ГЛАВА 2. Этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе 26
ГЛАВА 3. Экспертный опрос………………………………………………… 31
3.1 Обоснование базы и методов исследования……………………………….31
3.2 Описание результатов и выводы исследования………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 34
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 38
Для
проведения экспертного опроса, я
поставила перед собой
1.Выявить, на сколько экспертов волнует их взаимоотношения в коллективе
2.Определить психологическое состояние коллектива банка
Мои задачи заключались в следующем:
1. Обосновать базу исследования и методический инструментарий.
2. Провести экспертный опрос среди сотрудников банка
3. Определить психологическое состояние коллектива и описать особенности взаимоотношений между сотрудниками.
Свое исследование я проводила в OOO КБ «Смоленский Банк». Выборка этой организации составила 10 человек.
Теперь перейдем к обоснованию
методического инструментария
1) Экспертный опрос - разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов при анализе и решении исследуемых проблем. Эксперт - компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт работы в области, непосредственно связанной с объектом исследования. Эксперт может выступать в качестве генератора, источника идей, гипотез и предложений; арбитра по оценке имеющихся данных, характеристик и показателей объекта; источника не известной исследователю информации, которая служит основой для дальнейшего анализа. Экспертные оценки - суждения экспертов о различных сферах человеческой жизнедеятельности, которые предполагают процедуру сравнения объектов, их свойств по выбранным критериям.
Как
правило, экспертный опрос нацелен
на уточнение гипотез, разработку прогноза
и пополнение интерпретации определенных
социальных явлений и процессов. В таких
опросах доминируют открытые формулировки,
а закрытые вопросы предназначены лишь
для оценки уровня уверенности, меры согласия
или несогласия с уже высказанными позициями
других специалистов.
3.2 Описание результатов исследования
Методика экспертного опроса проводилась следующим образом.
Процедура состояла в том, что от группы экспертов (10 человек) требовалось указать уровень вашей компетенции в знании о психологическом климате в вашем коллективе. Затем группе экспертов (5 человек) предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся взаимоотношений в их коллективе. Затем после сбора анкет проводился анализ полученной информации, и составлялись выводы.
В качестве вывода проведенной работы, следует отметить следующее:
Всем опрошенным экспертам нравится их работа. В коллективе, по мнению экспертов, отмечается трудолюбие, общественная активность, требовательность. Чуть меньше выражены: общительность, отзывчивость, доброжелательность. Так же большинство экспертов отметили, что большинство членов коллектива - хорошие, симпатичные люди.
Большинство экспертов считают, что атмосфера в коллективе банка-атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения.
По результатам проведенного опроса
можно сказать, что работники банка заинтересованы
в хорошем психологическом состоянии
коллектива. А что касается нынешнего
психологического состояния коллектива,
то можно сказать, что такого дружного
коллектива в наше время редко встретишь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека, который, входя в новое тысячелетие, ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство строить отношения между людьми требует от каждого умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.
Межличностные отношения проходят практически через все сферы жизнедеятельности человека, который, будучи даже в одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на представления об оценках значимых для него людей. Отношения между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности, всегда, так или иначе, осмысливалась ими, сначала на уровне обыденного, житейского сознания, а затем и на более глубоком теоретическом уровне.
Проблема развития групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - актуальный вопрос современной жизни. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.
Очень
важным и существенным является изучение
межличностных отношений в
Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, менеджер должен, прежде всего, знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличностные отношения с персоналом.
Основополагающее
значение имеет уважение чужого достоинства.
Нравственно-психологической
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата, который включает многие вышеперечисленные факторы.
На
межличностные отношения в
Благоприятный
психологический климат – это
итог систематической работы и мероприятий
руководителей и всех сотрудников
организации[19].
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлева А.Л. Анализ исследования взаимоотношений сотрудников/ А.Л Журавлева// «Psychology».- 2004г.- № 34.
2.Немов Р.С. Основы общей психологии. В 3 кн. Кн.1/ Немов Р.С. - М.: 2000.-85 с.
3. Бейлза Р. Общая психология/ Р.Бейлза. - М. 1989.- 351 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М Андреева. - М. 2002.- 34 с.
5.Немов Р.С. Указ. Соч./ Р.С. Немов.-М., 2000г.- 166 с.
6. Немов Р.С. Указ. Соч./ Р.С. Немов.-М., 2000г.- 15 с.
7.Машков В.Н. Психология управления./ В.Н. Машков - М., 2002. -69с.
8. Немов Р.С. Указ. Соч./ Р.С. Немов.-М.,2000г.- 206 с.
9.Немов Р.С. Указ. Соч./ Р.С. Немов.-М.,2000г.- 39 с.
10. Немов Р.С. Указ. Соч./ Р.С. Немов.-М.,2000г - 40 с.
11.Немов Р.С. Указ. Соч. / Р.С. Немов.- М., 2000г -182 с.
12.Немов Р.С. Указ. Соч./ Р.С. Немов.- М., 2000г. – 177 с.
13.Немов Р.С. Указ. Соч. / Р.С. Немов.-М.,2000г .- 238 с.
14. Немов Р.С. Указ. Соч./ Р.С. Немов.-М.,2000г.- 145 с.
15.Д. Мак-Дэвида. Регулирование норм внутри группы./ Х. Харари, Д. Мак-Дэвида - Л.: 1970г.-68 с.
16. Мескон М.Х.Социально-психологические характеристики групповой динамики./ М.Х. Мескон., М.Альберт, Ф. Хедоури, 1988.-254с.
17.Виханский О.С. Психология./ А.И. Наумов, О.С. Виханский ,1999г.- 12с.
18.Ковалев А.Г.
Коллектив и социально-
ПРИЛОЖЕНИЕ