Автор: p*************@list.ru, 24 Ноября 2011 в 20:01, контрольная работа
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции
1. Введение. Зарождение социологии как науки.
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3. Идейные истоки творчества О. Конта.
4. Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
5. Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
6. Предмет и задачи социологии
7. Методы социологии
8. Заключение.
состояние общества, закономерности его функционирования и развития.
Для исследования биологических и социальных явлений наиболее
продуктивен, по Конту, сравнительный метод. В социологии применимы три
основных вида сравнения. Сравнение процессов, происходящих в обществе,
позволяет лучше понять роль нравственных и интеллектуальных факторов,
обнаружить
универсальные механизмы
обществ, сосуществующих в данный момент времени, но не влияющих друг на
друга, позволяет, исходя из того, что все явления управляются неизменными
законами, переходить от известного к неизвестному. Например, исследуя
общественную жизнь отсталых народов, можно делать выводы о прошлом
европейцев. Путем такого сравнения обнаруживается общее в развитии
различных народов.
Наконец, можно сравнивать различные состояния одного и того же
общества, социальное положение различных классов и групп с целью выявления
определенных этапов развития. Основной недостаток сравнительного метода
состоит в том, что он, классифицируя свойства, ничего не говорит о
последовательности событий. Этот недостаток преодолевается историческим
анализом. Вслед за Сен-Симоном Конт считал исторический метод основным для
социологии, поднимающим ее до уровня «позитивной» науки. Задача
исторического метода заключается в сравнении последовательных состояний
общества с учетом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны.
Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей
развития. Однако полученные выводы нуждаются в тщательной проверке
историческими фактами, а также данными биологической науки о человеке.
Заключение.
Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без
основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.
Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего
времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт весьма
критически относился к буржуазной культуре, не верил в спасительное
действие неограниченной конкуренции. Общественный прогресс, считал он,
должен опираться на духовные, реформационные преобразования. Вопреки
либеральному оптимизму он оценивал складывающиеся раннекапиталистические
отношения как проявление глубокого кризиса. С социалистами же его разделяло
отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Вместе с
тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных порядков.
Попытки Конта найти «средний путь», гармонически сочетающий прогресс и
порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей представителями
всех основных социально-политических движений первой половины XIX века,
однако последующее развитие социологии заставило более тщательно
всмотреться
в творческое наследие этого противоречивого
исследователя.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Елсуков А.Н. и др. История социологии. Минск, 1997.
2. Антология мировой философии. Т. 3. О. Конт. М., 1971.
3. Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1970.
4. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.