Методы социологии

Автор: p*************@list.ru, 24 Ноября 2011 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции

Содержание

1. Введение. Зарождение социологии как науки.
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3. Идейные истоки творчества О. Конта.
4. Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
5. Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
6. Предмет и задачи социологии
7. Методы социологии
8. Заключение.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 39.30 Кб (Скачать)

состояние общества, закономерности его функционирования и развития.

Для  исследования  биологических   и   социальных   явлений   наиболее

продуктивен, по Конту, сравнительный  метод.  В  социологии  применимы  три

основных вида сравнения.  Сравнение процессов,  происходящих  в обществе,

позволяет лучше  понять  роль  нравственных  и  интеллектуальных  факторов,

обнаружить  универсальные механизмы общественной жизни. Сравнение  различных

обществ, сосуществующих в данный момент времени, но  не  влияющих  друг  на

друга, позволяет, исходя из того, что все  явления  управляются  неизменными

законами, переходить  от  известного  к неизвестному.  Например,  исследуя

общественную  жизнь  отсталых  народов,  можно  делать  выводы  о   прошлом

европейцев.  Путем  такого  сравнения  обнаруживается  общее   в   развитии

различных народов.

Наконец,  можно  сравнивать  различные  состояния  одного  и  того  же

общества, социальное положение различных  классов и групп с целью  выявления

определенных  этапов развития.  Основной  недостаток  сравнительного  метода

состоит в  том,  что  он,  классифицируя  свойства,  ничего  не  говорит  о

последовательности  событий.  Этот  недостаток  преодолевается  историческим

анализом. Вслед за Сен-Симоном Конт считал исторический метод основным  для

социологии,  поднимающим  ее   до   уровня   «позитивной»   науки.   Задача

исторического метода заключается  в  сравнении  последовательных  состояний

общества  с учетом того, что прошлое, настоящее  и  будущее  тесно  связаны.

Исторический  метод  направлен  на  выявление  тенденций  и  закономерностей

развития.  Однако  полученные  выводы  нуждаются  в   тщательной   проверке

историческими фактами, а также данными биологической  науки о человеке.

Заключение.

Творчество  Конта вошло в  классику  мировой  социологии.  Его  не  без

основания  называют  создателем  социологии  как   самостоятельной   науки.

Основная  задача Конта состояла в синтезе  наиболее плодотворных идей  своего

времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт весьма

критически  относился  к  буржуазной  культуре,  не  верил  в  спасительное

действие  неограниченной  конкуренции.  Общественный  прогресс,  считал  он,

должен  опираться  на  духовные,  реформационные  преобразования.   Вопреки

либеральному  оптимизму он  оценивал  складывающиеся  раннекапиталистические

отношения как проявление глубокого кризиса. С социалистами же его разделяло

отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Вместе  с

тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных  порядков.

Попытки Конта найти «средний  путь»,  гармонически  сочетающий  прогресс  и

порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей  представителями

всех  основных социально-политических движений  первой  половины  XIX  века,

однако  последующее   развитие   социологии   заставило   более   тщательно

всмотреться в творческое наследие этого противоречивого  исследователя. 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА. 

1. Елсуков А.Н. и др. История социологии. Минск, 1997.

2. Антология  мировой философии. Т. 3. О. Конт. М., 1971.

3. Левада  Ю.А. Лекции по социологии. М., 1970.

4. Тернер  Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

Информация о работе Методы социологии