Автор: p*************@list.ru, 24 Ноября 2011 в 20:01, контрольная работа
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции
1. Введение. Зарождение социологии как науки.
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3. Идейные истоки творчества О. Конта.
4. Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
5. Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
6. Предмет и задачи социологии
7. Методы социологии
8. Заключение.
эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и
его критика сторонников социологического номинализма, в том числе
«социальной физики» Кегле, решение использовать особый термин для
обозначения новой социальной науки - социология.
Идея «социальной системы».
В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт
положил идею «социальной системы», т. е. признание факта существования
общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы
которой
выполняют специфические
В концепции Конта индивид является абстракцией, т. е. не существует
самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает
первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным
законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей
сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям. Биологические
организмы в этом отношении значительно более стабильны. В обществе же
каждое состояние определяется предшествующим и влияет на будущее.
Социальные явления по своей природе историчны. Однако в качестве общего
предмета социологии Конт, следом за Кондорсе, объявляет глобальное
общество, Человечество. Конта интересует не столько смена общественных
систем (как, например, в теории формаций К. Маркса), сколько перемены в
системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это
противоречие между историческим подходом к анализу внутрисистемных явлений
и формальнологическим анализом общества как такового нашло свое выражение в
делении социологии на социальную статику и социальную динамику, что
потребовало
от Конта общих определений
структуры, порядка и прогресса.
Социологической концепции Конта не чужд диалектический подход, ибо
предполагается, что социальная статика и социальная динамика направлены на
изучение синхронного действия законов функционирования и развития общества.
Задача социальной статики - систематическое исследование связей между
элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный
порядок.
Семья в понимании О. Конта.
Как и многие другие мыслители ранее, Конт начинает анализ «социальной
статики» с семьи, видя в ней основную клеточку социального организма. Семья
выступает у Конта спонтанным источником морального воспитания, естественной
базой политической организации. Распад семьи равносилен гибели общества.
Семья - это первичная, естественно складывающаяся, основанная на силе
чувств форма объединения людей, из которой вырастают более широкие
общности: племя, народ и др. Свои социальные качества индивид приобретает
прежде всего в семье. Конт романтизирует традиционную патриархальную семью
с ее авторитетом, четким разделением обязанностей, развитым чувством долга.
Будучи наиболее стабильной ячейкой общества, семья выполняет самые важные
функции: социализации, сохранения культурного наследия, согласования
устремлений различных поколений, способствуя равновесию между традицией и
новаторством. Конт воспроизводит консервативные рассуждения о положении и
роли женщины в семье, оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной.
Наряду с семьей основным условием существования социального организма
является разделение труда, возникающее под влиянием естественных
потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно
усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между
отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность,
мораль. В отличие от либеральных сторонников свободной конкуренции Конт
считал, что экономические связи сами по себе не гарантируют стабильности
общества, не могут обуздать разрушающее влияние эгоизма и агрессивности.
Они должны быть дополнены политическим принуждением. Но и этого
недостаточно
для нормального
социальная связь предполагает определенное единство верований, убеждений и
социальных чувств. Это совершенно необходимое согласие обеспечивается
религией и церковью.
Общий механизм социальной интеграции (порядка) и структура общества
вытекают таким образом из антропологической концепции человека как
преимущественно эгоистического существа, склонного к агрессии,
руководствующегося скорее чувствами, чем разумом. Это обстоятельство делает
необходимым существование специальных институтов, регулирующих поведение
индивидов как бы изнутри, через мир чувств и эмоций. Конт приходит к
убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом
поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием -
«позитивная философия». Такая религия объединит разум и чувства. Конт с
большим энтузиазмом и педантичностью разрабатывал культ новой религии,
систему обрядов, освящавших все важные события в жизни. В своей утопии он
ставил задачу объединения всех людей почти полного подчинения
индивидуального общественному. В осуществлении своего проекта Конт возлагал
надежды на пролетариат при условии его освобождения от развращающего
влияния социалистических учений. В этой всемирной федерации будут
царствовать мир и согласие, богатство и собственность будут служить общим
интересам.
«Прикладная социология».
Конт высоко оценивал разделение между светской и духовной властями в
феодальной Европе. В своем проекте, который он противопоставлял
классическим утопиям как научно обоснованный, вытекающий из
естественноисторического хода событий, Конт предлагал отделить моральный
авторитет от экономической власти. Последняя находится в руках
промышленников и специалистов. Моральный авторитет поддерживает каста
философов, художников, поэтов. Конт категорически отстаивал принцип частной
собственности как необходимую основу стимулирования и организации труда и
накопления богатства.
В своей попытке создать «прикладную социологию» Конт столкнулся с
проблемой ценностей и способов воздействия на внутренний духовный мир
человека. Предложенный им «субъективный метод», направленный на изучение
этого специфического мира, противоречил ранним позитивным установкам.
Однако различия между ранними и поздними работами Конта не столь
существенны, как это часто представляется в историко-социологической
литературе. Проект «позитивной религии» не означал возвращения общества к
старому состоянию, к вере в сверхъестественные начала. Он логично вытекал
из антропологических и функционалистских идей основоположника позитивизма.
Новая религия должна была выполнять функциональную роль регулятора
социального поведения, обеспечивать единство верований и чувств, без
которых, как предполагал Конт, не может существовать ни одно общество.
Закон трех стадий.
Как теоретик исторического процесса Конт менее оригинален, чем как
исследователь социальной структуры. Основные идеи его исторической
концепции заимствованы из трудов французского историка XVIII века Тюрго,
Сен-Симона и других исследователей. Социальная динамика у Конта призвана
раскрывать универсальные законы развития человечества, действие которых
распространяется на все сферы общественной жизни. Как уже отмечалось, Конт
подчеркивал взаимозависимость всех элементов социального организма, однако
решающая роль здесь отводится духовной сфере. Развитие общества предстает
как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление
«закона трех стадии»: теологической, метафизической и позитивной.
Теологическая стадия.
Теологическая стадия в развитии человеческого ума, а следовательно, и
общества продолжалась, по Кошу, до 1300 года. На этой стадии все явления
рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных
сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных
вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация
направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической
стадии - католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию
гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных
институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно
должно было столкнуться с догматической системой теологических
представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь
порядок становится тормозом прогресса. Но последний остановить нельзя,