Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных

уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические

теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования,

называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-

социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать

научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты,

явления и процессы.

Содержание

Введение.

1. Социологическое исследование и его виды.

2. Общая характеристика программы социологического исследования.

3. Проблемы исследования.

4. Метод социологического наблюдения

5. Документы в социологии.

6. Методы социологического опроса

7. Методы анализа и обработки социологической информации.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 292.00 Кб (Скачать)

индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с

жизнедеятельностью  респондентов. По подсчетам некоторых  ученых, с его помощью

собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является

ведущим методом  при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен

в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных

непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо

обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов  сбора социологической

информации позволяет "уловить" через систему формализованных вопросов не

только акцентированные  мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их

настроения и  структуры мышления, а также выявить  роль интуитивных аспектов в

их поведении. Поэтому  многие исследователи считают опрос наиболее простым и

доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле,

оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма

популярным и  приоритетным по сравнению с другими методами социологических

исследований. Однако эта простота

и доступность  нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении

опроса как такового, а в получении качественных его  данных. А для этого

необходимы соответствующие  условия, соблюдение определенных требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой  социологических

исследований) относятся: 1) наличие надежного инструментария, обоснованного

программой исследования; 2) создание благоприятной, психологически

комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от

подготовки и  опыта лиц, его проводящих; 3) тщательная подготовка социологов,

которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом,

умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо

сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций,

тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или

неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически

корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т.

д.

Соблюдение указанных  требований и их значимость во многом предопределяются

видами социологического опроса. В социологии принято различать  опросы

письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные  и заочные

(почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и

сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные,

местные и др. (табл. 7).

В практике социологических  исследований наиболее распространенным видом

опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как

разнообразием, так  и качеством той социологической информации, которую можно

получить с его  помощью. Анкетный опрос основан  на высказываниях отдельных лиц

и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых

(респондентов). Метод  анкетного опроса является важнейшим  источником

информации о  реально существующих социальных фактах и социальной

деятельности. Начинается он, как правило, с формулировки программных

вопросов, "перевода" поставленных в программе исследования проблем в вопросы

анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и доступной

пониманию опрашиваемых.

В социологии, как  показывает анализ, чаще других используются два основных

вида анкетного  опроса: сплошной и выборочный.

                                                                Таблица 7

Классификация видов  социологического опроса

    

Основание классификации Виды опросов
Степень охвата генеральной

совокупности

Индивидуальные

Выборочные

Сплошные

Способ коммуникации между

респондентом  и социологом

Анкетные

Интервью

Почтовые

Телефонные

Прессовые

Степень формализации Свободные

Формализованные

Содержание  социологической информации О фактах, событиях

О поведении  людей

О внутреннем мире людей

Опросы индивидуумов

Тип респондентов Групповые (социометрические)

Экспертные

 

Разновидностью  сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается

все население  страны. С начала XIX в. переписи населения регулярно

проводятся в  европейских странах, а сегодня они используются практически

повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но

чрезвычайно дороги — даже богатые страны могут позволить  себе подобную

роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом,

охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо

социальной общности или социальной группе. Население  страны — самая крупная

из таких общностей. Однако есть и более мелкие, например персонал фирмы,

участники афганской  войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос

проводится на таких объектах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не

менее надежным методом  сбора информации, хотя требует изощренной методики и

техники проведения. Его основа — выборочная совокупность, которая

представляет собой  уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью

считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается

изучить, а выборочной — множество людей, опрашиваемых социологом

непосредственно. В сплошном опросе генеральная и  выборочная совокупности

совпадают, а в  выборочном — расходятся. Например, Институт Гэллапа в США

регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. чел. и получает достоверные  данные обо всем

населении (ошибка не превышает нескольких процентов). Генеральную

совокупность определяют в зависимости от целей исследования, выборочную —

математическими методами. Так, если социолог намеревается взглянуть на

выборы Президента Украины 1999 г. глазами его участников, то в генеральную

совокупность войдут все жители Украины, имеющие право  голоса, но опрашивать

ему придется небольшую  часть — выборочную совокупность. Для того чтобы

выборка точно  отражала генеральную совокупность, социолог придерживается

такого правила: любой выборщик независимо от места жительства места работы,

состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затрудняющих

доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность  попасть в выборочную

совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных

людей, первых встречных  или наиболее доступных респондентов. Правомерны

вероятностный механизм отбора и специальные математические процедуры,

обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод —

наилучший способ отбора типичных представителей генеральной совокупности.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной

формулировке и  расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке

вопросов обратился  древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по

улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в

тупик своими хитроумными  парадоксами. Сегодня опросным методом  помимо

социологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же

отличается социологический опрос от опросов, проводимых другими

специалистами?

Первая отличительная  особенность социологического опроса — количество

опрашиваемых. Специалисты  имеют дело, как правило, с одним  человеком.

Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную

информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного

человека, то узнают его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему

эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю,

выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, поскольку им

необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий

множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные

отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения,

намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно  погашаются. В

результате социолог получает усредненную картину социальной реальности.

Опросив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя

данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуется указывать

фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая

статистическую  информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная  особенность социологического опроса — достоверность и

объективность получаемой информации. Эта особенность фактически связана с

первой: опрашивая  сотни и тысячи людей, социолог получает возможность

обрабатывать данные математически. А усредняя разнообразные мнения, он

получает более  достоверную информацию, нежели журналист. Если строго

соблюдены все научно-методические требования, эту информацию можно называть

объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья особенность  социологического опроса заключается  в самой цели опроса.

Врач, журналист  или следователь не стремятся  к обобщенной информации, а

выясняют то, что  отличает одного человека от другого. Конечно, все они

добиваются правдивой  информации от опрашиваемого: следователь — в большей

степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, — в меньшей. Но

ни один из них  не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки,

выяснение научной  истины. Между тем полученные социологом данные (например,

о закономерностях  связи труда с отношением к работе и формой досуга)

освобождают его  коллег-социологов от необходимости  еще раз проводить

обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (например,

руководителя-менеджера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный

труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным,

бессодержательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмотром

телепередач), и  если такая связь теоретически доказана, то мы получаем

научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или

врача подобная универсальность  мало удовлетворяет, поскольку им нужно

Информация о работе Методы социологических исследований