Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных

уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические

теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования,

называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-

социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать

научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты,

явления и процессы.

Содержание

Введение.

1. Социологическое исследование и его виды.

2. Общая характеристика программы социологического исследования.

3. Проблемы исследования.

4. Метод социологического наблюдения

5. Документы в социологии.

6. Методы социологического опроса

7. Методы анализа и обработки социологической информации.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 292.00 Кб (Скачать)

предназначение  и раскрывают ее основное содержание.

1. Методологическая  функция заключается в том,  что из имеющегося

многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она

определяет ту методологию, которую будет применять  социолог.

2. Методическая  функция предполагает конкретизацию  и обоснование методов

исследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа

и обработки.

3. Гносеологическая  функция обеспечивает снижение  уровня неопределенности в

понимании исследуемого объекта после разработки программы  по сравнению с его

пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая  функция состоит в представлении объекта как особой модели

социологического  исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.

5. Программирующая  функция заключается в разработке  программы как таковой,

представляющей  собой специфическую модель исследовательского процесса,

которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.

6. Нормативная  функция указывает на наличие  программы, построенной в

соответствии с  установленной структурой, как основополагающего требования и

признака научности  социологического исследования. Программа задает

нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному

исследованию.

7. Организационная  функция предполагает распределение  обязанностей между

членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда

каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

8. Эвристическая  функция обеспечивает поиск и  получение нового знания,

процесс проникновения  в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных

пластов, а также  переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

Отсутствие или  неполная разработанность программы  отличает спекулятивные и

недобросовестные  исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества

социологического  исследования особое внимание уделяется  проверке научной

состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в

научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого

исследования, значительно  сужает познавательные возможности  социолога, а

также снижает  актуальность и социальную значимость социологического

исследования и  его результатов

                         3. Проблемы исследования                        

    

Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического,

является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как

правило, содержит наиболее острое противоречие между  какими-либо элементами

социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации

учащихся, одним  из важнейших характеризующих ее противоречий является

противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и

возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные

устремления учащегося  могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его

способностями и  возможностями общества, что они  заведомо никогда не

воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо приобретает

профессию, которая  ему противопоказана, что рано или поздно приводит его к

разочарованию, а  также к значительным потерям  общества в целом, и данного

индивида в частности. Неоправданно большими оказываются также общественные

затраты как на приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны,

так и на обучение их новым профессиям. Издержки общества от нерациональных

профессиональных  перемещений работников огромны, но еще труднее измерить

индивидуальные потери вследствие неудачного профессионального выбора.

Возникающие в  этой связи комплексы неполноценности и сопутствующие им

суицидные состояния, затруднения в самореализации личности резко снижают

качество жизни.

Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог. После

ее анализа и  аргументации общественной значимости исследователь переводит

практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы,

доказывает ее недостаточную исследованность  и обоснованность, а также

необходимость изучения, т. е. удовлетворения потребности в знании путем

разрешения данного  противоречия социальной действительности.

Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным.

Дело в том, что  формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной

жизни, наличия  определенных знаний об обществе, о  тех или иных его сторонах,

а также соответствующей  эрудиции социолога. Поэтому довольно часто приходится

сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с исследованиями, в

которых проблема формулируется интуитивно. Практика социологических

исследований доказывает простую истину: лучше придерживаться какой-либо

проблемы, чем проводить  исследование беспроблемно. Важно, чтобы  проблема не

была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.

Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации, определение

квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции, стоящей за данной

проблемой. Кроме  того, немаловажна фиксация скорости развития проблемы. Для

определения сути конкретных проблем с целью их исследования большое

методологическое значение имеет классификация социальных проблем (табл. 3).

    

Таблица 3 

Классификация социальных проблем

    

Социальные  проблемы
по  масштабу по остроте по типу тенденций  социальных изменений по скорости развития
Локальные

Региональные  Национальные

Неназревшие

Актуальные Острые

Деструктивно-деградационные Трансформационные Инновационные Пассивные

Активные Суперактивные

 

Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся  на локальные, или микро-

социальные; региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные,

имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность

страны. По остроте  проблемы классифицируются на неназревшие, которые

проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже

назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций

социальных изменений  различаются проблемы деструктивно-деградационные,

определяющие негативные разрушительные процессы в обществе;

трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного

качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами

социальных нововведений. По скорости развития проблемы делятся на пассивные,

т. е. развивающиеся  медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и

суперактивные, нарастающие  чрезвычайно быстро.

Таким образом, табл. 3 иллюстрирует многообразие существующих социальных

проблем. По сути каждую конкретную проблему можно дифференцировать по каждому

из четырех показателей, т. е. по социальному масштабу, остроте, типу

тенденции и скорости ее развития. При этом получим 27 разновидностей проблем

по каждому из представленных в табл. 3 показателей. Например, по показателю

"неназревшая"  проблему можно описать так:  локальная, неназревшая,

деструктивно-деградационная, пассивная; локальная, неназревшая, деструктивно-

деградационная, активная и т. д. Если же представить все  возможные варианты,

то их количество составит 27*3=81.

Классификация социальных проблем существенно влияет на определение

методологии и  инструментария их исследования, а  также на характер

практического использования  полученных результатов. Проблема представляет

собой некоторую  неудовлетворенную потребность в товарах и услугах, ценностях

культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача социолога

заключается в  том, чтобы не только классифицировать проблему, т. е. понять

тип этой потребности  и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы

сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так,

пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального

содержания (определение  охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т.

д.) позволяют правильно  определить объект исследования. Представление же

проблемы в виде противоречия (между желаниями и  возможностями; различными

структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой;

между их функциями  и дисфункциями и т. д.) создает  условия для определения

целей и задач  исследования.

В социологическом  исследовании категория "проблема" выполняет несколько

важных функций: актуализации, что придает исследованию общественную

значимость (ведь любое социологическое исследование актуально настолько,

насколько масштабно заострена изучаемая им проблема); регуляции, поскольку

как исходный пункт  исследования она существенно влияет на разработку всех

разделов программы  исследования; методологизации, так  как формулирование

проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и

идеи, ориентирующие  социолога в определении природы  проблемы; прагматизации,

состоящей в том, что корректная формулировка проблемы обеспечивает

практический эффект всего исследования, а также определяет зону внедрения

выводов и практических рекомендаций.

                   4. Метод социологического наблюдения                  

    

Наблюдение в  социологическом исследовании представляет собой метод сбора и

простейшего обобщения  первичной информации об изучаемом социальном объекте

путем непосредственного  восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся

изучаемого объекта  и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами

информации данного  метода являются зафиксированные акты вербального или

невербального (реального) поведения людей. В отличие от естественных наук,

Информация о работе Методы социологических исследований