Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:35, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных
уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические
теории (или теории среднего уровня); 3) социологические исследования,
называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-
социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать
научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты,
явления и процессы.
Введение.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?).
3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?).
4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?).
5. Выбор способа
регистрации наблюдаемого
6. Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюдения информации
(каков результат?).
Без четкого ответа на все эти вопросы эффективно осуществить социологическое
наблюдение затруднительно. При всей привлекательности наблюдения как метода
сбора социологической информации, его сравнительной простоте у него, как уже
отмечалось, есть немало слабых мест. Прежде всего это трудности с
репрезентативностью (достоверностью) данных. При осуществлении наблюдения
трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность
ошибок в интерпретации событий и поступков людей с точки зрения мотивов их
действий. Вероятность ошибок существует еще и потому, что социолог не только
наблюдает. У него есть собственная система отсчета, опираясь на которую, он
по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты и события. Однако при
всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает и
объективную ситуацию.
Практика использования наблюдения не только подтверждает принципиальную
способность данного метода давать объективную информацию, но и служит
решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов. В
целях получения объективной информации об изучаемом социологическом явлении
или факте используются следующие способы контроля: наблюдение за
наблюдением, контроль с помощью других социологических методов, обращение к
повторному наблюдению, исключение из записей оценочных терминов и т. п.
Таким образом, социологическое наблюдение считается достоверным, если при его
повторении в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты.
5. Документы в социологии
Документы, как правило, являются важным источником социологической
информации, а их анализ получил широкое распространение в социологических
исследованиях. Метод анализа документов (или документальный метод) — это
один из основных методов сбора данных в социологических исследованиях,
предполагающий использование информации, зафиксированной в рукописном или
печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях
информации. Изучение документов дает исследователю возможность увидеть
многие важные стороны социальной жизни. Под документом в социологии
подразумевают источник (или предмет), содержащий информацию о социальных
фактах и явлениях общественной жизни, социальных субъектах, функционирующих и
развивающихся в современном обществе.
Классическим примером документального исследования в зарубежной социологии
является работа У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и
Америке", материалом для написания которой были письма польских эмигрантов.
Авторы случайно приобрели на почте невостребованные письма и подвергли их
социологическому анализу, что положило начало не только использованию
метода анализа документов в социологии, но и новому направлению в
социологических исследованиях. Этот метод использовался неоднократно и в
отечественной социологии. Наиболее показательна здесь работа В. Ленина
"Развитие капитализма в России", созданная на основе переосмысления данных
российской земской статистики.
Таким образом, метод анализа документов открывает социологу широкую
возможность увидеть отраженные аспекты социальной действительности,
содержащиеся в документальных источниках. Поэтому не следует планировать
полевые исследования, а тем более выходить на них, не получив предварительно
официальных статистических данных (не только центральных, но и местных), не
изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если таковые
имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и прочие
материалы. Например, социологическое исследование свободного времени жителей
того или иного города можно начинать со сбора статистических данных об
использовании фондов библиотек, посещении театров, концертов и т. д.
Однако чтобы как можно полнее использовать возможности, предоставляемые
документами, следует получить систематизированное представление о всем их
многообразии. Ориентироваться в документальной информации помогает
классификация документов (табл. 6), основанием в которой служит фиксация
содержащейся в том или ином документе информации. Иными словами, от формы, в
которой зафиксирована информация, зависит то, в каких целях может быть
использован тот или иной документ и каким методом он может быть наиболее
успешно проанализирован.
Анализ документов отличается от других методов социологических исследований
тем, что оперирует уже готовой информацией; во всех же иных методах эту
информацию социологу приходится добывать специально. Кроме того, объект
исследования в этом методе опосредован, замещен документом. Самой большой
проблемой этого метода является отсутствие уверенности в достоверности
документа и содержащейся в нем социологической информации. Ведь можно
столкнуться и с поддельным документом. А может возникнуть ситуация, когда
подлинник фактически является фальшивкой с точки зрения заложенной в нем
информации, что может быть следствием существовавшей в прошлом уродливой
системы документальных приписок, фальсификации отчетности и статистических
материалов. Однако социологическому анализу можно подвергнуть и фальшивку
(если есть уверенность в том, что это действительно фальшивка) для изучения
целей и методов фальсификации документов и их последствий для общества.
Проблема достоверности документальной информации обусловлена также и типом
документа. В целом информация, содержащаяся в официальных документах по
сравнению с содержащейся в личных более достоверна, что можно сказать и о
первичных документах по сравнению с вторичными. Максимальной достоверностью
обладают документы, подвергшиеся специальному контролю, например
финансовому, юридическому и другим видам контроля.
Классификация видов документов в социологии
Основание классификации | Виды документов |
Техника фиксации информации | Письменные (все
виды печатной и рукописной продукции)
Иконографические (видео-, кино-, фотодокументы,
картины, гравюры и т. д.)
Фонетические (радиозаписи, магнитофонные записи, компакт-диски) Компьютерные |
Авторство | Официальные (созданные
юридическими и должностными лицами,
оформленные и удостоверенные)
Личные или неофициальные (созданные неофициальными лицами) |
Степень
близости к
фиксируемому материалу |
Первичные (непосредственно
отражающие материал)
Вторичные (пересказывающие первичный документ) |
Мотивы создания | Спровоцированные
(специально вызванные к жизни: объявления
о конкурсе, сочинения школьников
и т. д.)
Неспровоцированные (созданные по инициативе автора) |
Содержание | Правовые
Исторические Статистические Педагогические Технические и др. |
Степень сохранности | Полностью сохраненные
Частично сохраненные |
Различной может быть и достоверность различных информационных фрагментов в
документе. Например, если в личном письме есть сообщение о митинге и о числе
его участников, то наиболее достоверен сам факт митинга, а оценка числа
митинговавших может вызывать сомнения. Сообщения о реальных событиях гораздо
достовернее сообщений, оценивающих эти события, поскольку последние всегда
нуждаются в серьезной проверке.
Для того чтобы избежать "ловушек сенсационности", а также повысить
достоверность социологической информации, социологу-исследователю необходимо
выполнить следующие правила: 1) убедиться в подлинности документа; 2) найти
другой документ, подтверждающий рассматриваемый; 3) четко представить себе
цель документа и его смысл, и суметь прочитать его язык; 4) применить
документальный метод в совокупности с другими методами сбора
социологической информации.
В социологии существует множество видов метода анализа документов, но
наиболее распространенными и прочно утвердившимися в практике социологических
исследований являются два: традиционный, или классический (качественный);
формализованный, или количественный, получивший также название контент-
анализа (что в переводе с английского означает "анализ содержания").
Несмотря на существенные различия, они не исключают, а дополняют друг друга,
поскольку преследуют одну цель — получить надежную и достоверную информацию.
6. Методы социологического опроса
Социологический
опрос — это метод сбора
первичной социологической
об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе
людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет
опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-
психологическое
общение социолога и
систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.
Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических
исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической
информации о состоянии общественного, группового, коллективного и