Методы сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек в своей жизни в той или иной степени соприкасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Возможно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучаемых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социологическом исследовании играет именно методика сбора социологической информации.

Работа содержит 1 файл

1контр.docx

— 45.50 Кб (Скачать)
 

      Метод опроса, опирающийся на достаточное  число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей природе информацию.

 

      Однако  всегда следует учитывать возможное  искажение информации, полученной методом  опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Анкетирование.

 

      Наиболее  распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

 

      Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

 

Правила группового анкетирования.

 
  1.  Представиться;
  2. Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой;
  3. Пояснить гарантии анонимности;
  4. Ответить на вопросы;
  5. Не навязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг другу);
  6. Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей;
  7. Оказывать помощь в заполнении анкеты;

8. Организовать  сбор и косвенный контроль  качества заполнения анкет.

 

      При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

 

          Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов.

 

Правила  построения вопросов

 

1. вопрос не  должен содержать ожидаемый ответ  или определенным образом стимулировать его  (изучение социологии расширяет кругозор человека?:  Да, Нет, Не знаю);

2. вопрос не  должен дискриминировать респондента  или его возможную позицию  (человек не знающий социологию не может считаться культурным.  А Ваше мнение?: Да, Нет, Не знаю);

3. вопросы должны  формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентам (за исключением вопросов - «ловушек»);

4. количество  вариантов ответов не должны  превышать возможностей памяти  опрашиваемого;

5. вопрос  и  предлагаемые варианты ответов  должны логически соответствовать  друг другу (как часто Вы  смотрите передачи? - по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).

 

      При составлении анкет необходимо  учитывать, что вопрос должен  быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

      Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные).

 

      Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

 

      Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов.

 

      Открытые  вопросы не содержат подсказок и  не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

 

      Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы  анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

 

      Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Интервьюирование.

 

      При интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который  задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

 

      Рассмотрим  особенности различных  организационных  форм интервью.

 

      Интервью  по месту работы, занятий, то есть в  служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются  производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с  производственными или учебными делами.

 

      Интервью  по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

 

      В прикладной социологии различают три  вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

 

      Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

 

      Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

 

      Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Наблюдение.

 
 

    В социологическом исследовании под  наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

 

    В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой  установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

  Метод эксперимента.

 

      К числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.

 

      Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с помощью которого но проводиться часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации.

 

      В эксперименте исследователь имеет  достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и  обязан придерживаться определённых критериев их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и условиями эксперимента.

 

      Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

 

      Успех эксперимента в огромной степени  зависит от создания соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:

 
  1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;

2. изменение  контрольных характеристик должно  зависеть от тех характеристик  экспериментальной группы, которые  вводятся или изменяются самим исследователем;

3. на протекание  эксперимента не должны оказывать  воздействие те явления, которые  не относятся к экспериментальной  ситуации, но  потенциально способны  изменить её состояние.

Виды  эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп.

 

 Эксперименты  различаются как по характеру  экспериментальной ситуации, так  и по логической структуре  доказательства гипотез.

 

      По  характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на «полевые»  и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в  естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

      По  логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты:

 

1. Линейный эксперимент  отличается тем, что анализу  подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

Информация о работе Методы сбора социологической информации