Методы сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек в своей жизни в той или иной степени соприкасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Возможно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучаемых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социологическом исследовании играет именно методика сбора социологической информации.

Работа содержит 1 файл

1контр.docx

— 45.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Пермский национально исследовательский политехнический университет»

Березниковский филиал 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Тема «Методы сбора социологической информации» 

Вариант 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Выполнила: студентка  группы ИВТ-09д _____________Селянинова Е.А

                            

       Дата  сдачи «____» _________ 2011 г. 

        Проверила: _____________ Пудовкина И.М. 

       Оценка  «___________________» 

       Дата  проверки «____» _________ 2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

                                                           

Березники, 2011

Каждый человек  в своей жизни в той или  иной степени соприкасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Возможно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучаемых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социологическом исследовании играет именно методика сбора социологической информации.

    Существует  несколько методов сбора социологической  информации:

  1. выборка;
  2. анализ документов;
  3. наблюдение;
  4. опрос.

Выборка.

 

Для начала сбора  информации социолог должен решить будет ли он исследовать весь изучаемый массив или только какую-то его часть. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик( например 200-500 человек), социолог располагает достоверными силами и возможностями для его изучения, то он может исследовать его целиком. Такое исследование является сплошным. Но если объект исследования достаточно большой (более 500 человек), или сложное исследование невозможно, или в нем нет необходимости, то чаще применяется выборочное исследование. Оно основано на определении необходимой части изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью, вторичной совокупностью или выборкой. В этом случае совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования, называется генеральной совокупностью.

 

Выборочная совокупность как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. Социолог производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики переводит или проецирует результаты и выводы её исследования на генеральную совокупность. Правомочность такого переноса становится возможной при решении двух проблем: проблемы обоснованности и проблемы репрезентативности. Решение первой проблемы предполагает установление соответствия задач исследования выборочной процедуре, которая включает в себя: обоснование типа выборки, определение единиц отбора и признаков, которые надо учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Следовательно разрешение второй проблемы связано с тем, чтобы определить в какой мере выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности с заданной точностью.

         В социологии разработана система методов формирования совокупности:

  1. метод типичных случаев (монографическое исследование);
  2. статический метод (квотный метод);
  3. метод случайностной выборки (вероятностной выборки);
  4. метод гнездовой выборки.
 

Главным результатом  процедуры выборки является определение её объёма. Объём выборки – это общее число единиц исследования, включённое в выборочную совокупность. Объём зависит от степени однородности генеральной совокупности. Чем она однороднее, тем меньше объём выборки. Он зависит от числа признаков выборки, от требуемой степени точности её результатов.

 

В программе  исследования социолог обязан указать, какие методы обработки применяются в выборке. Если отбор является многоступенчатым, то следует указать, сколько ступеней отбора применяют в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой тип отбора применяется на каждой ступени, какова единица наблюдений на последней ступени выборки.

Анализ  документов.

 

    Наиболее  экономичным с  точки зрения трудозатрат  и финансов, одним из широко применяемых и наиболее эффективных методов сбора и анализа первичной информации, является метод анализа документов. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Виды  документов.

 

    К понятию документы в прикладной социологии относятся в первую очередь специально созданные человеком материалы, предназначенные для хранения и передачи информации о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах.

 

    Существует  ряд оснований  для классификации  документов. По статусу документы различают на официальные и неофициальные; по форме изложенияписьменные (более широко – вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.

 

      Принципиальное  значение для исследователя имеют  официальные документы, которые отражают общественные, социальные и экономические связи в обществе. Все эти документы составляются и утверждаются государственными или иными органами, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства.

 

      Большое значение имеет изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинные социально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе.

 

      Следует выделить ещё одно основание для  типологии документов – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе относятся те документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование.

 

      Информацию, содержащуюся в документах, принято  разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.

Критерии  отбора документов для  изучения.

 

    Самостоятельные этапы анализа документов – отбор  источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Основой для этого служит программа исследований.

 

      В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является «внешнее» и «внутреннее» исследование документов. Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Методы  анализа документов.

 

      Во всём многообразии исследовательских  приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему.

 

      Качественный  анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов.

 

      Стремление  в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к появлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа).

 

      При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом.

 

      Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.

    Анализ  документальной информации имеет ряд  преимуществ по сравнению с другими методами:

1. Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2. Эта информация носит объективный характер.

 

Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных  с качеством информации, получаемой при данном анализе:

а) учетная  и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;

б) часть  этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые  решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Метод опроса.

 

    Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

      Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек, респондент – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

 

      Каждый  вариант опроса представляет собой  одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.

Информация о работе Методы сбора социологической информации