Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 16:33, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотрение методов и процедур "количественного" подхода к социальной информации.
Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОД ОПРОСА
1.1 АНКЕТИРОВАНИЕ
1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
1.3 ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
1.4 ИНТЕРВЬЮ
ГЛАВА 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
b) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонении в поведении участников наблюдаемой группы;
c) цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
d) социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;
e) частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.
Разновидности метода наблюдения классифицируются по нескольким основаниям:
по степени формализации (структурализованное и неструктурклизованное);
Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий.
в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включённое и невключённое);
Включённым наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемой социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включённости различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы; в других – наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при это мне скрывает своих исследовательских задач.
по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);
Наблюдение называется полевым, если оно протекает в естественных для наблюдаемых условиях. В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации. Когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения.
по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).
Систематическое наблюдение проводят регулярно в течение определённого периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме. Есть также и несистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.
Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.
Анализ документов – один из широко применяемых методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Социологи в процессе исследования подвергают изучению огромное количество разного рода и уровня документов.
Существует ряд оснований для классификации документов. По статусу различают документы официальные и неофициальные, по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы разделяются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские.
Большую пользу может принести изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, они являются незаменимым источником изучения общественного мнения, сознания, установок.
Ещё одно основание для типологии документов – их целевое назначение. Выделяют: документы, созданные независимо от исследователя, и документы, «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования.
К первой группе относятся все документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов; справки различных организаций; статистическую информацию.
Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных лиц, органов. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер, в ней, как правило, отражены более глубокие социальные связи.
Самостоятельные этапы анализа документов – отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Опорой в этом служит программа исследования.
Приступая к работе, определяют надёжность самого источника документа и достоверность его содержания.
Существуют также обстоятельства систематического характера, отрицательно сказывающиеся на качестве документальной информации. Часто используемое средство проверки надёжности, достоверности и содержащейся в документах информации и одновременно анализа их содержания. Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяются два основных вида: качественный анализ, иногда его называют традиционный, и формализованный, носящий название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут дополнять друг друга.
Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда недалеко и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода – в углублённом логическом исследования содержания документа.
Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современных цифровых технологий привели к становлению формализованного, качественно-количественного изучения документов. При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую целостность единой концепцией, замыслом. Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображённая в операционных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследователя – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа.
Плодотворным оказывается при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст или его часть рассматриваются как описание конкретной проблемной ситуации.
Обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов – бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операционных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные действия.
Наряду с выполнением функции самостоятельного исследования изучение документов широко применяется в ходе подготовительного этапа для сбора предварительной информации о характере объекта и предмета анализа, а также сопоставления результатов исследований, произведённых в разное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе описаны три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных:
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
1 Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл авторов. Под ред. Ф.Э.Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпакс, 1996 – 184 с.
2 Харчева В. Основы социологии: Учебник. – М.: «Логос»; Высшая школа, 1999 – 302.: ил
3 Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.: ил.
4 www.wikipedia.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области, март 2009
Объем выборочной совокупности, исходя из задач исследования, был определен в 350 человек. Фактически в опросе приняло участие 368 респондентов. Репрезентативность выборки была обеспечена, благодаря соблюдению следующих правил:
- Состав обследуемых респондентов был определен по соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
- Данные по составу генеральной совокупности опирались на данные отдела статистики г. Первоуральска по состоянию на 01.01.2008 года.
- Объем выборочной совокупности был определен на основании правила В.И. Паниотто, который определяет выборку для совокупности более 100.000 – в 400 единиц (см. «Стратегия социологического исследования» В.А. Ядова, с.118). В этом случае допускается 5% ошибка выборки.
- При условии квотной выборки (отбираем респондентов по 2 показателям – пол и возраст), которая отражает структуру генеральной совокупности, этот порог может быть несколько снижен (в нашем случае до 350 чел.).
Для обеспечения большей представительности выборки, был организован 2-ступенчатый отбор респондентов. 1 этап - территориальный (составлен список из 14 «точек», микрорайонов, где должен был проходить опрос), 2 этап – отбор респондентов, соответствующих плану выборки по полу и возрасту.
Точками опроса являлись магазины и торговые центры в ряде районов города, в которых было опрошено: ул. Емлина – 21 чел.; пр.Космонавтов – 31 ч.; в центральном районе (ул.Ватутина и пр.Ильича) – 41 ч.; в районе кинотеатра «Восход» - 26 ч.; в «Корабельной роще» - 35 ч.; на Хромпике - 25 ч.; в 8-ом микрорайоне – 36 ч.; 7-ом микрорайоне – 44 ч.; на Веере – 20 ч.; Динасе– 22 ч.; Талице – 19 ч.; пос. Магнитка – 19 ч.; Шайтанке – 14 ч.; Билимбае – 15 ч.
План выборки
Возраст и пол | Всего чел. По данным отдела статистики на 01.01.08 г. | % по столбцу от общего населения города старше 15 лет | Всего объем выборки 350 чел. (чел.) | % по столбцу от общего числа мужчин или женщин в выборке |
Мужчины | 71777 | 44% | 154 | 154 ч.-100% |
15-24 года | 12147 | 8,9 | 31 | 20 |
25-44 | 23019 | 16,86 | 59 | 38 |
45-64 | 18215 | 13,3 | 46 | 30 |
Старше 65 лет | 6826 | 5 | 18 | 12 |
Женщины | 87237 | 56% | 196 | 196 ч.-100% |
15-24 года | 11909 | 8,7 | 31 | 16 |
25-44 | 24577 | 18 | 63 | 32 |
45-64 | 23875 | 17,5 | 61 | 31 |
Старше 65 лет | 15888 | 11,6 | 41 | 21 |
ИТОГО | 159014 |
| 350 |
|