Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует огромное количество наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Подробнее остановимся на методологии.

Содержание

Введение
1 Понятие «Методология»
2 Понятие «Метод». Основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания
3 Основные методы эмпирического и теоретического познания
Заключение

Работа содержит 1 файл

методы научного познания.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием  рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных  операций». Отсутствие непосредственного  практического взаимодействия с  объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым  объектам, явлениям путем обработки  данных эмпирического знания. Эта  обработка осуществляется с помощью  систем абстракций «высшего порядка» -- таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, индукция и дедукция и другие. Этот класс методов активно используется во всех науках.

Рассмотрим основные способы  эмпирического исследования. Важнейшей  составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово «эксперимент»  происходит от латинского experement, что означает «проба», «опыт». Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент делится на следующие этапы:

· Сбор информации

· Наблюдение явления

· Анализ

· Выработка гипотезы, чтобы  объяснить явление

· Разработка теории, объясняющей  феномен, основанный на предположениях в более широком плане.

В современной науке эксперимент  занимает центральное место и  выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим  уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых  теориями. Ценность экспериментального метода состоит в том, что он применим не только к познавательной, но и  к практической деятельности человека.

Другим важным методом  эмпирического познания является наблюдение. Здесь имеется в виду не наблюдение как этап любого эксперимента, а  наблюдение как способ изучения различных  явлений. Наблюдение - это чувственное  восприятие фактов действительности с  целью получения знания о внешних  сторонах, свойствах и признаках  рассматриваемого объекта. Результатом  наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Различие между экспериментом  и наблюдением состоит в том, что в ходе эксперимента его условиями  управляют, а при наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид  различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям.

Более подробно рассмотрим выше перечисленные средства теоретического познания.

· Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения  познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.

· Анализ и синтез - это  связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное  знание объекта. Анализ - это мысленное  расчленение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. Это расчленение осуществляется не произвольно, а в соответствии со структурой объекта. После того, как составляющие объект части изучены  по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино, восстановить целостность. Это происходит в ходе синтеза - объединения  ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.

· Индукция и дедукция являются распространенными методами получения  знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения.

· Метод аналогии - это  логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним  признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Аналогия не произвольная логическая конструкция, а опирается на объективные свойства и отношения предметов. Правило вывода по аналогии формулируется следующим образом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов. На основе умозаключения по аналогии строится метод моделирования, широко распространенный в современной науке. Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели). Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании его аналогии с моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели. С появлением и развитием компьютеров широкое распространение получило компьютерное моделирование, при котором используются специальные программы.

Помимо универсальных  и общенаучных методов, существуют специальные методы исследования, применяющиеся  в конкретных науках. К ним относят  метод спектрального анализа  в физике и химии, метод статистического  моделирования при изучении сложных  систем и другие.

Заключение

Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает  активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи. Каждая наука использует различные методы, которые зависят  от характера решаемых в ней задач. В каждом научно-исследовательском  процессе меняется сочетание методов  и их структура.

Методология является важной частью многогранности нашей жизни. С помощью методологии информация структурируется в выстроенные  системы.

Человечество, за все время  своего развития накапливало опыт, наблюдая за природой, изучая ее, делая  выводы. С помощью эмпирических методов  наблюдения стали возникать методы, то есть один метод возникал из другого, третий из второго и таким образом  человечество постепенно накопило огромный научный потенциал во всех областях, начиная с самой древности.

С помощью эмпирических методов, человек изучал жизнь во всех ее направлениях, изучал природу во всех направлениях. С помощью этих методов  и их усовершенствования, человек  смог прийти к вершинам, на данный момент, техники.

У каждой науки есть свои методы. Каждая область познания имеет  свою методику, свои методы, свои способы.

Список литературы

1- В.Канке - Философия науки.

2- В.Кохановский - Философия для аспирантов. Учебное пособие.

3- О.С.Анисимов - Методология: сущность и события.

4- В.Н.Лавриненко и В.П.Ратников - Концепция современного естествознания.


Информация о работе Методы научного познания