Методология и методика социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:23, шпаргалка

Описание работы

Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Современная наука — это коллективное предприятие. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущего человеку стремления к истине проблема «Научного Метода», позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универсального «Метода», тем не менее стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить критерии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

Работа содержит 1 файл

шпоры элины в сокращенном виде.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

 Разработка  пр-мы начинается с осознания и формул-ния проблемы иссл-ния.

 Термин "проблема" связан обычно с чем-то непознанным, но для определения  роли и функции проблемы в процессе социального исследования эта характеристика недостаточна.

 В "обиходной" речи говорят о "возникших проблемах", о том, что кто-то "стоит перед  проблемой". Однако, как правило, это не требующее необходимого научного исследования. Не всякая проблема является "возбудителем" научно-исследовательского процесса.

 Под проблемой понимается противоречие, появляющееся в процессе деятельности, между постановкой и возможностью реализации цели. Проблема приобретает  практическое значение, когда охватываемое ею противоречие осознаётся человеком. Научные проблемы являются выражением объективной потребности в знаниях.

 Требование  к определению "научности проблемы": проблема должна быть "подлинной", т. е. научно объективной. Значит, ожидаемые  данные должны обладать практической или научной ценностью. На этот вопрос можно ответить, изучив литературу, документы и другие источники.

 Процесс иссл-ия начинается не с формулировки проблемы, а с осознания проблемной ситуации. Под ней понимается осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему.

 Недостаточность имеющихся знаний о данной области  есть необходимое, но не единственное условие научной проблемной ситуации. Лишь с определением проблемной ситуации исследователь встаёт перед проблемой. Проблемная ситуация может возникнуть лишь при активном и сознательном столкновении человека с окружающей средой.

 Для выявления проблемы очень важно  определить, что мы знаем и чего не знаем об объекте исследования или его какой-то стороне. Проблема – это выход за пределы изученного. Проблема появляется, когда: осознана проблемная ситуация – противоречие; не хватает информации о реальной ситуации; не описаны в научном плане стороны явления; есть заинтересованность у какого-то ее исследовать и найти способы регулирования, влияния на предмет исследования.

 Выделяют 2 стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного  процесса) проблема - это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических  действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов  реализации этих необходимых действий.

 Предметная  сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов. важно уметь увидеть существующую проблему, решение которой может быть лишь через СИ, не должно быть "пустых" проблем.

 Социальная  проблема - противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью. Для организаторов  СИ социальная проблема выступает в  качестве состояния “знания о  незнании” определённых сторон, количественных и качественных изменений, тенденций  развития. В социологии различают 5 подходов в классификации социальных проблем:

  • по цели исследования (проблемы гносеологического и предметного характера);
  • в зависимости от “носителя” (проблемы различных социальных групп, социальных институтов и т. д.);
  • по масштабу распространенности (региональные, локальные);
  • по времени действия (могут быть краткосрочные, среднесрочные, длительные);
  • по глубине противоречия (различают одноплановые, затрагивающие одну из сторон социального явления или процесса; системные, отражающие дисбаланс всей системы, элементов целостного явления и проблемы, порождённые противоречиями функционального характера).

 При формулировке проблемы необходимо, чтобы  в ней сама проблемная ситуация получила точное отражение. Следует избегать двух крайностей: во-первых, выдвижение “мнимых” проблем, во-вторых, проблем  слишком широкого плана.

 Необходимо  помнить, что проблема по отношению  к теме выступает как часть  целого, а тема может быть заявлена достаточно широко. Формулировка проблемы конкретизирует тематику исследования, определяет его фокус.

 Цель  исследования

 Цель  исследования указывает на стратегию  исследования, на установление закономерностей  некоторого социального процесса. Она  определяется двояко: либо как теоретико-прикладная (научное решение проблемы с последующим  его приближением к практике), либо преимущественно прикладная (связанная  с практическим регулированием определённых социальных процессов).

 Конечная  цель исследования может быть названа  его общей задачей. Цель исследования логически диктует структуру  его основных задач, которые впоследствии требуют уточнения в виде ряда частных программных задач.

 Задачи  социологического исследования

 Под задачами СИ понимаются конкретные целевые  установки, направленные на решение  проблемы. Формулируются задачи в  соответствии с целью и гипотезами исследования и могут быть разделены  на основные и дополнительные.

 Основные  задачи исследования заключают в себя поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы. Решение основных задач предполагает реализацию определённого числа связанных с ними дополнительных задач.

 Определение объекта и предмета

 Социальная  проблема не существует сама по себе и  всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

 Объект  социального исследования - носитель той или иной социальной проблемы. В исследовании может быть и 2 объекта, например, студенты и преподаватели, работники и администрация какого-либо предприятия.

 Предмет - включает в себя те стороны и  свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Другими словами - предмет - концентрированное  выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

18. Теоретическая и  эмпирическая интерпретация  понятий в программе  исследования. Процедура  операционализации.

 Анализ  основных понятий исследования

 Логический  анализ основных понятий заключается  в логическом структурировании основных понятий, которые относятся к  предмету исследования. Логический анализ предполагает точное всестороннее объяснение их содержания и структуры, позволяет  уяснить соотношение элементов  и свойств изучаемого предмета. Объясняя каждое из понятий, исследователь по ступеням приближается к определению  сущности предмета исследования. Логический анализ включает в себя две довольно сложные процедуры: интерпретацию  и операционализацию основных понятий, составляющих предмет исследования.

 Интерпретация основных понятий включает теоретическое  и эмпирическое их уточнение. Под  теоретическим понимается уточнение понятия с точки зрения теории, в которую оно включено, уяснение его места в структуре данной теории и связи с другими понятиями. Под эмпирической интерпретацией понимают определённые группы факторов социальной действительности, фиксация которых позволяет определять, что в ней имеет место изучаемое явление.

 Иными словами, выявление главных сторон и свойств предмета исследования, путём определения такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность - составляет процесс интерпретации.

 Интерпретация основного понятия уступает место  другой процедуре уточнения качественной структуры предмета исследования. Эта  процедура именуется операционализацией, которая продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы (или выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие).

 Формулировка  гипотез исследования

 Прогнозирование способов решения исследовательской  проблемы осуществляется в форме  гипотез, выделение которых является необходимым элементом поиска.

 Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое  для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить  или опровергнуть. Предварительное  выдвижение гипотез предопределяет внутреннюю логику всего процесса исследования. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют  однозначно, избегая по возможности  расплывчатых понятий. Гипотезы можно  разделить на основные и дополнительные. Гипотезы, сформулированные до СИ называются рабочими (первичными). Источниками гипотез являются:

  • знания и навыки, приобретенные практикой
  • аналогия, перенос знаний от одних явлений на исследуемое
  • интуиция исследователя

 Гипотезы  дают вероятность объяснения проблем. Требования: ясность, непротиворечимость друг другу, проверяемость.

 Методико-процедурный  раздел

 Методико-процедурный  раздел включает следующие виды деятельности социолога:

  • разработка инструментария;
  • формирование выборки;
  • составление рабочего, финансового плана - предполагает фиксирование последовательности и объема всех ресурсных затрат необходимых для выполнения программы исследования. В нем отражаются этапы по срокам и ответственные за них, указывается какие методики и когда применяются, дается примерный расчет временных затрат на виды работ и т.п. План играет организующую роль в СИ.

21. "Выборочный" метод в социологии. Основные понятия. 

 Определением объекта исследования не завершается решение вопроса о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены этим исследованием. В методико-процедурном разделе исследователь определяет структуру выборочной совокупности.

 В данном разделе ключевыми понятиями являются: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность исследования, единица отбора, единица анализа, виды выборки.

 Генеральная сов-ть - объект иссл-ия, кот. территориально, производственно и во времени "локализован".

 Как правило, объектом в социологическом исследовании являются большие группы людей. Опрос всех нерационален (велики затраты, удлиняются сроки, теряется ценность, актуальность). Поэтому СИ имеют не сплошной, а выборочный характер. То есть отбирается количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка".

 Выборочная сов-сть - определенное число элементов генер. сов-ти, отобранных по строго заданному правилу. В момент иссл-ния она должна представлять микромодель генер. сов-сти, воспроизводить характ-ки генер-ой, т.е., быть репрезентативной (представительной). Структура выбор-ой сов-сти по основным изучаемым качест-ым характ-кам и контрольным признакам должна совпадать со структурой генер. сов-сти. Контролируемые признаки репрезентативной выборки: пол, возраст, социально-профессиональный статус, имущественный состав.

 Элементы выбор. сов-ти называются респ-тами. Непосредственно опрашиваемые индивиды или группы составляют единицы анализа.

 Виды  и методы выборки

 Вероятностная

  • простая случайная
  • систематическая (механическая)
  • гнездовая стратифицированная (серийная)

 Целенаправленная

  • стихийная
  • основного массива
  • квотная

 Модель вероятной (случайной) выборки связана с понятием вероятности. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных. При этом число событий должно быть достаточно большим:

Информация о работе Методология и методика социологических исследований