Методология и методика социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:23, шпаргалка

Описание работы

Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Современная наука — это коллективное предприятие. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущего человеку стремления к истине проблема «Научного Метода», позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универсального «Метода», тем не менее стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить критерии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

Работа содержит 1 файл

шпоры элины в сокращенном виде.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

   Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. 

 В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное, свободное.

 Формализованное интервью отличается от опроса по анкетам  тем, что ответы записываются не самим  респондентом, а интервьюером.

 Преимущества: оценивается непосредственное впечатление  от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования (это помогает лучше интерпретировать их суждения)

 Техника: на полях записываются невербальные характеристики.

 Формализованное (структурированное интервью) - общение  интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным  вопросником и инструкцией, предназначенной  для интервьюера. Обычно преобладают  закрытые вопросы.

   Формализованное интервью практ-ки ничем не отл-ся от опроса по анкете, за исключением того, что ответы запис-ся не самим респ-ом, но интервьюером. К подобному способу прибегают для того, чтобы: (а) убедиться в доброкачественности заполнения вопросника, (б) получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования (это помогает лучше интерпретировать их суждения) и (в) в случае, когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент, возможно, торопится, занят своими мыслями) и т. п.

   Преим-ва интервью перед анк. опросом раскр-ся в полной мере при -ии полуформализ-ных или неформ-ных его вариантов. В таких инт-ю предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая инф-ия служит для формул-ки гипотез, выявления соц. проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

 Телефонный  опрос в 2-3 раза дешевле интервью по месту жительства. Проведение такого опроса возможно при условии 90-100%-ой телефонизации изучаемого региона. Такой опрос оправдывается главным  образом его оперативностью и  разумен для ориентировки в позициях общ-го мнения по особо актуальным проблемам.

 Особ-ти телеф-го опроса: возм-ть интенсивных опросов, искренность ответов повышается, предъявляются высокие требования к интервьюеру (получив достаточно интимную информацию интервьюер обязан “похоронить” полученные сведения). Часто интервьюер встает перед этическим выбором: зная о преступлении должен молчать.

 Выборка в тел. опросе также имеет свои особенности. При отборе респ-та метод Киша вряд ли уместен. Его можно заменить просьбой позвать к телефону “старшего мужчину” или “младшую женщину” в семье из тех, кому больше 18 лет.

6. Анкетирование. Сущность  метода, особенности  проведения, недостатки.

   Анкетирование

   Наиболее  распространенный в России вид опроса. На практике прим-ся разл-ые способы анк-ия: Почтовое; Прессовое; Раздаточное.

   Суть  почтового заключается в рассылке анкет и получения на них ответов  по почте.

   Суть  прессового анкетирования в том, что анкета публикается в печати. Желающие высылают ее потом на адрес редакции.

   Раздаточное анкетирование наиболее распространено. Оно может варьироваться: с выдачей  и заполнение анкет прямо на месте, с заполнением на дому с последующим  возвращением в назначенный срок.

   Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос предполагает обращение сразу к какой-то группе лиц, широко применяется по месту работы, учебы. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается 100 % возврат анкет. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее обговаривается.

   Данные  виды анкетирования предполагают индивидуальное консультирование респондентов по технике  заполнения, контроль со стороны анкетера за качеством заполнения анкет.

   Э. Ноэль называет следующие недостатки анкетирования:

    1. Смещение выборки (отказ респондентов; заполнение анкет анкетерами)
    2. Искажения при ответах (характерно для России)
    3. Качество самих опросников: неприемлемо разрабатывать сложные вопросники со сложной структурой, т. к. основная масса респондентов не сможет в них самостоятельно разобраться
    4. Отсутствие тщательной проработки логической структуры анкет, вследствие чего респондентам постоянно задаются вопросы, содержащие те или иные логические пороки, включая неоднозначность смысла вопроса.
    5. Наличие открытых вопросов, которые "плохо срабатывают". Как правило, две трети респондентов от исследуемого массива уклоняются от ответа на них, т. к. в российских анкетах не выдерживается логический объем открытых вопросов, который предполагает компактный и не вызывающий затруднения ответ.

15. Виды социологических  исследований. Основные  классификации. 

 Каждая  наука имеет свои методы изучения и познания реального мира. В социологии они подразделяются на две группы: общенаучные и специфические. К  последним относится социологическое  исследование (СИ).

 Обращение к СИ заключается в потребности  располагать как можно более  объективной и актуальной информацией. Демократизация общества значительно  расширила общественную потребность  в объективной информации и процессах, протекающих в нем, позициях и  намерениях групп людей. Выросли  масштабы СИ. Результаты СИ учитываются  при принятии политических решений, в управленческой практике. Понимание  смысла, содержания, основ организации  СИ, раскрываемых данной темой, является частью общей культуры специалиста  любого профиля.

 СИ  выступают в качестве познавательных инструментов, средств и приёмов  получения социальной информации, достоверного социологического знания. Они представляют собой процедуру анализа, как  общих социальных закономерностей, так и особых сфер социальной жизни, позволяют систематизировать факты  изучаемых явлений и процессов, об их связях, отношениях, зависимостях.

 Возможности СИ, как показала практика, весьма широки и многогранны. Почему семья как  социальный институт распадается в  современном обществе? Каковы приоритеты интересов молодого человека? Как  население России относится к  новым (коммерческим) структурам? На эти  и многие другие вопросы пытается дать ответ социология.

 В наиболее общем виде СИ можно определить как  систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получать достоверные  знания об изучаемом явлении или  процессе для их последующего использования  в практике социального управления.

 СИ  включает 4 этапа. Каждый из этапов обусловлен специфичностью выполняемых работ.

 СИ - это деятельность, направленная на получение объективных данных (знаний) о социальном явлении, процессе, социальных отношениях. СИ представляет собой  систему логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных  между собой единой целью.

 Конкретная  форма, а точнее вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, т.е. в зависимости от требуемой глубины  изучения объекта исследования все  СИ делят на 3 вида: разведывательное, описательное, аналитическое.

 Разведывательное  исследование - наиболее простой вид  конкретно-социологического анализа, поскольку решает ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые  совокупности и основано на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Потребность в нем возникает особенно в тех случаях, когда предмет исследований относится к числу мало или вообще неизученных проблем. Данный вид исследования успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач. В нем собирается информация "лежащая на поверхности". Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубокого и масштабного исследования. Служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос (зондаж общественного мнения), который предполагает выяснение отношения людей к актуальным событиям, фактам.

 Описательное - более сложный вид исследования. По своим целям и задачам предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целое представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Это исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически собираемого инструментария. Оно применяется, когда субъект анализа - относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Например, коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди различных профессий, возрастных категорий, с разным стажем работы, уровнем образования и т.д. В структуре объекта изучения можно выделить относительно однородные группы, что позволяет осуществить поочередно их оценку, выявить наличие связей между ними.

 Аналитическое исследование. Самый углубленный  вид СИ. Ставит своей целью не только описание структурных элементов  изучаемого явления, но и выяснение  причин, следственных связей, обуславливающих  свойственные ему черты. Этот вид  исследования имеет большую практическую ценность. По используемым методам  сбора социологической информации аналитическое исследование носит  комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные  формы опроса, анализа документов, наблюдения.

 Разведывательное  исследование выясняет каким объемом свободного времени располагают студенты данного института? Чем они чаще всего занимаются в свободное время? Удовлетворены ли они тем, как проводят свободное время?

 Описательное выясняет различия в объеме и использовании свободного времени у студентов различных курсов, у юношей и девушек, хорошо и плохо успевающих студентов, у семейных и несемейных. Планируют ли студенты свободное время? Предпочитают ли коллективные или индивидуальные формы досуга? Какие способы использования свободного времени являются самыми распространенными, массовыми? Какие встречаются реже?

 Аналитическое исследование выясняет почему студенты данного ВУЗа предпочитают проводить свое свободное время именно так, а не иначе? Связано ли это с развитием потребностей, интересов и как именно? От чего зависит величина объема свободного времени, которым располагают студенты? Почему одни планируют, а другие нет? Отчего это зависит?

 В зависимости от того, изучается ли исследуемый предмет в статике или динамике, СИ делят на точечные и повторные.

 Точечное  исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа, о качественных характеристиках  явления в момент его изучения. Эта информация отражает "моментальный" срез количественных характеристик  объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения.

 Повторные исследования, проведенные последовательно  через определенные промежутки времени. Данный вид направлен на выявление  динамики изучаемого объекта. Разновидность  повторного - панельное исследование, предусматривает неоднократное  изучение одних и тех же лиц  через заданные интервалы времени.

 Практически любое явление может изучаться  на уровне разведывательного, описательного  или аналитического СИ, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные методы сбора первичной информации.

 В зависимости от изучаемой проблемы социологические исследования подразделяются на социальные и маркетинговые. К социальным могут быть отнесены исследования проблем различных социальных общностей и социальных институтов. Разновидностью социологического исследования является изучение групп потребителей, спроса на отдельные категории товаров или виды услуг, продвижение товара на рынке и т.д. Такие социологические исследования могут быть отнесены к маркетинговым. Выбор вида СИ вытекает как из сущности и особенностей этого явления, так и из тех целей и задач, которые ставятся в ходе его анализа.

16. Программа, ее  функции в исследовательской  деятельности социолога. 

 Любое научное иссл-ние начинается с предварительной работы, которая называется разработкой программы. Программа СИ содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методологических приёмов изучения определённого явления или процесса. Иными словами программа - стратегический документ исследования (это методологические, методические и процедурные основы исследования объекта)

Информация о работе Методология и методика социологических исследований