Автор: Татьяна Кирик, 20 Ноября 2010 в 09:07, контрольная работа
Прежде, чем говорить о месте социолога в обществе, рассмотрим место социологии в структуре гуманитарного знания современного мира.
И в первую очередь здесь нужно понимать, что современное общество — не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. В связи с этом возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такая наука и есть социология — наука об обществе.
Указанные теории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функционирования. На основе этих признаков социологи выделяют следующие группы специальных социологических теорий:
1. Специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные теории, в свою очередь, внутри себя могут содержать еще более узкие теории, например, социология досуга — социологию физической культуры и спорта, социологию туризма и т.д.
2. Специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии и политики появилась социология политики, социологии и права — социология права и т.д.
3. Специальные социологические теории, изучающие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними, Т.е. изучающие различные социальные общности. Это, например, социология деревни, социология социальных групп и др.
4. Специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это — социология семьи, социология организации, социология образования и др.
5. Специальные социологические теории, главное внимание которых направлено на исследование отклоняющегося поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения.
Конкретно-
Социальная система - система социальной природы. В качестве социальной системы можно рассматривать индивида, семью, организованную группу, клуб, партию, организацию (фирму, предприятие, учреждение и т.д.), социальный институт (право, образование, религия и т.д.), территориальную общность (деревню, город, область, государство) , мировое сообщество (мировая система) . Существует много определений социальных систем, которые можно считать моделями, акцентирующими внимание на различных сторонах социальной реальности.
Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями).
Социальная общность - совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Некоторое количество людей становится социальной общностью не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия). Формальное понимание отождествляет социальную общность и общество как реальное взаимодействие между социальными группами, классами, нациями (виды социальных общностей), с другой же стороны, предполагает наличие уровня непосредственного взаимодействия и его переживания. Социальные общности понимаются также как возникшие благодаря сродству индивидов между собой, благодаря общности между ними, типически (Дильтей). В современной социологии характеристики тотальности/локальности социальных общностей прилагаются к понятию «новой общественности», ассоциации свободных и равных индивидов, определяющих в ходе коммуникации, аргументированного обсуждения нормативные условия своего существования.
Социальный институт – это комплекс устойчивых принципов, норм, установок, регулирующих определенную сферу человеческой деятельности. В соответствии с исследовательской практикой социальные институты описываются в терминах стабильности, устойчивости, перманентности, временной длительности существования. Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Следует иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института. Понятие «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д.
В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, традиции, религиозные нормы, правовые нормы, моральные нормы.
Социальная роль - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие «роль» было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж.Г. Мидом в 30-х 20 в. Впоследствии оно получило дальнейшую разработку как в западных, так и марксистских социологических и психологических теориях. Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. «мест» в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый «социальный заказ», т.е. реализовать предписываемую функцию. Следуя этим «правилам игры», конкретный человек исполняет один из нескольких вариантов социальной роли.
Указывая на конкретную социальную роль, мы относим человека к определенной социальной группе. Диапазон и количество ролей обусловливается многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность с ее потребностями, интересами, ценностями. Причем ряд социальных ролей предписаны человеку от рождения, т.е. определены его полом, возрастом, социальным происхождением и т.п., - это аскриптивные (предписанные) роли. Другие же приобретаются путем личных усилий человека, благодаря его индивидуальным качествам (занимаемая должность, например) - достижительные роли.
1.
"...Социальная общность может
рассматриваться в качестве клю
"Важнейшим,
ключевым для социологии
"Что
касается исходной клеточки
С
кем из авторов вы согласны в определении
ключевой категории социологии или
у вас есть своя позиция по этому вопросу?
Аргументируйте ответ.
Все
три определения указываю на различные
аспекты понимания ключевой категории
социологии, между ними нет противоречия,
и все они важны для социологического
анализа. Поэтому мы согласны со всеми
авторами. Выбор же конкретного определения
может быть обоснован конкретной, решаемой
в данный момент задачей.
2. Известный американский социолог Эдвард Шилз в статье "Призвание социолога" выделяет три типа взаимоотношений социологии и власти.
Первый - манипулятивный - характеризуется сотрудничеством с властью: социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведением людей и групп.
Второй - критический - тип политической ориентации имеет место, когда социологи отказываются от сотрудничества с властями, занимают независимую, аналитическую позицию по отношению к проводимой политике.
Третий - согласительный - тип ориентации заключается в поиске согласия, консенсуса между властями, группами, личностями.
Как
вы считаете, какую позицию по отношению
к власти должны занять российские
социологи? К какому типу, по вашим наблюдениям,
относится большинство
из них сейчас? На основании каких показателей
вы пришли к такому выводу?
В
настоящее время российская социология
в массе своей, по видимому, находится
на первом – манипулятивном этапе взаимодействия
с властью, обслуживает интересы власти,
хотя для интеллигенции, научной сферы
более характерен критический тип, согласительный
тип отношения с властью, к которому и
должна стремиться социология, является
пока только идеалом. Для того чтобы
прийти к такому выводу, достаточно понаблюдать
хотя бы ха ходом предвыборных кампаний
и рекламных акций. Очень интересная и
показательная дискуссия о месте социологии
в России приведена на сайте института
социологии РАН (http://www.isras.ru/blog_
Дисциплина |
| |||
Естественное | Техническое | Социальное | Гуманитарное | |
1. Анатомия
2. История 3. Сопромат 4. Философия 5. Биология 6. Электротехника 7. Физика 8. Теория машин 9. Социология 10. Астрономия 11. Богословие 12. Психология 13. Биохимия 14. Экономика 15. Радиоэлектроника 16. Этика 17. Геология 18. Космонавтика 19. Правоведение 20. Химия полимеров |
* * * * * * * |
* * * * * |
* * * |
* * * * * |