Место и роль социологии в системе социально-гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социологии в системе социально-гуманитарных наук. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

◦рассмотрение социологии, как науки;
◦определение понятия социологии и задачи предмета;
◦анализ сходства и связи социологии с другими науками, выявление форм влияния на них.

Содержание

Введение 3
1.Социология как наука 4
1.1 Понятие, предмет и роль социологии 4
1.2 Сходство социологии и других гуманитарных наук 7
2. Место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания 9
2.1 Место социологии среди других наук 9
2.2 Связь социологии и философии 11
2.4 Связь социологии с политологией 15
2.5 Связь социологии с экономическими науками 17
2.6 Общие черты и различия социологии с другими науками 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ контрольная 2 курс.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Несмотря  на это, социология и политология, совершенно разные науки. Социология исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, изучает людей и общности как объекты и субъекты деятельности, отношений и поведения. Политология же изучает политическую действительность, политическую жизнь общества. Поэтому между этими двумя науками существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина - социология политики.

     Важнейшим объектом рассмотрения социологии и  политологии является гражданское  общество. Но если социология анализирует гражданское общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы, политические отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и организаций и т.д. Все силы политологии направлены на всеобщий анализ проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономерности политической жизни, чтобы на основе этого оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д., а это возможно только при условии изучения общества в целом как социальной системы, что и выступает предметом социологии.

     2.5 Связь социологии с экономическими науками

       Экономическая наука изучает  закономерности и формы развития  отношений, которые складываются  в процессе производства, обмена  и распределения, материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности - экономической наукой8. Ведь на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как радикальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в производственном процессе.

     Трудовая  деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа - что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производительности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отношений и т.п.

     Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных производственных функций, а о субъекте целостной сознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректировку самой себя.

     Так как условием жизнедеятельности  человека является способ производства, лежащий в основе всех социальных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических  исследований непосредственно смыкаются  с направлениями социологических исследований. В то же время многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях9.  

     2.6 Общие черты и различия социологии с другими науками

     Социология  как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в  отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального "Я", а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия "Мы". Изучаемая личность для социолога - это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе.

     У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта  общность заключается в том, что  они используют общие методы для  получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология, статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Контент-анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции.

     Особо следует отметить наличие связи  социологии с естественными и  точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с биологией нашел  свое специфическое выражение системный  подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных математических методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.

     Очевидна  также связь социологии с правовыми науками, изучающими юридические нормы, которые с помощью законов регулируют социальное поведение людей и закрепляют определенные отношения внутри общества.

     Социология  оказывает большое влияние на развитие этики и эстетики. Она  предоставляет им количественную и  качественную оценку степени развитости норм и ценностей, которые регулируют отношения между людьми. Она позволяет  установить уровень зрелости эстетического вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потребностей населения и т.п. В то же время социология опирается на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни общества, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д.

     Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические  дисциплины и т.д.) обращают главное  внимание на рассмотрение отдельных  сфер и сторон жизни с точки  зрения их внутренних, специфических  законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения10. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности. Так, по мнению М.Вебера, социология начинается там, где обнаруживается, что экономический человек - это слишком упрощенная модель человека. Таким образом, будет правомерно сказать, что утверждение социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представления о человеке (юридические, политические и др.).

     Все это означает, что важное значение имеет не только специфика каждой из наук, но также и их интеграция, так как это позволяет иметь более или менее целостное представление о всей системе социально-гуманитарного знания. И необходимо отметить особую роль и место социологии в этой системе.

     Она помогает в формировании соответствующих реальностей, а также гуманистических ценностей и социальных установок, норм и принципов жизни, опираясь для этого на раскрытые ею законы социальной деятельности, отношений и поведения личности и различных общностей.

     Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.

     Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии - экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и находится на стадии становления социопедагогика. Как отмечает Ж.Т.Тощенко, вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, "во-первых, в "замыкании" проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания".

     Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах11. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет роль социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.  

 

      Заключение

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что социология довольно молодая  наука, поэтому и в настоящее  время совершенно справедливыми остаются слова о том, что наука не может успешно идти вперед, если у нее нет своего общепринятого и всем одинаково понятного языка. Чем совершеннее наука, тем точнее ее общие понятия, тем прочнее ее терминология. В этом отношении социология оставляет желать еще весьма и весьма многого.

     Проведение  всевозможных семинаров, конференций, съездов, симпозиумов отечественных  и зарубежных социологов, а также  обмен мнениями через печатные издания  позволяет прийти к общему мнению и достаточно продуктивно решать данную проблему.

     Социология  занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди  социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно  сказать, что социология «проникает»  во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

 

Список используемой литературы

  1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций; Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс,2004. – 203 стр.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2005. – 244 с.
  3. Галактионов А. А. Русская социология XI–XX веков: Учебник. СПб., 2002. – 305с.
  4. Гидденс Э. Социология. М., 1999. – 300 с.
  5. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. М., 2001. – 200 с.
  6. Елсуков А. Н. Краткий курс теоретической социологии: Учеб. пособие для вузов. Минск, 1999. – 350 с.
  7. Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социология: Учебник для вузов. М., 2000. – 340 с.
  8. Социология : Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.
  1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  1. Основы  социологии: Учеб.для студ. ссузов / В.В. Латышева. – М.: Дрофа,2004. – 315 стр.
  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание,переработанное и дополненное Москва: Центр,2004. - 400 с.
  3. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики,2007.- 250 с.
  4. Социология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 2000. – 200 с.
  5. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. М., 2001. – 303 с.
  6. Фролов С. С. Социология: Учебник. М., 2000. – 415 с.
  7. Ядов В. А., Семёнова В. В. Стратегия социологического исследования. М., 1999. – 287 с.

Информация о работе Место и роль социологии в системе социально-гуманитарных наук