Место и роль социологии в системе социально-гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социологии в системе социально-гуманитарных наук. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

◦рассмотрение социологии, как науки;
◦определение понятия социологии и задачи предмета;
◦анализ сходства и связи социологии с другими науками, выявление форм влияния на них.

Содержание

Введение 3
1.Социология как наука 4
1.1 Понятие, предмет и роль социологии 4
1.2 Сходство социологии и других гуманитарных наук 7
2. Место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания 9
2.1 Место социологии среди других наук 9
2.2 Связь социологии и философии 11
2.4 Связь социологии с политологией 15
2.5 Связь социологии с экономическими науками 17
2.6 Общие черты и различия социологии с другими науками 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ контрольная 2 курс.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Данный  взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основания. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Ведь уже О.Конт рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который проходит три этапа: от теологических систем к метафизическим, а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию4. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией методологических основ общественных наук. Наука отказалась от поддерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая "позитивной" наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.

     В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:

     Во-первых, социология - это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.

     Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической  социологии, которая является одним  из трех уровней социологии.

     В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.

     В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке  социологии с другими науками, которые  получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).

     Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при  определении понятия социологии, что если имеется "n" разных объектов изучения, то их будет изучать "n" частных наук, к которым присоединится "n+1" наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. Можно сравнить положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии - по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.

     В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как  происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.  

     2.2 Связь социологии и философии

     Социология, как и ряд других наук, вышла  из философии. Длительный период времени  социологическое знание накапливалось  в недрах философии. И даже после  того, как О.Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

     При исследовании ряда ключевых проблем  общественной жизни теоретическая  социология тесно переплетается с социальной философией, так как многие положения и выводы второй оказываются органично включенными в первую. Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос само существование социологической науки. Социальная философия - это раздел философии, занимающийся осмыслением качественного своеобразия общества в его отличие от природы. Данная наука анализирует такие проблемы, как смысл и цели существования общества, генезис и перспективы, направленность развития общества и т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решения мировоззренческих проблем, при этом центральное место среди них занимают смысложизненные проблемы.

     Социология  не является философской наукой и  поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, опирается на общефилософские законы, Т.е. законы, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальной философии - законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находит отражение специфика социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфические связи и взаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимается социология.

     Общим для социологии и социальной философии  является то, что они рассматривают  общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.

     Таким образом, можно отметить, что социальная философия выступает как общетеоретическая  и методологическая основа социологии, так как знание законов и категорий  более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.

     Для философии исходный пункт исследования - это человек, а для социологии - общество5. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интересами. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как социальный тип.

     Целью для философии выступает выработка  мировоззрения, процесс формирования, утверждения и ниспровержения которой  может длиться в течение целой  эпохи или формации, а для социологии - получение достоверной, истинной картины  современного мира и решение конкретных общественных проблем своего времени.

     Если  философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными  установками, развитие которых происходит на основе цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности. О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О.Конт.

     Философия использует, например, диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников марксизма) и исторический подход. Социология вырабатывает свой социологический подход - системный, различные методы: структурно-функциональный, сравнительно-типологический, типологический, интерпретации, социометрии и моделирования.

     Философия и социология - это две самостоятельные  социальные науки, которые находятся  в отношении диалектического  взаимодействия и тождества основополагающих принципов понимания мира, а не включение одного в другое, и тем  более отношение части и целого, или субординации.

     В то же время в основе многих понятий  социологии лежат категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских  категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, социальный контроль, социальные институты и др.

     Но, как уже говорилось, неправомерно будет сводить предмет и категориальный фонд социологии к социальной философии, так как для социологии характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Также для социологии очень важно, чтобы их можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому является отмеченное выше высказывание В.А. Ядова: "Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, Т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию6. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др." Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перерабатывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно. Несмотря на трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью общественного знания, которая позволяет получить целостную картину отношения человека к миру.  

     2.3 Связь социологии с историей

     Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия7. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология - in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.

     Хотя знания о прошлом очень важны, но они не в состоянии полностью объяснить настоящее и тем более помочь предвидеть будущее. Современность всегда отличается от прошлого. То, что раньше было целью и результатом, в настоящее время превращается в предпосылки, условия и средства для новой деятельности. А задача социологии и состоит в том, чтобы зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

     В отличие от истории, которая изучает  все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, социология изучает  в обществе только "социальное". Поэтому объект социологии уже объекта истории.

     Социологические выводы и положения непосредственно  опираются на обобщение исторического  опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследований является необходимым  условием, важной предпосылкой для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной действительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность историкам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исторических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.

     Следует отметить, что и социология, и  история сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, с наличием в обществе объективных, не зависящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. Во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые невозможно причинно объяснить, но которые носят закономерный характер, оказывая при этом существенное влияние на "зигзаги" в развитии общества и его истории. 

     2.4 Связь социологии с политологией

     Тесная  взаимосвязь между социологией  и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами  политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в- третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в - пятых, общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое оказывают на него существующие в нем политические структуры и различные политические режимы.

Информация о работе Место и роль социологии в системе социально-гуманитарных наук