Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:48, дипломная работа
Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.
Для достижения цели в ходе исследования надо было решить несколько задач, которые являются поступательными шагами для достижения цели.
Задачи:
1. ознакомиться с научно-методической базой по проблемам семей и семейной политики;
2. особое внимание уделяется анализу демографических показателей;
3. анализа научно-теоретической базы предполагает понимание основ и предпосылок изменения социальной защиты семьи от форм социальных пособий к материнскому капиталу;
4. проанализировать нормативно-правовую базу Российской Федерации по семейной политике.
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
материнский капитал социальное
Еще одним фактором, оказывающим влияние на прогнозный фон, является отсутствие молодежной политики, ухудшение здоровья молодежи репродуктивного возраста, негативные показатели смертности и заболеваемости в целом.
Прогнозный фон для рождаемости достаточно негативен, но надо отметить шаги, которые в последние годы делаются, что бы повлиять на безрадостную демографическую ситуацию, в том числе и материнский капитал, его дальнейшее совершенствование, появление новых, инновационных методов социальной защиты семей.
Будущее нашей страны зависит, во многом от решения тех проблем, которые существуют в семейной политике сейчас.
Материал вышеизложенной главы был посвящен юридическим аспектам социальной поддержки семей с детьми, в центре которых находится материнский капитал.
Так как социальная сфера является достаточно молодым направлением в современной российской внутренней политике, то, естественно, существует ряд недостатков.
Наши рекомендации по совершенствованию социальной поддержки семей будут изложены в следующей главе.
В данном случае, хотелось бы обратить внимание на основные выводы, которые стоит сделать, резюмирую эту главу:
1.
в современном мире большое
значение приобретает
2.
Россия пережила тяжелые
3.
социальная политика в
4.
социальная политика в
5.
законодательство Российской
6. серьезной проблемой остаются вопросы индексации и формирование размеров социальных пособий семьям и гражданам, имеющим детей;
7.
закон «О дополнительных мерах
поддержки граждан, имеющих
8.
мнение населения о
9.
очевидно, что закон о материнском
капитале, как и другие важные
социально значимые
10.
большее распространение, на
11.
как положительный момент
12.
в целом, надо признать, что
социальная политика в
13.
в мире существуют разные
14.
для США характерна
15.
для западноевропейских стран
характерна консервативная
16.
во всех странах мира в центре
внимания социальных служб
17.
в большинстве стран размер
социальной помощи семьям
18. при этом социальная политика в России сталкивается с рядом серьезных научно-методических, финансовых, правовых, организационных проблем;
19.
прогнозный фон для
20. будущее нашей страны зависит, во многом от решения тех проблем, которые существуют в семейной политике сейчас;
21. на рождаемость оказывают серьезное влияние морально-нравственные факторы – ценность семьи и детей, взаимоуважение супругов друг к другу.
В подобной ситуации хочется обратиться к опыту зарубежных стран, в которых вопросами семейной политики занимаются дольше, чем у нас и имеют более богатый практический опыт, научно-методическую базу, систему нормативно-правового регулирования.
Это необходимо для сравнения тех принимаемых мер и того опыта который есть у нас и передового опыта США и Западной Европы, так как, возможно, какие-то модели социальной поддержки можно перенять и интегрировать в российскую систему социальной защиты.
Это
важно и потому, что в сравнении
видны и свои недостатки, что помогает
сформулировать рекомендации по совершенствованию
социальной политики в отношении семьи
в нашей стране.
Заключение
Социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны.
Социальные службы все еще ориентированы на такие категории населения как пожилые граждане, инвалиды.
Но не стоит забывать о молодежи, как о будущем нашей страны.
Именно молодежь будет создавать инновационные технологии, управлять страной, добиваться высоких достижений в искусстве и спорте.
И самое главное – именно от молодежи зависит воспроизводство населения, как физическое, так и социальное, и нравственное.
Поэтому молодая семья нуждается в особой заботе как государства, но и общества.
Что бы семейный образ жизни «вошел в моду», у молодых людей должны быть необходимые стартовые возможности, которые позволят им начать создание новой ячейки общества – собственной семьи.
До недавнего времени, проблема социальной поддержки семьи стояла очень остро. Пособия в размере 500 рублей на ребенка казались нелепой и злой шуткой, а не реальной помощью.
Именно
поэтому президент и
Итогом этого стал «материнский капитал».
Как уже было сказано выше, у этого закона есть свои «плюсы» и «минусы».
Этот закон подвергался критике, так как некоторые группы общественности через СМИ говорили о его гендерной несправедливости, так как материнский капитал имеет право получать только женщина, а, соответственно, его антиконституционной сущности.
Также многие критики считали, что раз пособие дается на второго и последующего детей, то первый ребенок оказывается как бы ущербным.
Отчасти это конечно так.
Но мы выше уже обозначили свою основную позицию по этому вопросу – любая помощь государства молодой семье надо признать благом.
Важным моментом все-таки остается то, чтобы органы власти ответственные как за законотворческую деятельность, так и исполнительная власть, не «почивали на лаврах», а предпринимали шаги к новым способам помощи семьям с детьми.
Линий раз напомним, что ежегодно, по официальным подсчетам, Россия теряет 800000 человек, тогда как рождается значительно меньше. Население страны стремительно тает.
Семьи нуждаются не только в финансовой помощи.
Интересен норвежский опыт по регулированию дошкольных образовательных учреждений. Проблема с детскими садами в России тоже стоит очередь. Средства массовой информации постоянно муссируют тему очередей в детские сады.
Также необходимо проводить политику по пропаганде семейного образа жизни. Молодежная политика в России находится не в самом лучшем состоянии. А ведь именно молодежь должна создавать инновации, управлять страной и, естественно, воспроизводить население.
Опыт других государств показывает, что система социальной поддержки семьи основывается на системе как пособий, которые существуют в разных вариантах (пособия для всех граждан, пособия для особо нуждающихся), и на системе помощи семье – психологической, педагогической, социально-медицинской и др.
Важной проблемой остаются семьи с детьми-инвалидами. Что бы оказать дополнительную помощь этой категории необходимо развивать общественные и благотворительные организации.
Во-первых, это создает конкуренцию на рынке социальных услуг.
Во-вторых, эти учреждения – важный институт гражданского общества.
В-третьих, эти учреждения формируют независимый, альтернативный взгляд на проблему.
Также зарубежный опыт показывает, что социальная поддержка должна быть дифференцирована – то есть, размер пособия формируется в зависимости от нуждаемости.
Очевидно, что надо предпринимать шаги, чтобы увеличивать размер материнского капитала, так как тот размер, который есть сейчас, не отражает реальной нуждаемости семей.
Как и в большинстве стран, в России размер пособий определяется прожиточным минимумом. Но расчет самого прожиточного минимума не всегда отражает действительность.
Другой важной проблемой является бюрократия. Социальные службы в Западной Европе и Северной Америке постепенно вызревали из нужд общества, тогда как в России социальные службы появились в приказном порядке, в условиях необходимости справится со свалившимися на страну социальными проблемами. Поэтому молодые социальные службы в России не имеют еще достаточного опыта для эффективной деятельности, но те шаги, которые предпринимаются, позволяют верить, что ситуация будет меняться в лучшую сторону.
Резюмируя, надо сделать несколько важных выводов:
Информация о работе Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи