Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.
Для достижения цели в ходе исследования надо было решить несколько задач, которые являются поступательными шагами для достижения цели.
Задачи:
1. ознакомиться с научно-методической базой по проблемам семей и семейной политики;
2. особое внимание уделяется анализу демографических показателей;
3. анализа научно-теоретической базы предполагает понимание основ и предпосылок изменения социальной защиты семьи от форм социальных пособий к материнскому капиталу;
4. проанализировать нормативно-правовую базу Российской Федерации по семейной политике.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
материнский капитал социальное

Работа содержит 1 файл

Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

     Отцы  могут также брать отпуск на весь этот период, за исключением трех недель перед рождением и шести недель после рождения ребенка, которые предоставляются только матери. Отцы также могут получить две недели неоплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка.

     Чтобы побудить обоих родителей к участию  в уходе за ребенком, в 1993 году была введена поправка, резервирующая 4 недели «длинной» части отпуска для отцов – так называемая «квота для пап».

     В августе 1998 года были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие выплачивается ежемесячно, не облагается налогом, ставка фиксированная и на момент введения примерно равнялась государственной помощи на оплату места в детском саду. В настоящее время месячное пособие составляет 3657 норвежских крон (450 долларов). Чтобы иметь право на получение пособия в полном размере, ребенок не должен полный день (более 32 часов в неделю) находиться в государственном детском саду.

     Детские сады, субсидируемые государством, быстро распространились в 1980-1990-е годы. Субсидия представляет собой взнос в бюджет детского сада в расчете на число посещающих его детей. Размер субсидии увеличивается в зависимости от количества часов пребывания детей в саду и выше для детей 0-2 лет, чем для других детей дошкольного возраста. Многие частные детские сады также получают субсидии на уровне муниципалитета.

     Основной  принцип финансирования детских  садов заключается в том, что  затраты должны быть распределены между  государством, муниципалитетами и родителями. Планировалось, что государство будет покрывать 40% затрат, а оставшиеся 60% будут поделены поровну между родителями и муниципалитетами. Однако, в связи со стремительным распространением частных детских садов, средний вклад муниципалитетов оказался ниже, а родителей – выше.

     На  государственном уровне размер родительского  вклада не регулируется.

     Субъект местного самоуправления – муниципалитет  – может назначать цены самостоятельно.

     В половине государственных детских  садов размер оплаты для родителей  зависит от дохода, в частных оплата фиксированная.

     Но  и в государственных, и в частных  детских садах предлагается скидка, если родители приводят более одного ребенка.

     Наблюдаемый в скандинавских странах на протяжении 1980-1990-х годов рост рождаемости  вновь вызвал интерес к вопросу о том, может ли щедрая семейная политика стимулировать рождаемость.

     Надо  сказать, что точка зрения, высказанная  Й. Стольтенберга, премьер-министром  Норвегии в 2001 году, - важным детерминантом рождаемости является «качество» общества и уверенность населения по поводу будущего.

     Современные женщины образованны, выходят на рынок труда наравне с мужчинами  и планируют наравне с мужчинами  участвовать в жизни общества.

     Как показывает норвежский опыт, дети остаются в планах и женщин, и мужчин, если общество будет готово принять на себя значительную часть ответственности и сопряженных издержек.

     Это подразумевает под собой политику, которая позволит женщинам сочетать рождение детей и оплачиваемую занятость, меры, способствующие укреплению гендерного равенства и побуждающие мужчин участвовать в уходе за ребенком.

     Возможно, страны с низким уровнем рождаемости, где еще многое улучшить в данной области, более всего выигрывают от реализации такой политики, особенно, если одновременно им удастся создать  стабильную экономику и сформировать у населения оптимистичный взгляд в будущее19.

     Опыт  зарубежных показывает, что государство  осуществляет социальную политику в  разных направлениях – через поддержку  сети дошкольных образовательных учреждений, материальную помощь, юридическую защиту семьи и материнства, не материальную помощь 

     2.2 Законодательство  Российской Федерации  в отношении семьи:  от социальных  пособий к сбережению  материнского капитала 

     Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.

     Эта позиция обозначена в Конституции  Российской Федерации, конституция  или уставах субъектов Федерации, в международном (те нормативно-правовые документы, которые ратифицировала Россия), федеральном, региональном, местном законодательстве.

     Семья является конституционно-правовой категорией, основанной на браке (то есть юридически оформленном, добровольном союзе мужчины  и женщины, порождающем взаимные личные и имущественные права  и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей).

     Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей» будет сказано ниже, так как  он лежит в основе данного исследования.

     В этом параграфе внимание будет уделено  трем нормативно-правовым документам – федеральным законам «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О государственной социальной поддержке», а также Концепция государственной семейной политики.

     Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется на следующие категории  граждан:

  1. граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  2. граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав;
  3. граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

     Этот  закон устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

     - пособие по беременности и  родам;

     - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

     - единовременное пособие при рождении  ребенка;

     - ежемесячное пособие по уходу  за ребенком;

     - ежемесячное пособие на ребенка;

     - единовременное пособие при передаче  ребенка на воспитание в семью;

     - единовременное пособие беременной  жене военнослужащего, проходящего  службу по призыву;

     - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

     Выплата этих пособий производится за счет:

     - средств Фонда социального страхования  Российской Федерации;

     - средств федерального бюджета,  выделяемых в установленном порядке  федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации и др.;

     - средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждением начального, среднего и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, обучающимся по очной форме обучения;

     - средств бюджетов субъектов Российской  Федерации в виде ежемесячного  пособия на ребенка;

     - межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета, предоставляемых  в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и др.;

     - субвенций, предоставляемых бюджетам  субъектов Российской Федерации  из Федерального фонда компенсаций,  образованного в составе федерального  бюджета, через федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

     Наиболее  важные статьи посвящены размерам пособий.

     Так, пособие по беременности и родам  устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются  страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; стипендии – женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д.

     Размер  пособия по беременности и родам  женщинам, уволенным в связи с  ликвидацией организации, прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариуса, прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию, составляет всего 300 рублей.

     Продолжительность отпуска по беременности и родам  составляет семьдесят календарных  дней до родов и семьдесят после  родов.

     Такой же размер (300 рублей) имеет единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

     Единовременное  пособие при рождении ребенка  выплачивается в размере 8000 рублей. Такой же размер имеет единовременное пособие при передаче ребенка  на воспитание в семью.

     Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается  в следующих размерах: 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым; 40% среднего заработка, за который начисляются страховые взносы, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством20.

     Сложно  сказать, насколько соответствуют  размеры этих пособий реальной социально-экономической  ситуации и насущным потребностям молодых  семей в России. Ниже будут приведены  результаты блиц опроса, который был осуществлен с целью узнать мнение общественности о материнском капитале.

     Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих  граждан.

     Согласно  этому закону, получателями государственной  социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

     Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения.

     Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

     Социальная  помощь назначается на основании  письменного заявления гражданина в письменной форме или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту жительству или пребывания, в котором заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах, принадлежащему ему (его семье) имуществу. Эти сведения могут подвергнуться проверке со стороны органа социальной защиты населения.

Информация о работе Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи