Массовые коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, объектом научного социологического интереса стала только в двадцатом веке. Истоками изучения коммуникации послужили различные научные направления психологии, лингвистики, а также идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирование социального знания как часть социальной деятельности людей.

Содержание

Введение 3
1. Основные подходы в социологии массовых коммуникаций 4
2. Теории массовых коммуникаций 8
3. Феномен массовой коммуникации: исторический и функциональный аспекты 12
Заключение 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Массовые коммуникации.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     В исследованиях, проводившихся под руководством Б. Грушина в рамках социологического проекта «Общественное мнение», была принята за основу такая классификация функций: -информирования; -воспитания; -организации поведения; -снятия напряжения; -коммуникации17.

     Функция информирования связана с донесением до аудитории разнообразной (в основном, новостной) информации. Функция воспитания подразумевает информацию об идеалах данного общества, передачу опыта поколений, формирование общественного мнения. Функция организации поведения предполагает деятельную реакцию аудитории на информационные стимулы средств массовой коммуникации. Функция снятия напряжения может быть названа рекреативной или развлекательной. Она важна настолько, насколько важным является досуг в условиях многочисленных стрессов. Пренебрежение ею дорого обходится конкретным средствам массовой коммуникации - в результате люди, как правило, находят другие источники информации. Функция коммуникации означает общение, обмен духовными ценностями или эмоциональными состояниями, одинаковыми для общающихся. Когда летчик читает об уникальной фигуре пилотажа, он извлекает из этого факта не только саму фактографию события, но ощущает значимость собственной социальной роли. На этом основан механизм восприятия массовой информации индивидом - это не только обмен информацией, но и ценностями, источник поддержки социальных ролей индивидуумов.

     Перечислить полный перечень функций и ролей средств массовой коммуникации по отношению к аудитории, индивиду достаточно сложно. Более того, указанные функции могут значительно различаться в зависимости от того, кто устанавливает цели коммуникации: общество, коммуникатор, аудитория. Ясно, что, говоря о первом случае, можно оперировать информативной и воспитательной функциями, во втором - информативной, просветительской, функцией достижения эмоционально-рационального баланса, в третьем случае уместно рассматривать функции удовлетворения познавательной потребности, поддержки моральных ценностей, развлечения.

     Функции средств массовой коммуникации различаются не только с точек зрения разных участников коммуникативной цепи. Если перейти на уровень отдельных средств массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет и т.д.), эти функции начнут трансформироваться: изменится их приоритет для каждого из средств. Так, телевидению в большей степени свойственна рекреативная функция. Теоретики телевидения утверждают, что фундаментальными принципами его являются конфронтация и развлечение; интимность и сериальность. Многочисленные исследования показывают, что телезрители лучше запоминают участников событий, а читатели газет - последовательность происходящего, логику события; телевидение чаще всего и отдает на откуп прессе именно разъяснение и интерпретацию фактов. Отчасти совмещает функции прессы, радио и телевидения Интернет.

     По  нашему мнению, при анализе «работы» функций средств массовой коммуникации можно выделить три стадии:

     - докоммуникативную;

     - коммуникативную;

     - посткоммуникатвную.

     В докоммуникативной стадии необходимо выделить жизненный багаж, с которым индивид подходит к любому новому явлению в его жизни. Информация средств массовой коммуникации попадает сначала на матрицу культуры, своеобразный экран, созданный предшествующим бытованием индивида в лоне определенной культуры. Влияет на факт коммуникации и объем предшествующего опыта его общения непосредственно со средствами массовой коммуникации. Одним из важнейших элементов докоммуникативной стадии является стереотип - привычка упрощенного понимания смысла происходящего. Теория стереотипизации берет свое начало из учения русского физиолога Ухтомского о доминанте - устойчивом очаге возбуждения в коре или подкорке головного мозга. По мере того, как возбуждение спадает, доминанта преобразуется в стереотип. Наше восприятие стереотипизировано - всей нашей культурой, нашим прошлым опытом, а главное, межличностными коммуникациями, начиная с раннего детства. Учет возможных и выявленных стереотипов аудитории является одним из необходимых условий эффективной коммуникации.

     Непосредственно коммуникативная стадия связана с группой факторов, касающихся характеристик самого текста. Так, нулевым, базовым условием для эффективной коммуникации является общий язык. В экспериментах, проходивших в рамках проекта «Общественное мнение»  (1967 - 1971гг.),18 Т. Дридзе обнаружила, что аудитория среднего промышленного города СССР дает ошибочное толкование или не знает значения слов: «бундесвер» и «вермахт» - в 80% случаев и более; «либерал» и «происки» - в 70% случаев и более; «демократ», «курс акций», «левые силы», «милитаризация», «реванш», «эскалация» - в 50% случаев и более.

     Заключение

     Массовая коммуникация - это вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в практическое сознание ценностей специализированного сознания в форме оценок, которые всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп. То, как сущность проявляется, или явлением массовой коммуникации, выступает массово-информационная деятельность, взятая со стороны содержания. Массовая коммуникация представляет собой разновидность производства духовных значений, выражающих и закрепляющих определенную систему ценностей. Содержание массовой коммуникации проявляется в различных формах. Различие указанных форм выражается в разнообразии жанров, материальных носителей и т.д.

     Субъектами  массовой коммуникации выступают субъекты внедряемых ценностей, то есть социальные общности, группы, стремящиеся представить  собственные ценности в качестве общих для всего общества, и, соответственно, свои оценки в качестве общезначимых, свои социальные установки в качестве общих для всех.

     Объектом  массово-коммуникационной деятельности является массовое сознание. Функцией массовой коммуникации как деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами определенного фрагмента продуктов специализированного сознания в форме оценок определенного вида явлений и фактов, актуальных с общественной и временной точек зрения.

 

     Список  литературы

    1. Абаев В.И. Отражение работы сознания в лексико-семантической  системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. - М.: Наука, 1970.
    2. Американская социологическая мысль (Тексты: Переводчик-Сосотавитель Е.И. Кравченко); Под общ.ред. В.И. Добренькова. М.: Международный университет бизнеса и управления. 1996.
    3. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Наука, 1979.
    4. Дридзе T.M. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — M.: Наука, 1984.
    5. Землянова Л.Я. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. - М., 1999.
    6. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
    7. Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974.
    8. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. - СПб, 1992.
    9. Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. - М.: Книга, 1975. - Т. 1.
    10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992
    11. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. №8. 2001.

Информация о работе Массовые коммуникации