Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:40, реферат
Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, объектом научного социологического интереса стала только в двадцатом веке. Истоками изучения коммуникации послужили различные научные направления психологии, лингвистики, а также идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирование социального знания как часть социальной деятельности людей.
Введение 3
1. Основные подходы в социологии массовых коммуникаций 4
2. Теории массовых коммуникаций 8
3. Феномен массовой коммуникации: исторический и функциональный аспекты 12
Заключение 20
Список литературы 22
С противоположным взглядом на роль массовой культуры в обществе выступила Бирмингемская школа, один из наиболее авторитетных представителей которой - С. Холл. Его последователи попытались более тщательно исследовать роль средств массовой коммуникации в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этнических меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
Основные тенденции в развитии культуры путем анализа ее текстовых моделей, а не деятелей культуры и искусства исследуются направлением методологического коллективизма. Культурологическую теорию коммуникации представляют канадский социолог и публицист X. МакЛюэн и французский социолог А. Моль. МакЛюэн утверждал, что средства массовой коммуникации формируют характер общества, а массовая культура приобщает человека к духовным ценностям. В «глобальной деревне» с помощью электронной коммуникации организуется свободное общение людей. Исторически развивающиеся системы культуры МакЛюэн разделял на устную, письменную и аудиовизуальную, считая главным для решения задачи успешного взаимодействия людей изучение коммуникативных средств. При чтении книги, подчеркивал он, люди думают линейно и последовательно, а при чтении электронной информации «мозаично», через интервалы. Эта привычка укореняется и при чтении книг, когда они просматриваются «по диагонали» для того, чтобы выловить интересующую информацию. «Мозаичность» культуры, создаваемой при помощи средств массовой коммуникации изучал и Моль. Теории обоих исследователей трактуют создаваемую средствами массовой коммуникации культуру как новый этап социального общения.
Культурологическое
направление в
Теории нонкоммуникации осуждают современные средства массовой коммуникации за манипулирование сознанием аудитории, за превращение ее в инертную и безвольную массу, за увод людей в миражи, за приведение их к отказу от волеизъявления и обновлений в коммуникативных процессах.
Начало процессов массовой коммуникации уходит в глубь веков. Для более глубокого понимания массово-коммуникационных процессов и их перспектив в современном обществе, на наш взгляд, необходимо проанализировать историю возникновения и развития массовых коммуникаций.
Согласно
современным научным
На первом этапе развития человеческое сообщество мало отличалось от стадных организаций, но задачи выживания и воспроизведения себе подобных усложнялись большей зависимостью от природы. Таким образом, отдельные физические умения становились все более технологичными и требовали обеспечения новой информацией. Условием выживания человеческой организации в большей степени становится оперирование внегенетической, новой, оперативной информацией.
«Быть может, историю человечества надо начинать не с появления первого каменного орудия или первого глиняного горшка, - пишет о возникновении речи В.И. Абаев, - а с того времени, когда сношения между человеческим группами, или, пользуясь выражением Герцена, их «трение друг об друга», сталорегулярным явлением и наложило определенный отпечаток на жизнь первобытного общества, на психику и поведение первобытных людей... Слово, как символ коллектива, теряет всякий смысл, если оно не противопоставляется другому символу другого коллектива. В одной, отдельно взятой, изолированной общине речь не могла зародиться, какого бы прогресса она ни достигла в других отношениях. Слово могло родиться только в контакте двух человеческих групп, как огонь высекается столкновением двух кремней». Начальная человеческая речь - это «набор социоразличительных средств, то есть знаков, служивших для различения одного коллектива от другого». «Противопоставление «мы» и «не мы», будучи первой социальной классификацией, было и первой лексико-семантической оппозицией»9.
Итак, возник язык - специальный код, с помощью которого можно было, абстрагируясь от конкретного события, генерировать знания, чтобы передавать их от поколения к поколению. Стала возможной коммуникация, осуществляемая вербальными средствами.
Первоначально для трансляции структурной информации достаточно было возможностей человеческого голоса. Следующий этап - развитие «усилителей» человеческого голоса для дистанционной передачи информации: гонец, барабан, сигнальный костер, колокол и т.п.
Огромный исторический путь прошли следующие виды массовой коммуникации:
- от «рекламных» наскальных рисунков до развитой индустрии маркетинговых визуальных коммуникаций;
- от бродячих артистов до мощнейшего комплекса шоу-индустрии и кинематографа;
- от рукописных историй до современного рынка книгоиздания.
Если
говорить о возникновении языка
как о начале истории человечества,
то в хронологическом порядке
можно назвать информационно-
-изобретение письменности;
-изготовление печатного станка Гуттенбергом;
-внедрение электронных масс-медиа.
Средства массовой коммуникации развивались параллельно трансформациям общества. Развитие материального производства усложняло структуру социальных институтов, для обслуживания нужд которых создавалась система массовых коммуникаций, по ходу дела также усложнявшая свои ф^шкдение прессы следует отнести к периоду второй революции в сфере коммуникаций, связанной с изобретением Гуттенбергом в 1440 году печатного станка. Печатные газеты появились на заре XVII века сначала в Германии (1609), затем в Англии (1622) и во Франции (1631). В России первая газета, «Ведомости», увидела свет в 1702 году. Процесс развития прессы шел стремительно. К концу XIX века на один миллион жителей приходилось периодических изданий: в Швейцарии - 230, Бельгии - 153, Германии - 129, Франции -114, Норвегии - 89, Великобритании - 88, Испании - 68, Италии - 51, Австрии - 43, Греции - 36, России - 910.
Газеты, родившиеся первоначально как способ передачи информации, в ходе своего развития стали социальным институтом по ее производству. Чтобы совпасть по амплитуде с развитием общества, развитие средств массовой коммуникации должно было приобрести одно существенное качество: достичь такого уровня распространенности, чтобы сделать их потребление в обществе повседневной необходимостью. Если говорить о газетах и журналах, то это произошло не ранее XIX века.
Телеграф, изобретенный в XIX веке, ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света - информация и данное средство коммуникации стали массовыми.
Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом.
Появление новых сетевых телекоммуникационных технологий и, прежде всего, создание глобальной сети Интернет имеет все основания быть названным очередной информационно-коммуникационной революцией.
Согласно теории канадского ученого М. Маклюэна и его последователей появление телевидения знаменует конец эры Гуттенберга. Аналогично некоторые исследователи сегодня рассуждают о вытеснении Интернетом других средств массовой коммуникации. Однако более чем полувековая история развития телевидения, более 10 лет активного функционирования сети Интернет свидетельствуют о сохранении огромной роли книгопечатания, газетно-журнального дела, кинематографа в развитии человеческой культуры. По нашему мнению, проблема сосуществования возрастающего количества старых и новых средств массовой коммуникации имеет высокую актуальность и важность и требует отдельного анализа в рамках отдельной работы.
Сугубо
теоретическая схема
Американский политолог Г. Лассуэлл выделил три функции коммуникации:
1) обозрение окружающего мира (информационная функция);
2)
корреляция с социальными
3)
передача культурного начала
(познавательно-
В 1960 году американский исследователь Чарльз Райт к названным функциям добавил развлекательную12.
Специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включает в число функций еще одну - мобилизующую.13
Л.Я. Землянова выделяет три функции массовой коммуникации:
«1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об
опасностях ее разрушения;
2) корреляция элементов общества и среды;
3)
сохранение и передача
- функция антенны - снабжение общества различного рода информацией;
- функция усилителя - преувеличение фактов, драматизация событий;
- функция фокуса - средства массовой коммуникации являются фокусом изменения социокультурных течений;
- функция призмы - формирование новых моделей поведения;
- функция эхо - средства массовой коммуникации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.
Известный отечественный психолог А.А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:
- оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;
- функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;
- функция социального контроля посредством социальных норм;
- функция социализации личности16.