Массовая культура - её плюсы и минусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 02:02, реферат

Описание работы

Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………...3
1.Определение. Виды. Элементы.………………………………….....3
2.Типология культур………………………………..………………….4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

1.Положительные стороны…………………………………………..10

2.Отрицательные стороны…………………………………………...11
Заключение …………...………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»

 
 
 

     Исследователей  массовой культуры можно условно  разделить на два «лагеря»: на тех  исследователей, которые относятся  к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.

       Первые считают ее «низкой», «примитивной»,  ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их  понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура  в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».

       Вторая же группа исследователей  рассматривает массовую культуру  как вполне удовлетворительную  форму культуры, характерную для  развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

       Я не могу отнести себя ни  к первому, ни ко второму  «лагерю». Я нахожусь, как бы между  этими полюсами, потому что вижу  в массовой культуре, как плюсы, так и минусы.

1. Положительные стороны

 
 

       Из положительного в существовании  массовой культуры я вижу три  аспекта.  
Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.

     Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который  все больше присутствует в нашей  жизни, ведь она (массовая культура) носит  развлекательный характер. Каждый человек  имеет право после сложной  трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», но и просто получать удовольствие.

       Ну и, в-третьих, благодаря современным  средствам массовой коммуникации  людям стали доступны многие  произведения искусства, имеющие  высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем  возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт... В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.

     Еще можно добавить, что, благодаря массовой культуре, на сегодняшний день доступной становится элитарная. Можно не ходить в театр, но залезть в Интернет и найти необходимую музыку или постановку, информацию. Раньше, такой возможности у большинства населения не было. И все равно, как не крути, но элита осталась. И именно она направляет массовую культуру в нужное русло, пропагандирует то, что выгодно.

  1. Отрицательные стороны.
 

     С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.

     Люди  не хотят думать, не хотят не то чтобы  что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее. Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее. А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает.

     Продукция массовой культуры навязывает определенные нормы и ценности, при этом активно  воздействуя на психологию человека. Человек как бы становится «пленником»  этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!  
Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее.

     "Массовая  культура" делает из людей серую  безликую массу и прививает  нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.

Заключение

 
 

     Данная  тема никогда не перестанет быть актуальной, так как занимает слишком большую  часть нашего сознания, по крайней  мере, многих. Массовая культура, на мой  взгляд, прочно вошла в наш быт  и сознание, от нее мы не сможем уже никуда деться. У массовой культуры много как плюсов, так и минусов. Вы бор остается за каждым прислушиваться к ней или игнорировать. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    1. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2001.
    2. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Москва: Аграф, 1997.
    3. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. Общественные науки и временность. 1998
    4. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб., 1994.
    5. Гидденс Э. Социология. Москва: Эдиториал УРСС , 1999
    6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-ух т. Т. 2. Москва: Мир, 1992
    7. Л.Ф. Иванов Человек и общество.-5-е изд., перераб. и допол. Москва., 1999

Информация о работе Массовая культура - её плюсы и минусы