Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Актуальность темы «Марксистская социология в России» заключается в том, что страна, пытаясь найти новое место среди мирового сообщества и других стран, не может обойтись без оценки уже пройденного пути. Нельзя отрицать свое прошлое, нужно принимать его и делать выводы, воспринимая и беря на вооружение успехи и анализируя неудачи. Нельзя отречься на деле от марксистского общества, т. к. это наше прошлое, а кто отрекся от прошлого, не имеет настоящего.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Особенности развития марксистской социологии в России. Социально-
политическая ситуация…………………………………………….............5
1.1. Предпосылки распространения марксизма в России………………….5
1.2. Первые переводы: марксизм и народники……………………………...6
1.3. Образование группы «Освобождение труда»…………………………..8
Глава 2. Особенность взглядов Плеханова на исторический процесс.……...….11
2.1. Личность и деятельность Плеханова Г.В.……………………………..11
2.2. Идеи Плеханова Г.В…………………………………………………….12
2.3. Проблема человека у Плеханова Г.В…………………………………..17
Глава 3. Трансформация социологических идей марксизма в работах В.И.
Ленина……………………………………………………………………..22
3.1. Личность и жизненный путь Ленина Владимира Ильича……………22
3.2. Вклад Ленина В.И. в изучение проблем построения государства
и революционная борьба……………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………………..30
«Свободное народное государство было программным требованием немецкого с.-д. 70-х годов. Мы за демократическую республику, как наилучшую для пролетариата форму государства при капитализме, но мы не в праве забывать, что наёмное рабство есть удел народа и в самой демократической буржуазной республике. Всякое государство есть особая сила для подавления угнетаемого класса. Поэтому всякое государство несвободно и ненародно.
В критике парламентаризма Маркс писал, что всеобщее избирательное право должно служить народу, организованному в коммуну, чтобы подыскивать рабочих, надсмотрщиков, бухгалтеров, как индивидуальное избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю.
А Ленин говорил, что выход из парламентаризма, конечно же, не в уничтожении представительных учреждений, а в превращении представительных учреждений в работающие. Коммуна должна была быть не парламентским учреждением, а работающим в одно и то же время законодательным и исполнительным.
В.И.
Ленин рассматривает
«Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую пролетарскую государственную политику, проводя указанные меры к большому демократизму и искоренению бюрократизма».
А мы будем, как предполагал В. И. Ленин, бороться за разрушение всей старой государственной машины, так, чтобы сам пролетариат был правительством. Весь сознательный пролетариат будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма, за демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и солдатских депутатов, за революционную диктатуру пролетариата».
В.И. Ленин сознает пагубность пренебрежения интересами крестьянства, противопоставление его рабочему классу, как и противопоставление этих двух классов интеллигенции. НЭП должен был объединить эти слои общества на основе согласования их частных интересов и сочетания последних в общих для всех целях: строительстве нового общества. В.И. Ленин понимал государство как организацию, необходимую для подавления эксплуататоров и для полного уничтожения классов — функций, ложащихся на весь трудовой народ. В обществе, где есть классовые антагонизмы, государство возникает и выступает как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». В этом обществе государство представляет собой орган классового господства. Оно создает «порядок, который узаконивает угнетение, умеряя столкновение классов. В.И. Ленин указывает на непременное наличие особых вооруженных отрядов, которые имеют в своем распоряжении тюрьмы, принципиальное орудие силы государственной власти. Государственный аппарат эксплуатирует угнетенный класс, и его ниспровержение (ниспровержение буржуазии) начнет переходный период от капитализма к коммунизму.
И завершает свою работу такими словами:
«Потому
буржуазной общественной формой завершается
предыстория общества».
Заключение
Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли такие русские философы-марксисты – Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. В истории марксизма выделяют два этапа развития: первый, связанный с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса (до 1895 года) и второй (с 1895 года до наших дней), – ленинский этап, связываемый, прежде всего с деятельностью В. Ленина.
Г.В. Плеханов (1856 – 1918) занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории. Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.
С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И. Ленин (1870 – 1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической философской работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1911). Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства. Философские работы В.И.Ленина надолго определили основные черты советской философии.
Марксизм
оказал огромное влияние на судьбы
народов не только нашей страны,
но и всего человечества. Влияние
марксистской философии испытали многие
западные философы ХХ столетия, причем
не только философы-марксисты, но и
представители ряда немарксистских
течений: экзистенциализма, структурализма,
социологии Франкфуртской школы, представители
так называемого
Идеи
Ленина в социологии связаны с
развитием учения К.Маркса о классах,
классовой борьбе, роли народных масс
в истории, а также с решением
вопросов о соотношении демократии
и диктатуры, роли государства в
создании и функционировании нового
социалистического государства.
Список используемой литературы
ред. канд. Фил. Наук, доц. Д.Г. Лощакова. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула:
Пересвет, 1995
школы, Кемерово, 2004
5. Давид Шуб Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.).
Г.В.Плеханов и большевики до 1914 г., М., 1996
6. История социологии: в 3 кн.: учебник / Под ред. Проф. В.И. Добренькова,
М., 2004
7. Кабанов П.И., Кузнецов Н.Д. и др. История СССР, 1861-1917. Под ред.
Н.Д.Кузнецова - 5-е изд., перераб. М.,Просвещение,1984
8. Левин Ш. М. Черный Передел и проблема политической борьбы. Вопросы
истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в
России. М., 1961.
9. Ленин В. И. Государство и революция, М. Политиздат 1977г
10. Ленин В. И., Империализм и раскол социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т.30
11. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма, М. Политиздат
1982г.
12. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 4.
13. Ленин В.И. Развитие капитализма в России, М. Политиздат. 1952г
14. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, М.: Политиздат, 1956
15. С.С. Новикова. История развития социологии в России, Воронеж, 1996г 16. Тихомиров Л. А. Плеханов и его друзья. Из личных воспоминаний. Л., 1925.
17. Ткачев П. Н. Программа “Набата”, Революционное народничество 70-х
годов. Программа Земли и воли, Избр. соч. М. 1932
18. http://www.marxists.org/
19. http://www.libelli.ru/works/
20. http://www.opentextnn.ru/
21. http://www.lib.com.ua/books/6/