Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Актуальность темы «Марксистская социология в России» заключается в том, что страна, пытаясь найти новое место среди мирового сообщества и других стран, не может обойтись без оценки уже пройденного пути. Нельзя отрицать свое прошлое, нужно принимать его и делать выводы, воспринимая и беря на вооружение успехи и анализируя неудачи. Нельзя отречься на деле от марксистского общества, т. к. это наше прошлое, а кто отрекся от прошлого, не имеет настоящего.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Особенности развития марксистской социологии в России. Социально-
политическая ситуация…………………………………………….............5
1.1. Предпосылки распространения марксизма в России………………….5
1.2. Первые переводы: марксизм и народники……………………………...6
1.3. Образование группы «Освобождение труда»…………………………..8
Глава 2. Особенность взглядов Плеханова на исторический процесс.……...….11
2.1. Личность и деятельность Плеханова Г.В.……………………………..11
2.2. Идеи Плеханова Г.В…………………………………………………….12
2.3. Проблема человека у Плеханова Г.В…………………………………..17
Глава 3. Трансформация социологических идей марксизма в работах В.И.
Ленина……………………………………………………………………..22
3.1. Личность и жизненный путь Ленина Владимира Ильича……………22
3.2. Вклад Ленина В.И. в изучение проблем построения государства
и революционная борьба……………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………………..30
Группа «Освобождение
труда» поставила перед собой
две главные задачи: 1) перевод
на русский язык трудов К. Маркса и
Ф. Энгельса для распространения
в России идей научного социализма;
2) критика народничества и
2.
Работы и идеи Плеханова
Георгия Валентиновича
Политическая
деятельность Плеханова началась с
1875 года, когда он установил связи
с революционерами-народниками. Воспитанный
в образованной семье с передовыми
взглядами молодой Плеханов не мог
остаться в стороне от политической
жизни того времени. В известной
революционной народнической
В эмиграции Плеханов изучал произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, знакомился с западноевропейским рабочим движением, установил личные контакты с видными лидерами социал-демократического движения: К. Каутским, В. Либкнехтом, А. Бебелем и другими, а с 1889 года установил и личную связь с Фридрихом Энгельсом.
Г. В. Плеханов перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Эта работа составила, как признавал сам Плеханов, эпоху в его жизни, она явилась переломным этапом в его идейном развитии.
К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма. Плеханов стал первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и смелым защитником научного социализма. После народнического начался второй – марксистский этап в жизни и деятельности Плеханова.
Осенью
1883 года он основывает вместе с В. Засулич,
Л. Дейчем, П. Аксельродом, В. Игнатовым
в Женеве первую русскую марксистскую
организацию – группу "Освобождение
труда". Эта группа положила начало
распространению марксизма в России. Она
переводила на русский язык и распространяла
на родине важнейшие сочинения Маркса
и Энгельса. Для того, чтобы расчистить
путь социал-демократическому направлению
в России, Плеханов и его группа развернули
идейную борьбу с народничеством. Плеханов
стремился творчески применить основные
положения марксизма к российской действительности.
Г. В. Плеханов опубликовывает книги "Социализм
и политическая борьба", "Наши разногласия",
в которых с позиций исторического материализма
подверг решительной критике все направления
народничества и взгляды его идеологов
П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, М. А. Бакунина.
Он убедительно доказывал несостоятельность
и ошибочность народнической доктрины
в целом. Эти работы стали первым выпуском
из серии "Библиотека современного
социализма", которую начали члены социал-демократической
группы "Освобождение труда".
2.2.
Идеи Плеханова Г. В.
В 1883 году Плеханов в своем первом марксистском сочинении «Социализм и политическая борьба» предупреждал, что попытка какой-либо революционной партии, представляющей меньшинство населения, захватить власть с целью установления в России социализма окончится тем, что производством будет заведовать «социалистическая каста». Плеханов писал:
«При
такой опеке над народом народ
не только не воспитался бы для социализма,
но или окончательно утратил бы всякую
способность к дальнейшему
Так
писал Плеханов в 1883 году в своем
первом марксистском произведении «Социализм
и политическая борьба». А через
год в своем следующем
«Если
бы у нас действительно
Так писал Плеханов в 1883 и 1884 годах. И с этой позиции он за всю жизнь никогда не сходил. Плеханов был основоположником русского марксизма и правоверным последователем диалектического материализма, но его марксизм был совершенно иной, чем так называемый «марксизм-ленинизм».
В своей, вышедшей в 1950 г. в Париже, «Истории русской философии» профессор В. Зеньковский пишет:
«В общем надо сказать, что, оставаясь правоверным последователем диалектического материализма, как его строили Маркс и Энгельс, Плеханов всегда оставался все же внутренне свободным. Большой литературный талант, тонкое критическое чутье делали Плеханова живым и интересным писателем, в котором верность марксизму никогда не заглушала ни подлинного морального благородства, ни интереса к истине и ее прогрессу... Плеханов был лично благородным и этически глубоким человеком... В основе всей его идейной эволюции лежали именно моральные мотивы».
Так пишет в своей «Истории русской философии» беспристрастный русский ученый профессор Василий Зеньковский. И именно потому, что Плеханов был лично благородным и этически глубоким человеком и что верность марксизму никогда не заглушала в нем ни подлинного морального благородства, ни интересов к истине и ее прогрессу, он еще задолго до революции окончательно разошелся с В.И. Лениным. Плеханов сурово осуждал политику и тактику большевиков, а в 1917 году был одним из самых ярых противников Октября и считал его величайшим историческим несчастьем.
Еще в 1901 году Плеханов писал в журнале «Заря»:
«Самоотверженная
защита всех угнетенных и энергическая
поддержка всех несправедливо обиженных
принадлежит к числу
7 ноября 1903 года Плеханов писал в газете «Искра»:
«Наши приемы деятельности не могут оставаться без перемен. Чеховский «человек в футляре» был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. Нам футляры не к лицу, и было бы очень смешно и очень плохо, если бы мы не сообразовались с требованием политической погоды. Последовательные марксисты не могут быть и, конечно, не будут утопистами централизма!».
В
1904 году Плеханов в своей речи на
Амстердамском международном
«Иностранная политика царского правительства издавна была политикой хищничества и захвата. Это правительство стремилось подчинить себе все те из окружавших нас народов, которые не были достаточно сильны, чтобы дать ему грозный отпор, и оно окружило собственно-русскую землю целым ожерельем из побежденных народностей, возвращавших ему, в виде ненависти, то, что они получили от него в виде угнетения...
От такой политики само русское государство страдало не меньше, если не больше всех, потому что ни один народ не может быть свободен, служа орудием угнетения своих соседей, и потому что «порядок», который благодаря нашему правительству царствовал в Варшаве, в Гельсингфорсе и в Тифлисе, с такой же силой, с какой смерть «царствует» на кладбище, царствовал также в Петербурге, в Москве, в Киеве, в Одессе, словом, во всей России».
В заключение Плеханов сказал: — «Преследуя в нашей несчастной стране все талантливое, все живое и независимое, правительство видит себя теперь изолированным, окруженным жалкими и жадными бездарностями, которые думают только о своей собственной карьере и не могут обеспечить ему ничего, кроме целого ряда постыднейших поражений, и когда я говорю все это, я сознаю, что я выражаю мысли и чувства огромной массы русских людей».
Так
говорил Плеханов во время русско-японской
войны в 1904 году на международном
социалистическом конгрессе в Амстердаме
от имени тогда еще единой Российской
Социал-демократической
За десять лет до этого, 14 мая 1894 года, на праздновании столетия руководителя польского восстания Косцюшко в Цюрихе, Плеханов в своей речи сказал:
«Есть два способа любить свою страну. Один — это способ каннибала, думающего, что величие и слава его племени находятся в прямом соотношении к числу соседей, которые могут быть уничтожены или порабощены. Это способ наших шовинистов, наших Муравьевых». (Михаил Муравьев в 1863 году был назначен генерал-губернатором Северо-Западного края и при подавлении польского восстания в 1863 году проявил столько жестокости, что получил прозвище «Вешателя». — Д. Ш.).
«Я
не принадлежу к числу русских, которые
вешают, я имею честь принадлежать
к той фаланге русских, которых
считают заслуживающими виселицы или,
по крайней мере, изгнания. Эти русские
твердо убеждены, что чем больше
русский деспотизм
Плеханов Г.В. и Ленин В.И. были самыми выдающимися фигурами в российском политическом спектре. Но их взаимоотношения не были и не могли быть похожи на взаимоотношения Чернышевского и Добролюбова или Маркса и Энгельса. Наиболее глубокой причиной этого было принципиальное различие политических позиций. Общего дела на самом деле не было, но выявилось это далеко не сразу. Намного раньше проявились чисто психологические факторы.
В сибирской ссылке Ленин В.И. глубоко продумал проект коренной реорганизации существовавшего тогда социал-демократического движения в России. Основным звеном проекта было создание общерусской политической газеты. Установив связи с социал-демократическими кружками в России, Ленин выехал за границу. Важнейшим условием успеха было участие группы «Освобождение труда», которую возглавлял Плеханов Г.В.. Летом 1900 года Ленин В.И.и Потресов А.Н. явились к Плеханову Г.В. для переговоров. И тут произошло то, чего они никак не ожидали. Свою версию случившегося Ленин изложил в письме «Как чуть не потухла «Искра». 6Плеханов Г.В. попытался морально подавить «молодых», захватить в еще не реализованном проекте единоличную власть, подобную той, которой он, как выяснилось, располагал в группе «Освобождение труда». Не заявляя свои претензии открыто, он нажал на «младших партнеров» психологически, туманными намеками давая понять, что без него ничего не выйдет, и они должны безоговорочно, хотя и не формально, ему подчиняться. Внезапность нападения дала Плеханову Г.В. победу, но не более, чем на полдня. Как только прошли ошеломление и подавленность, «молодые» буквально взбесились. В одно мгновение многолетняя влюбленность в мудрого учителя сменилась самой яростной ненавистью. Остыв от бешеного столкновения, «воюющие», они же договаривающиеся, стороны сумели-таки прийти к соглашению, и газета «Искра» состоялась как важнейший этап в политической истории ХХ века. Во время выработки проекта программы внутри редакции "Искры" возникли серьезные разногласия между Лениным В.И. и Плехановым Г.В., а также другими членами редакции. Эти разногласия и споры чуть не довели до полного разрыва между Лениным В.И. и Плехановым Г.В. Но разрыв тогда еще не произошел. Ленин В.И. добился того, что в проект программы был внесен важнейший пункт о диктатуре пролетариата и четко было указано на руководящую роль рабочего класса в революции. По основному политическому делению того периода Плеханов Г.В., Ленин В.И. и Мартов Ю.О. были вместе. Они вместе создавали партию из бесформенного хаоса подпольных кружков и групп. Но впоследствии выяснилось, что они хотели создать разные партии. Один Ленин стремился к созданию организации революционеров, способной при благоприятных условиях перевернуть Россию. Прочие согласны были ограничиться менее решительными претензиями, зато иметь больше индивидуальной творческой свободы, не связанной жесткой дисциплиной.