Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Актуальность темы «Марксистская социология в России» заключается в том, что страна, пытаясь найти новое место среди мирового сообщества и других стран, не может обойтись без оценки уже пройденного пути. Нельзя отрицать свое прошлое, нужно принимать его и делать выводы, воспринимая и беря на вооружение успехи и анализируя неудачи. Нельзя отречься на деле от марксистского общества, т. к. это наше прошлое, а кто отрекся от прошлого, не имеет настоящего.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Особенности развития марксистской социологии в России. Социально-
политическая ситуация…………………………………………….............5
1.1. Предпосылки распространения марксизма в России………………….5
1.2. Первые переводы: марксизм и народники……………………………...6
1.3. Образование группы «Освобождение труда»…………………………..8
Глава 2. Особенность взглядов Плеханова на исторический процесс.……...….11
2.1. Личность и деятельность Плеханова Г.В.……………………………..11
2.2. Идеи Плеханова Г.В…………………………………………………….12
2.3. Проблема человека у Плеханова Г.В…………………………………..17
Глава 3. Трансформация социологических идей марксизма в работах В.И.
Ленина……………………………………………………………………..22
3.1. Личность и жизненный путь Ленина Владимира Ильича……………22
3.2. Вклад Ленина В.И. в изучение проблем построения государства
и революционная борьба……………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………………..30
Споры
Ленина В.И. с Плехановым Г.В. по программе
партии отчасти определили будущие разногласия
между большевиками и меньшевиками.
2.3.Проблема
человека у Плеханова
Г.В.
Как неоднократно признавался сам Плеханов, его не очень интересовали в философии проблемы гносеологии7. В этом он продолжал традицию народнической идеологии, из которой вышел. Как известно, концентрируя свое внимание на мировоззренческой функции философии, семидесятники не слишком задерживались на гносеологических изысканиях и спешили перейти к "житейскому действию", создать "практическую философию", необходимую им для немедленного решения назревших практических задач. Плеханов унаследовал эту практическую тенденцию народничества 70-х гг. Однако его теоретически не удовлетворял субъективный идеализм народнического движения, основанный на "субъективном методе" в социологии и волюнтаризме на практике. Рано поняв недостаточность благих пожеланий, Плеханов почувствовал необходимость поиска более веских теоретических оснований для обоснования практики революционной борьбы. Такие основания он нашел в философской и социологической теории марксизма. То обстоятельство, что он не придал большого значения вопросам гносеологии, наложило свою печать как на его понимание содержания марксизма, так и на оценку той роли, какую занимает в марксизме проблема человека.
Если
попытаться умозрительно вычленить
ту основную теоретическую проблему,
вокруг которой разворачиваются
все хитросплетения его философской
мысли, ее, пожалуй, можно назвать
так: "свободный человек и
Решая проблему человека с этих позиций, Плеханов испытал несомненное влияние антропологического материализма Л.Фейербаха и Н.Г.Чернышевского. Известно, что философская антропология интересовала и народнических идеологов. Но если они из нее, прежде всего, брали этические и исторические аспекты проблемы человека, Плеханова больше всего интересовали ее натуралистические основания.
Плеханов следующим образом интерпретирует основной гуманистический принцип его философии: "Фейербах взял "человека" за отправную точку своих философских рассуждений только потому, что отправляясь от этой точки, он надеялся скорее придти к цели, которая состояла в составлении правильного взгляда на материю вообще и на ее отношение к "духу". Стало быть, тут мы имеем дело с методологическим принципом, значение которого обусловливалось обстоятельствами времени и места..."8.
Плеханов
при построении своей гносеологии
не принял во внимание критики Фейербахом
прежнего материализма. Не поняв диалектического
движения философской мысли, в том
числе развития философской мысли
Фейербахом, Плеханов некритически объединил
всех материалистов. Стремясь исходить
из общих принципов
Центральной проблемой философии, ее ядром, Плеханов считал проблему отношения субъекта к объекту, духа к природе, "я" к "не-я".
В одной из последних философских работ Плеханов так формулирует этот вопрос: "...когда человек принимается философствовать, т.е. когда у него родится стремление составить себе стройное миросозерцание, то он непременно наталкивается на вопрос о том, как относится я к не-я, "познание" – к "бытию", "дух" – к "природе"... этот вопрос с давних пор сделался коренным вопросом философии"9
Все философы, исходя из решения этого вопроса, разделились на два отдела. К одному относятся те, которые "берут за точку отправления объект или, иначе – природу". При этом мыслителям приходится объяснять, каким образом к объекту прибавляется субъект, к бытию – сознание, к природе – дух. Так как они неодинаково объясняют это, у них получаются... не вполне одинаковые системы.
К другому отделу принадлежат все те философские построения, в которых точкой исхода является субъект, сознание, дух". "...на обязанности этих мыслителей лежит выяснение того, каким образом к субъекту прибавляется объект, к сознанию – бытие, к духу – природа" 1. Единственно верным взглядом, согласно Плеханову, является материалистический взгляд, ибо он полностью согласуется с данными науки. "Смотреть на явления природы с точки зрения науки – значит, объяснять их не действием того или другого духовного существа, а законами той же природы..." Научный взгляд на закономерность в природе совершенно исключает собой анимистический взгляд"10.
А
вот как формулирует Плеханов
свое понимание материализма. В одной
из первых программных философских
работ "К вопросу о развитии
монистического взгляда на историю"
он пишет: "Материализм есть прямая
противоположность идеализма. Идеализм
стремится объяснить все
Как
же, в конечном счете, решал Плеханов
основной вопрос философии, в чем
видел специфику второго
Бытие – субъект, мышление – предикат. Мышление обусловливается бытием, а не бытие мышлением. Бытие обусловливается самим собою..., имеет свою основу в самом себе". Этот взгляд Фейербаха, пишет Плеханов, представляет собой результат критики философии Гегеля, он был положен Марксом и Энгельсом в основу материалистического объяснения истории. Фейербах нашел, что философия Гегеля устранила противоречие между бытием и мышлением посредством устранения одного из его составных элементов, т. е. бытия, материи, природы. У Гегеля мышление и есть бытие. Но устранить один из элементов не значит разрешить противоречие. Идеализм не устанавливает единство бытия и мышления, он его разрывает. "Исходная точка идеалистической философии – "я", как основной философский принцип, совершенно ошибочна. Точкой отправления истинной философии должно служить не "я", а "я" и "ты". Только эта точка отправления даст возможность прийти к правильному пониманию отношения между мышлением и бытием, субъектом и объектом. "Я" есмь "я" для меня самого и в то же время – "ты" для другого. "Я" – субъект и в то же время объект. И надо заметить, кроме того, что я не то отвлеченное существо, с которым оперирует идеалистический философ. Я – существо действительное; мое тело принадлежит к моей сущности, более того – мое тело, как целое, и есть мое я, моя истинная сущность. Думает не отвлеченное существо, а именно это действительное существо, это тело... Тут не устраняется ни один из элементов противоречия, оба они сохраняются, обнаруживая свое истинное единство. "Что для меня, или субъективно, есть чисто духовный, нематериальный акт, то само по себе, объективно, есть акт материальный, чувственный" 12.
Глава 3.
Трансформация социологических
идей марксизма в работах
В.И. Ленина
3.1
Личность и жизненный
путь Ленина Владимира
Ильича
В.И. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924), российский политический деятель. Родился в семье инспектора народных училищ, ставшего потомственным дворянином. Старший брат В.И. Ленина казнен (1887) за участие в покушении на царя Александра III. В 1887г. В.И. Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; в декабре исключен из университета и выслан за участие в студенческом движении. В 1891 сдал экзамены за юридический факультет при Санкт-Петербургском университете; помощник присяжного поверенного в Самаре. В 1893 переехал в Санкт-Петербург. В 1895 В.И. Ленин участвовал в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», затем арестован. В 1897г. выслан на 3 года в с. Шушенское Енисейской губернии. В 1900 выехал за границу; вместе с Г. В. Плехановым и др. начал издание газеты «Искра». На 2-м съезде РСДРП (1903) В.И. Ленин возглавил партию большевиков. С 1905 в Санкт-Петербурге; с декабря 1907 в эмиграции. В апреле 1917, приехав в Петроград, В.И. Ленин выдвинул курс на победу социалистической революции. После Июльского кризиса 1917 на нелегальном положении. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран Председателем Совета народных комиссаров (СНК), Совета рабочей и крестьянской обороны (с 1919-СТО); член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР. С марта 1918 в Москве. Сыграл решающую роль в заключении Брестского мира. 30 августа при покушении на его жизнь был тяжело ранен. В.И. Ленин одобрил создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, широко и бесконтрольно применявшей методы насилия и репрессий; ликвидации оппозиционных партий, в т. ч. социалистических, что привело к возникновению однопартийной системы, оппозиционных органов печати; высылку из страны видных представителей интеллигенции, не согласных с политикой новой власти; репрессии по отношению к духовенству. В 1922 В.И. Ленин тяжело заболел и с декабря не участвовал в политической деятельности.
В.И. Ленин рано стал приверженцем идей К. Маркса и Ф. Энгельса и стремился применить их к решению проблем общественного развития России. Придя к выводу о вступлении России на путь капитализма, В.И. Ленин обосновал необходимость буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую революцию. Важнейшим средством революционной борьбы В.И. Ленин считал создание партии профессиональных революционеров, «партии нового типа», в отличие от парламентских социал-демократических партий. Занимая крайне левый фланг в европейском социал-демократическом движении, отвергая концепции Э. Бернштейна, К. Каутского и др. как реформистские и ревизионистские, В.И. Ленин пришел к выводу, что капитализм вступил в последнюю стадию своего развития — империализм и передовые страны Европы созрели для мировой социалистической революции. Резко критикуя принципы парламентской демократии и разделения властей, В.И. Ленин отстаивал курс на установление диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и коммунизма. В.И. Ленин считал, что Россия должна начать мировую социалистическую революцию. Острый кризис в стране после Октябрьского переворота и гражданской войны, не оправдавшиеся надежды на революцию в европейских странах привели В.И. Ленина к признанию ошибочности политики «военного коммунизма» и необходимости перехода к новой экономической политике. После смерти В.И. Ленина в СССР была канонизирована сталинская интерпретация Ленинизма; с сер. 80-х гг. в анализе идей и деятельности В.И. Ленина, оказавших значительное влияние на ход истории в 20 в., существует широкий спектр оценок — от позитивных до резко критических.
Основные
труды: «Что такое «друзья народа»
и как они воюют против социал-демократов?
(1894); «Развитие капитализма в
России» (1899); «Что делать? (1902); «Шаг вперед,
два шага назад» (1904); «Материализм и
эмпириокритицизм» (1909); «Империализм
как высшая стадия капитализма» (1916);
«Государство и революция» (1917); «Детская
болезнь «левизны» в
3.2. Вклад Ленина В.И. в изучение проблем построения государства
и
революционная борьба
В.И.
Ленин, являясь идейным лидером,
очень много пишет о
«В постоянных рассуждениях о государстве делается та ошибка, а именно забывают, что уничтожение государства есть уничтожение также и демократии, что отмирание государства есть отмирание демократии. Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государства, т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другой. Но, стремясь к социализму, будет исчезать надобность в насилии над людьми вообще».
В своей работе Ленин В.И. подчеркивает, что подобно тому, как все предшествующие общественно-экономические формации закономерно сменяли друг друга, так и капитализм должен быть заменен новым строем. Социализм, как строй, основанный на общественной собственности и устранивший эксплуатацию человека человеком, имеет коллективистскую основу. Он создается трудовым народом, основу которого и ведущую силу составляет рабочий класс, выступающий выразителем коренных интересов всех людей труда, то есть большинства. Поэтому такой строй политически не может быть иначе организован, как на основе демократии и народовластия. Признав, что социализм можно создать лишь при установлении политической власти пролетариата, В.И. Ленин считает необходимым создание и нового государства взамен сокрушенного социалистической революцией. Одним из предварительных условий построения пролетарской государственности является слом старой государственной машины. Образцом этому служил пример Парижской коммуны. Первым своим декретом она уничтожила постоянную армию, введя всеобщее вооружение. Она была выборным учреждением на основе всеобщего избирательного права. При этом в своих руках она держала как законодательную, так и исполнительную власть. Полиция, бывшая до того орудием центрального правительства, была лишена своих политических функций и была превращена в Ответственный Орган Коммуны, сменяемый в любое время. Так же поступили с чиновниками всех остальных отраслей управления. Общая военная служба оплачивалась как служба рабочего. Все привилегии высших государственных чинов исчезли вместе с чинами. Местные учреждения, объединяясь между собой, сами и через собрание делегатов посылали депутатов в национальную делегацию, заседающую в Париже. Так предполагалось объединить самоуправление производителей на местах в общенациональную систему. Это была полностью самоуправляющаяся организация власти рабочего класса, которую даже трудно считать государством. Для В. И. В.Ленина главное в такой организации власти было, прежде всего, отсутствие постоянных вооруженных сил (армии, полиции) и разветвленного чиновничьего аппарата, противостоящего истинно демократическим структурам. Рассматривая новую систему как полугосударство, В.И. Ленин, как до революции, так и некоторое время после нее был убежден в том, что социализму чужды товарно-денежные отношения, что в новых условиях общественный интерес полностью охватит личный, и не понадобится предпринимать меры к возбуждению и удовлетворению этого интереса у индивидуального производителя. В.И. Ленин опирается на работы Маркса и обосновывает самостоятельно необходимость коммуны: