Малые социальные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая структуру общества, социальную стратификацию и социальную мобильность, мы не можем не касаться проблемы социальных групп. Структура общества есть всегда совокупность взаимосвязанных групп, социальная стратификация - их расположение друг относительно друга в системе социального неравенства, а социальная мобильность - их перемещение в социальном пространстве в определенных направлениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..2
Понятие «социальной» и «малой социальной» группы…………….………5
Классификация малых групп………………………………………………....9
Развитие малой группы………………………………………………………14
4. Динамика малых социальных групп………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………………21
Литература…………………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     Эффективная коммуникация быстрее приводит к  индивидуальной удовлетворенности  деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий. Организация коммуникации как в школьном классе, так и в рабочем, трудовом коллективе на предприятии может способствовать, с одной стороны, повышению производительности, а с другой – достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии. Например, в результате изучения возможностей лекционного метода и метода дискуссий в студенческих группах было установлено, что для заучивания лучше всего использовать чтение лекций для больших групп (по аналогии со способом коммуникации типа «штурвал»), а для стимулирования самодеятельного мышления в большей степени подходит дискуссионный метод (аналогичный способу коммуникации типа «круг»). Таким образом, использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.

     Лидерство в группах. Одной из динамических характеристик группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным. Такими можно признать роли лидеров. Само по себе лидерство – это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во всех случаях выдвижение в лидеры обусловлено, в конечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, если его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.

     Характер лидерства в группе различается прежде всего по роли инструментального (делового) лидера, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи. При этом исполнение роли инструментального лидера зависит от типа группы и характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает «заряженность» команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является «генератором идей», определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей – тот, кто наиболее квалифицированно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.

     Однако  очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точки зрения лидер – авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, т.е. существующим только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных незаурядных качествах индивида.

     Одна  из основных обязанностей лидера в  группе – деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверке новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и, в конечном счете, статус лидера. 
 

  Нормативное поведение и групповая сплоченность

Вторичные группы возникают для реализации определенных общесоциальных целей. Например, объединение ученых в ассоциации или политиков в политические партии. В этих группах особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Они опираются на институционализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется нормами и правилами[8,с.68].  
На уровне возникновения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимодействий. Контакты членов группы и их взаимовлияние могут быть представлены в виде структуры отношений. Например, член группы А взаимодействует с В и В. Предполагается, что в результате взаимодействий складывается определенная групповая структура, в которой каждый член группы занимает "свое место" независимо от того, какие задачи должна решать группа.  
Модели взаимодействия в группах: уровень удовлетворенности групповыми отношениями наиболее высокий в многоканальной модели, наиболее низкий в круговой схеме и смешанный в центрированной схеме, где центральная фигура может испытывать большое удовлетворение, а люди на окружающих ее позициях могут чувствовать себя изолированными. Групповые взаимодействия опосредуются (как правило) нормативным поведением, иногда именуемым шаблоном. Оно связано с реализацией целей группы и в той или иной мере признается всеми представителями группы.  
Очень часто групповые взаимодействия отождествляются социологами с понятием групповой структуры, так как они связанны с другими элементами: ролью и статусом. Учитывая значительный удельный вес нормативной регуляции среди других проявлений социального влияния в группе, есть основание рассматривать нормативное поведение как самостоятельный фактор [6,с.116].  
Многообразие групповых норм и факторов, детерминирующих их, позволяет выделить общие методологические принципы действенности норм в малых группах. 
 1. Социальные нормы группового поведения есть продукт социального взаимодействия людей, объединенных общими интересами.  
2. Как правило, группа устанавливает не весь спектр норм для какой-либо конкретной ситуации, а лишь те, которые имеют для всех членов группы особую значимость.  
3. Нормативное поведение может либо быть предписано члену группы в виде роли (например, лидера), либо выступать в качестве ролевого стандарта поведения, общего для членов группы.  
4. Социальные, нормы могут дифференцироваться по степени принятия их членами группы: одобряемые всеми, частью и т. д.  
5. Социальные нормы в группах могут иметь различные континуумы отклонений и соответственно диапазоны санкций за девиантное поведение.  
6. Уровнем признания групповых норм всеми членами группы в значительной степени определяется характер групповой сплоченности. При анализе групповой сплоченности можно выделить переменные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, специалистов по групповой динамике, совокупности причин и следствий симпатий членов малой группы.  
К причинам относят: частоту взаимодействия индивидов, групповой характер их взаимодействия, стиль руководства группой (преимущественно демократический), фрустрацию (гнетущее напряжение) и угрозу течению группового процесса (как следствие межгрупповых отношений), статусные и поведенческие (межличностные) характеристики членов группы (по установкам, возрасту, профессиям, этическим                                                                                                                                                                                                     нормам поведения и др.).  
 
В числе последствий симпатий, а значит, и сплоченности выделяются: агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц и во внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрастание продуктивности группы и т. д. [7.с.92].  
Для социологии эти переменные играют особое значение, так как ярко выраженный эмпирический характер переменных позволяет фиксировать их уже на уровне программы при проведении конкретных социологических исследований групповой сплоченности.  
Результатом групповых взаимодействий является сплоченность, мотивацией которой становится совокупность потребностей и ценностей: ожидания членов группы или субъективная вероятность того, что членство в группе будет иметь для человека благоприятные (или отрицательные) последствия. Наконец, индивидуальный уровень сравнения - некоторая средняя субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах. Несмотря на то, что акцент в данном подходе делается на мотивацию, последняя опосредуется эмоциональным восприятием субъектов групповых отношений.  
Третий подход - собственно социологический, делающий акцент на анализе сплоченности как ценностно-ориентировочном единстве членов групп. Сама по себе идея единства на основе общих, разделяемых всеми членами объединения ценностей не вызывает возражений. На этой основе объединяются практически все сообщества, однако в малых социальных группах ценности как основа сплоченности играют особую роль.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

     Почему  ученые придают такое большое  значение изучению малых групп? Если представить себе, что численность  населения нашей планеты превышает 6 миллиардов человек и каждый из нас принадлежит не к одной, а к нескольким малым группам, то станет понятным, почему научный мир заинтересовался этим феноменом. Но дело не только в количественном показателе этого явления, но и в той социальной силе, с которой группа действует на своего члена. Малую группу можно определить как психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Признак группы состоит прежде всего в том, что изменение одной части группы изменяет состояние всех других частей.

     Личностные  особенности группового взаимодействия также являются важной детерминантой  групповой динамики. Несмотря на то, что малая группа представляет собой  целостную социальную систему, каждый из членов группы в той или иной мере влияет на внутригрупповые отношения, что может способствовать их дальнейшей гармонизации или, наоборот, вести к социальной дисгармонии и конфликту. Последний может стимулировать распад группы.

     Каждый  из нас входит одновременно в огромное число формальных и неформальных групп, в которых мы занимаем различный социальный статус: от лидера до простого члена группы. Следовательно, один и тот же человек в разных группах может выполнять различные функции и роли, что определяется типом личности и типом данной группы, ее целевыми установками.

     Групповые взаимодействия охватывают всю систему  жизнедеятельности личности. В одни группы мы входим по социальному долгу, обязанности, возможностям обеспечить свои материальные потребности, в другие – по духовным, интеллектуальным соображениям, чтобы удовлетворить свои эмоциональные и духовные интересы. Именно эта всеобъемлющая роль социальных групп в жизнедеятельности человека и общества стимулирует потребность их научного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература:

    1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996.
    2. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,1982. - 109,
    3. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.:ГАРДАРИКИ, 2004. – 592 с.
    4. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко: Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - С.330-335.
  1. Миллз Т. О социологии малых групп.// Американская социология: Перспективы, проблемы, методы./ Сокращенный перевод с англ. В. В. Воронина, Е. В. Зиньковского; Ред. и вступ. ст. Г. В. Осипова. – М.: Прогресс, 1972.
    1. Психология малой группы: Сборник научных работ. М.: Изд-во МГУ, 1994.
    2. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 1997.
    3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии, М.: Прогресс, 1969.

Информация о работе Малые социальные группы