Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:51, контрольная работа
Рассматривая структуру общества, социальную стратификацию и социальную мобильность, мы не можем не касаться проблемы социальных групп. Структура общества есть всегда совокупность взаимосвязанных групп, социальная стратификация - их расположение друг относительно друга в системе социального неравенства, а социальная мобильность - их перемещение в социальном пространстве в определенных направлениях.
Введение…………………………………………………………………………….…..2
Понятие «социальной» и «малой социальной» группы…………….………5
Классификация малых групп………………………………………………....9
Развитие малой группы………………………………………………………14
4. Динамика малых социальных групп………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………21
Литература…………………………………………………………………………….22
Первичные и вторичные малые группы
Первичная группа - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство "мы".
Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: "малочисленный состав, пространственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов" [2. С.53].
Впервые понятие "первичная группа" было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. Ч.Кули считал семью "первичной", потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. К "первичным группам" он также относил группы друзей и группы ближайших соседей [5. С.330-335].
Позднее данный термин стал использоваться социологами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.
Значение первичных групп очень велико, в них, особенно в период раннего детства, происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.
Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.
Ч.Кули отмечал две основные функции малых первичных групп:
1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.
2. Выступать
средством поддержки и
Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная - на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.
Основное
значение в этих группах придается
не личностным качествам членов группы,
а их умению выполнять определенные
функции. Например, на заводе должность
инженера, секретаря, стенографистки,
рабочего может занимать любой человек,
который обладает необходимой для этого
подготовкой. Индивидуальные особенности
каждого из них для завода безразличны,
главное, чтобы они справлялись со своей
работой, тогда завод может функционировать.
Для семьи или группы игроков (например,
в футбол) индивидуальные особенности,
личностные качества каждого уникальны
и значат очень много, и ни одного из них
поэтому нельзя просто так заменить другим.
Формальные и неформальные малые группы
Второе из исторически предложенных делений малых групп – это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э.Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э.Мэйо обнаружил еще и "неформальные" группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений "формальная" и "неформальная" на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий "группа" и "организация", что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий "организация" и "формальная группа" до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.
Несмотря
на некоторую нечеткость терминологии,
обнаружение самого наличия двух
структур в малых группах имело
очень большое значение. Оно было
уже подчеркнуто в
Таким
образом, и вторая из традиционно
сложившихся классификаций
Группы членства и референтные группы
Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г.Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена "референтной группы". В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М.Шерифа, где понятие референтной группы было связано с "системой отсчета", которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г.Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.
«Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида».[4] В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как "значимый круг общения", т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты "значимым кругом общения", т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о "референтных группах", а о "референтности" как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц .
Деление
на группы членства и референтные
группы открывает интересную перспективу
для прикладных исследований, в частности
в области изучения противоправного
поведения подростков: выяснить вопрос,
почему человек, включенный в такие
группы членства, как школьный класс, спортивная
команда, начинает вдруг ориентироваться
не на те нормы, которые приняты в них,
а на нормы совсем других групп, в которые
он первоначально совсем не включен (каких-то
сомнительных элементов "с улицы").
Механизм воздействия референтной группы
позволяет дать первичную интерпретацию
этого факта: группа членства потеряла
свою привлекательность для индивида,
он сопоставляет свое поведение с другой
группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос:
почему именно эта группа приобрела для
него столь важное значение, а та группа
его потеряла? По-видимому, вся проблематика
референтных групп ждет еще своего дальнейшем
развития, ибо пока все остается на уровне
констатации того, какая группа является
для индивида референтной, но не объяснения,
почему именно – она.
3. Развитие малой группы
Психологические
проблемы формирования и особенно развития
малых групп исследованы в
меньшей степени, чем их структурные
характеристики. Это связано с
тем, что изучение динамики протекания
социально-психологических явлений в
естественных группах представляет собой
сложную исследовательскую задачу. Кроме
того, динамические процессы в малых группах,
относящихся к различным классам, имеют
существенные различия (например, в трудовых
коллективах, семьях или дружеских компаниях).
Наконец, в отечественной психологии все
советский период проблема развития группы
ставилась и решалась в излишне идеологизированной
форме, исходя из представлений о некоем
эталоне развития группы (коллективе высокого
уровня развития), поступательное продвижение
к которому представлялось отличительной
особенностью развития коллективов в
условиях социалистического общества.
Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности
естественных групп в современном обществе
остается актуальной проблемой социальной
психологии.
Психологические механизмы формирования
(возникновения, образования) малых групп
могут существенно различаться в зависимости
оттого, о каком классе групп идет речь.
Образование формальных групп, выступающих
структурными элементами социальных организаций
и институтов, происходит, как правило,
вне прямой связи с потребностями и желаниями
людей объединиться именно в рамках данной
конкретной группы. В этом случае более
правильно говорить о механизмах вхождения
или включения индивидов в формирующуюся
или уже существующую группу. К числу таких
механизмов относится, в первую очередь,
привлекательность данной конкретной
группы для индивида. Однако вхождение
индивида в ту или иную формальную группу,
как правило, определяется интересами
и потребностями, не связанными непосредственно
с потребностью в общении и объединении
именно с данными людьми. Поэтому в их
возникновении большую роль играют психологические
механизмы эмоциональной привлекательности,
психологической совместимости индивидов.
К числу более универсальных психологических
механизмов, способствующих объединению.
4.Динамика малых социальных групп.
Рассмотрим специфические
факторы, которые присущи
Групповая динамика – взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эта и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.
Коммуникация в группах. Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация – это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы. Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельностью группы.
Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом [7: с. 216-217]. Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации, которые назвал так: «круг», «змея», «штурвал», «игрек», «паутина».
«Круг». «Змея».
«Штурвал».
«Игрек». «Паутина».
А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении группового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как в данном случае исключается общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации «круг». Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. «Круг» позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.