Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:51, курсовая работа
Итак, целью моей работы является показать развитие социологии по двум параллельным путям, макро- и микроуровням, но в тоже время тесно связанным между собой. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие социологии
изучить структуру социологии
посмотреть развитие социологии на макроуровне
проследить отделение и развитие микросоциологии
сделать выводы о различии и единстве макросоциологии и микросоциологии
Введение………………………………………………..………………….3
Глава 1. Социология……………………………..………………………………..5
Понятие социологии…………………………………………………..5
Социология как наука…………………………………………………6
Глава 2. Макро- и микроуровни социологии……………...…………………..10
2.1. Макросоциология…………………………….…………………………10
2.2. Микросоциология……………………………………………………….12
2.2.1. Социометрия…………………………………………………...…12
2.2.2. Теория социального обмена…………………………..…………13
2.2.3. Этнометодология………………………………………………...14
2.2.4. Анализ социальных сетей………………………………………..15
2.3. Единство и различие макро- и микроуровней………………….…..….16
Заключение……………………………………………………….………………..20
Список использованной литературы…………………………………..………21
Глава 2. Макро- и микроуровни социологии
Что
же представляют макро-
и микроуровни социологии?
2.1. Макросоциология.
Историческая
макросоциология —
Как это ни странно может показаться, изначально социология рождалась и развивалась именно как макросоциология. Огюст Конт, Карл Маркс, Джон Стюарт Милль, Фердинанд Теннис, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, занимались, главным образом, макросоциологической проблематикой: формулировались законы и определялись этапы исторического прогресса, развития и смены общественных формаций, описывались и изучались принципиальные типы обществ, культур и цивилизаций.
В XX веке социология стала более узкой, эмпиричной, методичной, сконцентрировалась на эмпирическом изучении групп и слоев отдельного общества-нации, во многом утеряла интерес к большим историческим процессам.
В высшем образовании макросоциология с начала 1990-х гг. стала институализироваться в университетах США как отрасль социологии. С тех пор она неуклонно распространяется у англоязычном академическом мире, а также в Голландии, Германии, Франции, Италии, скандинавских странах, в разных местах выступая под разными именами, отпочковываясь от социологии, мировой истории, геополитики, политической и экономической географии, геоэкономических, кросскультурных, цивилизационных исследований и т. д.
Социология в Советском Союзе, которая стала пробуждаться с 1960-х гг., естественным образом ориентировалась на мэйнстрим тогдашней западной, преимущественно наиболее развитой американской социологии с ее традиционным вниманием к опросам, анализу общественного мнения и т.п. Макросоциологическая проблематика оставалась табуированной, поскольку была надежно монополизирована одной из главных идеологических дисциплин — «историческим материализмом» («истматом»)[4]. Судя по всему, данная родовая травма сохраняется; поэтому, несмотря на переводы классических макросоциологических трудов П.Сорокина, Н.Элиаса, Н.Лумана, К.Поланьи, Й.Шумпетера, новых превосходных книг И.Валлерстайна, Дж.Арриги, Р.Коллинза , отечественные социологи за редчайшим исключением остаются равнодушными к анализу крупных социальных процессов, даже не считают такие исследования «подлинно научной социологией». Во многом по причине неведения, отчуждения и равнодушия социологов в России макросоциология пока не легитимирована, не говоря уже об институализации.
В то же время, в постсоветской России сохранился и продолжает расти интерес исследователей (как, правило, с философским, историческим и гуманитарным бэкграундом) к изучению крупных социально-исторических процессов. С 1990-х гг. стали появляться альманахи, журналы, коллективные монографии, ориентированные на мировой научный контекст («THESIS», «Цивилизации», «Время мира», «Логос», «Прогнозис», «История и математика» и др.), в которых множество материалов посвящено макросоциологической проблематике, пусть и под разными именами.
Как
только в российском социально-историческом
познании появится ряд оригинальных,
ярких (и что немаловажно —
получающих признание за рубежом) макросоциологических
исследований, научная молодежь получит
значимую альтернативу применения своих
талантов[3].
2.2. Микросоциология.
В 30е годы нашего столетия в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название микросоциологии.
Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их межличностном взаимодействии. В свою очередь микросоциология также делится на несколько направлений:
2.2.1. Социометрия
Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.[6]
Для
Морено и других представителей социометрии
объектом исследований являются реально
существующие малые социальные группы.
Главное, чем они характеризуются,
- это эмоциональные отношения
людей друг с другом, составляющие
атомарную (атомистическую) структуру
общества. Простое наблюдение не в
состоянии зафиксировать эти
отношения, но они могут быть выявлены
с помощью специфических
Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью пользуются:
Наряду
с ними в социометрии широко используются
разнообразные индексы, коэффициенты
и пр., позволяющие дать количественную
характеристику изучаемым явлениям
социального взаимодействия.
2.2.2.
Теория социального
обмена
Согласно этой теории, наше общественное поведение во многом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к другим людям будут вознаграждены тем или иным образом. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Если мы чем-то помогаем другу или коллеге, то, возможно, не ожидаем сразу же получить что-то взамен, но существует негласное предположение, что если в будущем мы поменяемся местами, то нам окажут такую же услугу. Данная теория разрабатывалась в работах Дж. Хоманса, П. Блау и Р. Эмерсона.[3]
Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе которого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы. Хотя Хоманс опирался при формулировке своих положений современной теории обмена на бихевиоральную психологию и микроэкономику, аналогичные теории можно также обнаружить в антропологии и политологии. Несмотря на то, что теория социального обмена, лучше всего объясняет взаимодействия между двумя лицами, она также была распространена на межгрупповые процессы. Хоманс сформулировал пять основных положений современной теории обмена. Он попытался дать объяснение социального поведения с использованием фундаментальных представлений о поведении, разработанных бихевиоральными психологами и неоклассическими экономистами.
2.2.3. Этнометодология
Этнометодология - теоретическое и методологическое направление в микросоциологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук. Основателем этнометодологии является Г.Гарфинкель. Весьма экзотична по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования.[5]
Этнометодология распалась на ряд течений:
Этнометодология пытается превратить методы исследования антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения социальных и культурных явлений. Тем самым этнометодология универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них основание социологического анализа современной социальной жизни. Предмет этнометодологии - процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социальной коммуникации между людьми. Причем все формы социальной коммуникации сводятся к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, этнометодология отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата.
2.2.4. Анализ социальных сетей
Анализ социальных сетей (social network analysis) - новое направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Сеть социальных взаимодействий состоит из конечной совокупности социальных акторов и набора связей между ними.[5]
В настоящее время в анализе социальных сетей выделяются четыре подхода:
2.3.
Единство и различие
макро- и микроуровней.
Социология как наука сформировалась и в первые десятилетия своего существования развивалась в Европе как макросоциология, претендующая на раскрытие глобальных законов. Но вскоре появилась так называемая микросоциология, отказавшаяся от философствования об обществе вообще, занявшаяся изучением поведения индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмов межличностных взаимодействий и другой конкретной проблематики. С тех пор развитие социологии шло по двум параллельным курсам, которые слабо коррелировались друг с другом.
Макросоциологи
оперировали понятиями «
Принципиальное различие макро- и микросоциологии заключено в другом – в разном понимании предназначения социологии, ее предметной области и исследовательских методов. Поэтому происходящее ныне сближение микро- и макросоциологии весьма значимо для современного понимания ее объекта, предмета и всех прочих атрибутов.
Это сближение выражается в том, что и макротеоретики, и микротеоретики все более солидаризируются друг с другом в признании того, что социальная форма материи имеет первичную «клетку» (социальный атом), с изучения которой следует начинать социологический анализ, как общества, так и поведения конкретных людей. Разные теоретики представляют эту «клеточку» не однозначно. Существует два основных варианта ее трактовок.