Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:51, курсовая работа
Итак, целью моей работы является показать развитие социологии по двум параллельным путям, макро- и микроуровням, но в тоже время тесно связанным между собой. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие социологии
изучить структуру социологии
посмотреть развитие социологии на макроуровне
проследить отделение и развитие микросоциологии
сделать выводы о различии и единстве макросоциологии и микросоциологии
Введение………………………………………………..………………….3
Глава 1. Социология……………………………..………………………………..5
Понятие социологии…………………………………………………..5
Социология как наука…………………………………………………6
Глава 2. Макро- и микроуровни социологии……………...…………………..10
2.1. Макросоциология…………………………….…………………………10
2.2. Микросоциология……………………………………………………….12
2.2.1. Социометрия…………………………………………………...…12
2.2.2. Теория социального обмена…………………………..…………13
2.2.3. Этнометодология………………………………………………...14
2.2.4. Анализ социальных сетей………………………………………..15
2.3. Единство и различие макро- и микроуровней………………….…..….16
Заключение……………………………………………………….………………..20
Список использованной литературы…………………………………..………21
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Тульский
государственный университет
Кафедра
социологии и политологии
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на
тему:
Макро-
и микросоциология
Выполнил: ______________________________
Руководитель: _____________________________ Гурова Е. Г.
Содержание
Введение………………………………………………..……
Глава 1.
Социология……………………………..…………………
Глава 2. Макро- и микроуровни социологии……………...…………………..10
2.1. Макросоциология…………………………….………
2.2. Микросоциология………………………………………
2.2.1. Социометрия…………………………………………………
2.2.2. Теория социального обмена…………………………..…………13
2.2.3. Этнометодология………………………………………
2.2.4. Анализ социальных сетей…………………
2.3. Единство и различие макро- и микроуровней………………….…..….16
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………..………21
Введение
С
древнейших времен человека интересовали
не только загадки и явления окружающей
его природы, но и проблемы, связанные
с его собственным
Термин социология – производное от двух слов: лат. Societas – общество и греч. Logоo – слово, понятие, учение, т. е. социология - это наука об обществе[1]. Во все времена ученые социологи давали свое определение данной науки. Так, по мнению, известного английского социолога Энтони Гидденса, социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. А наш соотечественник В.А.Ядов утверждает, социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Все же широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как о социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Как в любой науке в социологии выделяются признаки, согласно которым образуется ее структура. По масштабу изучаемых социальных явлений социология делится на макросоциологию и микросоциологию.
Итак, целью моей работы является показать развитие социологии по двум параллельным путям, макро- и микроуровням, но в тоже время тесно связанным между собой. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Социология
1.1.Понятие
социологии.
Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения использовать знания о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология. Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и
социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность[2]. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения,
целостного концептуального
осмысления социальных явлений.
Вместе с тем, социология
стремится к преодолению
той ограниченности, которую
обнаруживает философия при анализе
реальных социальных проблем.
Внутри социологии складываются течения:
позитивизм — сводивший социальное
к природному, антипозитивизм — настаивающий
на специфике социального.
1.2.
Социология как
наука.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология[3].
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления[1]. Однако, здесь можно возразить.
Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно,
социология — это наука о родовых
свойствах и основных закономерностях
общественных явлений. Социология
не просто выбирает эмпирический
опыт, то есть чувственное восприятие
единственным средством достоверного
познания, общественных изменений,
но и теоретически обобщает его.
С появлением социологии открылись
и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности,
понимания ее жизненных целей,
интересов, потребностей[6]. Однако
социология изучает не человека
вообще, а его конкретный
мир — социальную среду, общности,
в которые он включен, образ
жизни, социальные связи,
социальные действия. Не
уменьшая значения многочисленных
отраслей обществознания, все
же социология уникальна
способностью видеть мир как
целостную систему. При
чем система рассматривается социологией
не только как функционирующая и
развивающаяся, но и как переживающая
состояние глубокого кризиса. Современная
социологияи пытается изучить
причины кризиса и найти
пути выхода из кризиса общества.
Основные проблемы современной социологии
— выживание человечества и обновление
цивилизации, поднятия ее на более
высшую ступень развития. Решение
проблем социология ищет не только на
глобальном уровне, но и на
уровне социальных общностей,
конкретных социальных
институтов и объединений, социального
поведения отдельной личности. Социология
— наука многоуровневая, представляющая
единство абстрактных и конкретных
форм, макро- и микротеоретических
подходов, теоретического и эмпирического
знания[5].