Автор: Николай Степанов, 09 Июня 2010 в 14:19, контрольная работа
Как известно, в большинстве государств сегодняшнего мира господствуют институты представительской власти, то есть институты парламентаризма. Непосредственное влияние как рядовых граждан, так и представителей бизнеса на принятие властных решений фактически невозможно, а потому данное влияние производится опосредованно, через своих представителей в органах власти.
Как известно, каждая социальная группа, каждый человек имеет определённые интересы, то есть потребности, направленные на какой-либо объект социальной реальности. Ульрих фон Алеман выделил несколько групп интересов, о которых будет более подробно рассказано ниже. Для реализации своих интересов социальные группы формируют группы давления, которые и оказывают влияние на институты представительской власти.
То есть, лоббизм-это целенаправленное оказание давления на институты представительской власти с целью принятия властных решений, помогающих той или иной группе реализовать свои интересы.
Введение
1. Группы интересов в обществе
2. Типология лоббизма
3. Функции лоббизма
4. Лоббизм как средство политической коммуникации и его влияние на общественное мнение
5. Структура лоббистского акта
Вывод
Согласно базовой модели лоббистской коммуникации, лоббисты являются активными участниками коммуникационного процесса, тогда как властным структурам отведена пассивная роль. Принадлежность одного из участников лоббистской коммуникации к экономической сфере, а другого - к политической, позволяет рассматривать лоббизм как явление и экономическое, и политическое одновременно. Суть лоббизма как вида экономической деятельности выражается в понятии политического предпринимательства. В рамках политического предпринимательства распределение ролей между участниками лоббистской коммуникации производится в соответствии с логикой экономической выгоды, представители власти становятся все более зависимыми от экономических структур и начинают выполнять несвойственные им функции. Предикат «политическая» применим к такой коммуникации лишь постольку, поскольку один из участников является политическим актором.
С теоретической точки зрения, базовая модель лоббистской коммуникации является моделью лоббизма в большей степени как экономической коммуникации, нежели политической. С точки зрения эмпирической верификации, базовая модель сегодня не работает, или работает, но с целым рядом оговорок. И поэтому многие лоббистские процессы, исследуемые на ее основании, могут остаться непонятыми или неправильно понятыми.
Так что лоббизм на сегодняшний день является не столько средством политической коммуникации, как средством формирования общественного мнения, особенно в украинском обществе, где мнение народа в большинстве не учитывается и СМИ являются лишь средством для навязывания обществу уже сформулированного мнения. [4,205-210]
5. Этапы лоббистской деятельности
Можно выделить несколько стадий лоббистской деятельности :
-официальные документы
-статистические данные
-слушания
в органах законодательной
-неформальные
встречи с представителями
2. коалиционное строительство. Следующим этапом работы лоббиста является поиск союзников для реализации своих целей. Понятно, что объединение каких-либо организаций имеет большие шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние на принятие политического решения. Например, по вопросам о правах женщин, разные американские женские объединения, такие как Национальная Женская Организация, Американская ассоциация студенток, Лига женщин-избирателей и другие обычно выступают вместе. Работая вместе, такие группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, установить ее приоритеты.
3.процедура лоббирования
а) непосредственное лоббирование (прямое)
Прямое лоббирование подразумевает личный контакт лоббиста с лицом, принимающим решение. По опросам вашингтонских лоббистов, 98% из них работают именно таким образом, используя для достижения своих целей прямой контакт с политиками. Во время таких встреч лоббист, как правило, высказывает лицу, принимающему решение, свою точку зрение на вопрос, аргументируя ее конкретными данными. Можно выделить несколько способов прямого лоббирования:
-выступление
на слушаниях по
-личные встречи с лицами, принимающими решение, они могут быть, как формальными, так и неформальными.
-преподнесение
подарков лицам, принимающим
б)опосредованное лоббирование (непрямое)
Целью непрямого или опосредованного лоббирования (в английском языке это называется grassroots lobby – лобби на уровне «корней травы», лоббирование снизу) является не прямое воздействие на лицо, принимающее решение, граничащее часто с подкупом, а влияние на общественное мнение по данному вопросу, усиление влияния на лица, принимающие решения, с помощью активизации их избирателей. К методам этой формы лоббирования относят:
К методам лоббирования, признаваемых в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», относятся:
-представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти.
-участие в обсуждение комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.
-устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность.
-экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с представлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов. [2, 184-190]
Вывод
Лоббизм-политическая технология, направленная на проведения через органы представительской власти решений, необходимых той или иной группе интересов. Наиболее, на мой взгляд, удобную классификацию интересов сформулировал немецкий социолог Ульрих фон Алеман. Он выделяет следующие группы интересов: организованные интересы в экономической сфере, организованные интересы в социальной сфере, организованные интересы в сфере досуга и отдыха, организованные интересы в сфере религии, науки и культуры, организованные интересы в общественно-политической сфере.
Следующей ступенью организации интересов являются группы давления.Группа давления (от англ. pressure group) - это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на органы государственной власти с целью добиться от них принятия решений, соответствующих ее интересам.
Лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти. Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.
Наиболее часто
лоббизм проявляется в
лоббирование
различных социальных структур, ведомственное
лоббирование, лоббизм министерств, ведомств,
государственных комитетов, отраслевое
«продавливание» тех или иных интересов,региональное
лоббирование,иностранное лоббирование.В
Украине в данный момент можно выделить
4 основных группы давления, осуществляющих
лоббирование:административно-
К основным функциям лоббизма относятся: посредничество между обществом и государством, замещение представительства, упорядочивание плюрализма общественного мнения, информационная функция, постановка актуальных вопросов.
В современном украинском обществе политическая коммуникация используется только с целью навязывания обществу уже принятых органами власти решений, которые в большинстве своём соответствуют лишь интересам правящей элиты.
Основными
этапами лоббистской
Список литературы
1.В.В.Изгаршев «Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале ХХ века» (www.km.ru)
2. Комаровский «Политология. Курс лекций»\М., Оракул, 1999г.-348стр.
3. Любимов А.П. «Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе» \М., АСТ, 2000г.-234стр.
4. Политический
процесс: основные аспекты и способы анализа:
Сборник учебных материалов / Под ред.
Мелешкиной Е.Ю. – К., 2007г.-300стр.