Лоббизм

Автор: Николай Степанов, 09 Июня 2010 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Как известно, в большинстве государств сегодняшнего мира господствуют институты представительской власти, то есть институты парламентаризма. Непосредственное влияние как рядовых граждан, так и представителей бизнеса на принятие властных решений фактически невозможно, а потому данное влияние производится опосредованно, через своих представителей в органах власти.
Как известно, каждая социальная группа, каждый человек имеет определённые интересы, то есть потребности, направленные на какой-либо объект социальной реальности. Ульрих фон Алеман выделил несколько групп интересов, о которых будет более подробно рассказано ниже. Для реализации своих интересов социальные группы формируют группы давления, которые и оказывают влияние на институты представительской власти.
То есть, лоббизм-это целенаправленное оказание давления на институты представительской власти с целью принятия властных решений, помогающих той или иной группе реализовать свои интересы.

Содержание

Введение
1. Группы интересов в обществе
2. Типология лоббизма
3. Функции лоббизма
4. Лоббизм как средство политической коммуникации и его влияние на общественное мнение
5. Структура лоббистского акта
Вывод

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

План

Введение

    1. Группы интересов  в обществе

    2. Типология лоббизма

    3. Функции лоббизма

    4. Лоббизм как средство политической коммуникации и его влияние на общественное мнение

    5. Структура  лоббистского акта

Вывод

 

    Введение 

      Как известно, в большинстве государств сегодняшнего мира господствуют институты представительской власти, то есть институты парламентаризма. Непосредственное влияние как рядовых граждан, так и представителей бизнеса на принятие властных решений фактически невозможно, а потому данное влияние производится опосредованно, через своих представителей в органах власти.

      Как известно, каждая социальная группа, каждый человек имеет определённые интересы, то есть потребности, направленные на какой-либо объект социальной реальности. Ульрих фон Алеман выделил несколько групп интересов, о которых будет более подробно рассказано ниже. Для реализации своих интересов социальные группы формируют группы давления, которые и оказывают влияние на институты представительской власти.

      То  есть, лоббизм-это целенаправленное оказание давления на институты представительской власти с целью принятия властных решений, помогающих той или иной группе реализовать свои интересы.

     Политический оттенок данное слово приобрело в США. Достоверно известно, что традиция лоббизма уходит своими корнями в годы президентства У.С. Гранта (1869—1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в Соединенных Штатах 1861—1865 гг. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных «трудов праведных» имели привычку снимать стресс в одной из гостиниц, точнее, ее вестибюле, который назывался лобби. Там министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово выполнить их зачастую небескорыстно, а за звонкую монету.

     Так термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в Англии такая политика долгое время считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах. Теперь вот приживается и в странах бывшего СССР, в том числе и в Украине.

     Само  слово «лоббизм» неоднозначно оценивается  общественным сознанием, ибо имеет  как «световой», так и «теневой»  смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин «лоббизм» здесь  приобретает сугубо отрицательное  звучание, в чем-то напоминающее эффект от слов «блат», «протекционизм», «подкуп», «покупка голосов» в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция — все, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

     «Световой»  же смысл характеризует лоббизм  как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

     Сущность, функции и типологию лоббизма я раскрою в своей работе.

 

  1. Группы интересов в обществе
 

     Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов. Группы интересов являются неотъемлемой частью демократического общества и выполняют в нем следующие функции:

1)определение интересов Этот процесс заключается в том, что самые различные интересы участников объединения претворяются в конкретные формулы и требования объединения. Определение групп  интересов означает, что интересы их участников входят как конкретные требования их участников в процесс принятия решения.

2)Обобщение и формулирование основных интересов. Поиск политического решения облегчается, если вся полнота требований общества уже обработана и сведена к небольшому кругу альтернатив и если между отчасти противоречащими друг другу интересами различных группировок достигнуто согласие.

3)выбор  интересов. Если процесс обобщения и формулировки интересов направлен на имеющиеся интересы внутри групп, то  от правильного выбора (селекции)   интересов зависит способность влияния объединения на политическую систему. Последняя может реализовать лишь ограниченное число интересов, иначе она будет безнадежно перегружена.

      Чрезвычайное  разнообразие групп интересов вызывает необходимость в их классификации. Ученые по-разному классифицируют эти  группы интересов. На мой взгляд, наиболее удачным примером  такой типологии можно назвать классификацию немецкого ученого Ульриха фон Алемана. Основным критерием этой классификации является сфера деятельности.   

  1. организованные интересы в экономической сфере:предпринимательские объединения и объединения самостоятельных категорий работников,профсоюзы,потребительские союзы .
  2. организованные интересы в социальной сфере: объединения защиты социальных прав, объединения социальных достижений (например, благотворительные общественные союзы),группы самопомощи (анонимных алкоголиков).
  3. организованные интересы в сфере досуга и отдыха :спортивные союзы и объединения :кружки для общения и реализации хобби
      1. организованные интересы в сфере религии, науки и культуры :церкви, секты; научные ассоциации,общеобразовательные кружки, клубы по искусству
          1. организованные интересы в общественно-политической сфере: духовные, этические, правозащитные объединения; общественно-политические объединения (экологические, разоруженческие и т. д.)

      Следующей ступенью организации интересов  являются группы давления.Группа давления (от англ. pressure group) - это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на  органы государственной власти с целью добиться от  них принятия решений, соответствующих ее интересам. Определяя различие между группами давления и политическими партиями указывают на то, что первые преследуют цель осуществления власти, вторые ограничиваются оказанием влияния на власть, оставаясь при этом вне ее.

     Определение феномена группы давления включает  в себя три  элемента: существование организованной группы, защита интересов и осуществление давления на власть. Необходимо заметить, что главной образующей силой групп давления является элита, наиболее влиятельная часть общества.[2,115-117]

 

  1. определение и типология лоббизма

     Лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти.

     Лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством

     Лоббизм — это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления

     Лоббизм – многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решение. Середину составляет отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специа листы по общественному мнению и т.д.

     Лоббирование  — намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений 

     На  мой взгляд, наиболее четким определением этого явления  является  определение  данное в законопроекте «О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти». Оно точно определяет объект и субъект лоббирования,  четко обозначает то, что может быть целью лоббирования: влияние на принятие решений. 

Лоббистская деятельность отличается следующими чертами.

     Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где сконцентрирована реальная власть. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая отметина. И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.

     Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется  в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).

     В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными  группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политическими  партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти).

     В-четвертых, лоббизм допускает возможность  отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и  отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

     В-пятых, лоббизм представляет отдельным  гражданам и группам граждан  возможность косвенно участвовать  в создании и подготовке правовых и политических решений, и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными.

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два  необходимых условия:

1) большое многообразие  интересов в обществе, возникающее  вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;

2) расширяется  доступ к власти на основе  политического плюрализма, что характерно  прежде всего для демократических  режимов. В связи с тем что  власть объективно не в состоянии  удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

     С двумя вышеназванными условиями  лоббизма не повезло советскому обществу во времена господства административно-командной  системы управления. С одной стороны, официально признавалось существование лишь двух классов (рабочих и крестьян) плюс прослойки (интеллигенции). То есть ориентация была не на социальную дифференциацию, а на социальную унификацию, что, в частности, выражалось в формировании единой новой общности «советский народ», в провозглашении идеи бесклассового общества. Кроме того, неоднократно заявлялось, что только одна партия — КПСС — сможет выразить общенародные интересы, защитить в наиболее полном объеме разнообразные стремления и чаяния людей.[4, 125-129]

     С другой стороны, при слабых демократических  традициях и нормах этот важный социальный институт был деформирован, проявлялся в формах, присущих для авторитарного  общества. Жесткость и однолинейность командно-административных структур, практически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией, «телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи (но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».

     Цели  лоббизма разнообразны. Однако даже в  странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно  социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

Информация о работе Лоббизм