Лидеры и лидерство в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Многие люди считают, что лидерство, как и всякая способность, даётся человеку от рождения, и что сам человек не волен менять свою судьбу. Кое-кто, возможно, заявит, что судьба каждого человека находится в руках Господних, и мы лишь должны исполнять предначертания Его. Но так ли это? И вообще, возможно ли обучение лидерству, или лидерство всё же есть нечто, как данность – то, что невозможно либо крайне трудно изменить, например, как половую принадлежность или цвет кожи?

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. 5
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИДЕРСТВА. 8
3. ТИПЫ ЛИДЕРСТВА. 10
4. РОЛЬ ЛИДЕРА В УПРАВЛЕНИИ. 14
5. 12 ЛИЧНЫХ ЧЕРТ ЛИДЕРА. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 52.62 Кб (Скачать)

Лидерство в условиях групповой  динамики и его эффективность  определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические  потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в соответствии с готовностью  членов группы подчиниться и выполнить  задание. Эффективная групповая  деятельность возможна лишь при гармоничном  сочетании индивидуальных и групповых  потребностей с обеспечением необходимых  условий для выполнения задания.

Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания  и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи.

Специалисты выделяют два  разных типа подчиненных:

  1. подчиненных, ориентированных на цель;
  2. подчиненных, ориентированных на задание.

Сотрудник, относящийся к  первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить  конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.

Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого  лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно  ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.

В результате взаимодействия членов организации закономерно  возникают противоречия и конфликты. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия двух и более  индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие.

В силу природы человека и социально-психологических закономерностей  взаимодействия людей невозможно полностью  избежать социальных конфликтов.

Поэтому задачей управленческого  лидера является минимизация его  деструктивного потенциала.

В зависимости от характера  конфликта, мотивов участников и  влияния, которое он оказывает на организационную деятельность, определяется роль управленческого лидера в его  урегулировании. Лидер может выполнять  роль посредника между противоборствующими  сторонами или судьи.

В первом случае он сосредотачивает  свои усилия и усилия других конструктивно  настроенных членов организации  на сближении позиций сторон, достижении согласия по спорным вопросам. Лидер  вмешивается в конфликт или переговоры с целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.

Во втором случае лидер, опираясь на статусную власть и/или власть личностного авторитета, оценивает  ситуацию и принимает решение  о прекращении конфликта конкретным способом. Он выносит окончательное  решение об оценке действий участников и мерах по стимулированию (отрицательному и положительному) поведения заинтересованных сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 12 ЛИЧНЫХ  ЧЕРТ ЛИДЕРА.

Как уже было неоднократно сказано ранее, нельзя обозначить лидерство  какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы. Другие обучаются этому. А третьи так никогда этого  не постигают.

Лидеры бывают разные. В  конце концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.

Несмотря на это различие в стиле, хорошим лидерам присущи  некоторые общие, характерные черты. Мы можем заметить хотя бы некоторые из этих качеств в личностях наиболее известных мировых лидеров – в Черчилле или Джоне Кеннеди, В Махатме Ганди или в Иисусе Христе.

Мне бы хотелось выделить наиболее важные, на мой взгляд, личные черты преуспевающего лидера.

Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей, в отличие от пессимиста, который старается слушать как можно меньше, ожидая лишь плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию, в то время как пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Оптимист приветствует идеи, которые выдвигают его подчиненные, для пессимиста же новые идеи неизбежно становятся проблемой и, вероятно, ни во что не воплотятся.

Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках и коллегах. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен, он не прячется за дверью своего кабинета.

Коммуникативность. Хороший лидер постоянно и эффективно общается с людьми. По мнению одного из экспертов, среди которых проводился опрос относительно ведущих черт американских лидеров, иногда лидер вынужден сообщать своим людям все, что знает, и то, чего не знает.

Лидер должен быть смелым (склонность к риску). Лидер всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Лидер никогда не скажет: «Мы не станем это делать таким способом», без основательных на то причин. Лидер должен подталкивать людей все к новым и новым вопросам, поощрять стремление к инновациям. Организация прекращает продвижение к процветанию, как только в ней перестают осуществляться изменения.

Лидер должен обладать широтой взгляда. Он должен проявлять большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая. Если ему придется продвинуться по службе, никогда не лишне иметь более широкие знания, нежели об одном каком-то отделе, подразделении или управлении.

Лидер тактичен и внимателен. Это простой закон жизни – вы добьетесь от людей больше с помощью меда, чем уксуса. В нашем стремлении, во что бы то ни стало увидеть работу выполненной, мы становимся нетерпеливыми, нетерпимыми и глухими к чувствам других. Один мудрец сказал, что каждое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы. Лучшие лидеры проявляют заботу о людях тактичным и внимательным обращением с ними.

Лидер, прежде всего, справедлив. Когда лидер принимает решения насчет оценки чьей-то деятельности, рабочих заданий они затрагивают интересы всей группы. Поэтому так важно быть справедливым.

Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить им, когда они правы и когда неправы. Быть честным – это умение признавать свои собственные ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах фирмы или ее сотрудников всегда должна быть превыше всего.

Лидер честолюбив. Он, естественно, честолюбив в отношении самого себя, но честолюбие хорошего лидера распространяется и на его подчиненных. Он радуется достижениям сотрудников и разделяет их успех. Таким образом, он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией, и все успевает по службе.

Целостность, последовательность. У лидера должны быть ценности, и он должен последовательно делать то, что считает правильным. Будучи непоследовательным, лидер не может ожидать, что люди пойдут за ним. Смена настроений, раздражительность сегодня и эйфория завтра, сумбурная и непредсказуемая реакция на проблему или ситуацию – все это ложится тяжелым бременем на подчиненных.

Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера. Люди, которые уверены в себе без того, чтобы непрестанно твердить об этом, обладают своего рода магнетизмом. Уже сама уверенность в поведении внушает подчиненным доверие и чувство спокойствия. Конечно, никто не может быть стопроцентно уверен в себе в любых ситуациях. Но у кого больше шансов забить гол – у человека, который выходит на штрафную площадку с убежденностью, что ему это удастся, или у того, кого одолевают сомнения?

Лидер должен быть наставником. Я поставила это качество в конец списка, однако общеизвестно: каждый крупный лидер в истории, прежде всего, был учителем. Причем важно уяснить, что наставничество не ограничивается прямыми служебными обязанностями. Лидер должен передавать также свой опыт лидерства. Он помогает людям развивать в себе все те черты, которые я перечислила выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение хотелось бы нарисовать портрет суперлидера.

СУПЕРЛИДЕР – это самый  эффективный лидер, он превращает подавляющее  большинство идущих за ним людей  в лидеров для самих себя. Успех  лидерства зависит от того, что  человек должен сначала стать  лидером для самого себя, а затем  должен продемонстрировать эти навыки окружающим. Первый шаг к суперлидерству достигается через создание новых перспективных возможностей в работе и жизни. Используя различные поведенческие и когнитивные приёмы – определение собственных целей, самонаблюдение, формирование позитивных моделей мышления и психопрограммирование. Второй шаг – это показать пример суперлидерства другим, давая возможность увидеть, что приносит успех, и вознаграждая других за их собственные успехи в самолидерстве. Третий шаг – это реализация плана суперлидерства путём демонстрации уверенности в возможностях подчинённых, способности побуждения их к установке для себя цели, а также помощь в формировании позитивных моделей мышления. Четвёртый шаг – это добиться того, чтобы подчинённые включали вознаграждения и конструктивные замечания в собственную работу. Следующий шаг – это организация работы.

Для эффективного лидерства необходимо:

1. УЧИТЫВАТЬ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЭКОЛОГИЮ БОЛЕЕ КРУПНОЙ СИСТЕМЫ, ЧЛЕНОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИДЕР.

2. ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАВНОВЕСИЕ  МЕЖДУ ОТНОШЕНИЯМИ И ЗАДАЧАМИ  В ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА ВНУТРИ  БОЛЕЕ КРУПНОЙ СИСТЕМЫ.

3. ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ЗАДАЧИ  И ПРОЕКТЫ ПУТЁМ ЭФФЕКТИВНОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ  СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА.

Навыки отношений – это способность понимать людей, мотивировать их и взаимодействовать с ними. Они являются результатом способности присоединится к моделям мира другого человека, установить контакт и направить этого человека к осознанию проблем и задач. Поскольку лидер должен достичь своего видения и выполнить свою миссию путём влияния на других людей, навыки отношений являются одним из наиболее существенных аспектов лидерства:

Навыки стратегического  мышления. Данные навыки необходимы для того, чтобы определять специфические цели, задачи и достигать их. Стратегическое мышление включает в себя способность определить желаемое состояние, оценить исходное состояние и установить наиболее подходящую последовательность промежуточных состояний, которые необходимы, чтобы достичь желаемого состояния. Основной элемент эффективного стратегического мышления – это определение того, какие операторы и операции оказываются наиболее эффективными и способствуют движению из существующего состояния в направлении желаемого состояния.

Навыки системного мышления. Данные навыки используются, для того, чтобы понять и определить проблемное пространство, в котором будет действовать лидер, его сотрудники и организация. Системное мышление является основой эффективного решения проблем и способности создать хорошо функционирующую команду. Способность мыслить системно, практически и конкретно является показателем зрелости лидера.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Серия «Эрудит». Человек и общество. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.
  2. Сковиков А. К. Социология Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебное пособие. – М.: «МГУ», 1995.
  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.
  5. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учеб. Для вузов. – М.: Гардарики, 2002.

1 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебное пособие. – М.: «МГУ», 1995.

2 Мескон М.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.

3 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебное пособие. – М.: «МГУ», 1995.

 


Информация о работе Лидеры и лидерство в управлении