Лидеры и лидерство в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Многие люди считают, что лидерство, как и всякая способность, даётся человеку от рождения, и что сам человек не волен менять свою судьбу. Кое-кто, возможно, заявит, что судьба каждого человека находится в руках Господних, и мы лишь должны исполнять предначертания Его. Но так ли это? И вообще, возможно ли обучение лидерству, или лидерство всё же есть нечто, как данность – то, что невозможно либо крайне трудно изменить, например, как половую принадлежность или цвет кожи?

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. 5
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИДЕРСТВА. 8
3. ТИПЫ ЛИДЕРСТВА. 10
4. РОЛЬ ЛИДЕРА В УПРАВЛЕНИИ. 14
5. 12 ЛИЧНЫХ ЧЕРТ ЛИДЕРА. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 52.62 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. 5

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИДЕРСТВА. 8

3. ТИПЫ ЛИДЕРСТВА. 10

4. РОЛЬ ЛИДЕРА В УПРАВЛЕНИИ. 14

5. 12 ЛИЧНЫХ ЧЕРТ ЛИДЕРА. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие люди считают, что  лидерство, как и всякая способность, даётся человеку от рождения, и что  сам человек не волен менять свою судьбу. Кое-кто, возможно, заявит, что  судьба каждого человека находится  в руках Господних, и мы лишь должны исполнять предначертания Его. Но так  ли это? И вообще, возможно ли обучение лидерству, или лидерство всё  же есть нечто, как данность – то, что невозможно либо крайне трудно изменить, например, как половую  принадлежность или цвет кожи?

Последние годы экономика  в мире и в России характеризуется  поиском новых форм и методов  управления народным хозяйством, поскольку  с изменением политической и экономической  ситуации прежние способы не могут  дать желаемых результатов. Перед наукой и практикой стоит задача, используя  накопленный опыт управления, успешно  зарекомендовавшие себя идеи и модели управления, создавать новые эффективные  методы. Однако, как бы ни была хороша и эффективна теория, без практики ни одна, даже самая прогрессивная  идея, не сможет претвориться в жизнь. Проблема состоит в том, что идеи изменений и желаемые цели развития, которые выдвигаются лидерами организаций, могут быть воплощены в жизнь  только усилиями людей, в ней работающих. Но эти люди сами действуют на основе собственных целей и жизненных  интересов. Отсюда перед менеджерами  встают задачи со сложными проблемами мотивации, достижения согласия, координации  позиций, соединения противоречивых интересов  и разрешения конфликтов. А вот  успешное решение такого рода задач  уже почти целиком зависит  от лидера, его качеств.

В какой-то момент нашей жизни, все мы чувствуем желание изменить мир или сделать его лучше. Это желание, вырастает из видения, что наша жизнь может быть каким-то образом изменена. Это видение  будущего часто обеспечивает нам  направление и руководство в  жизни или работе, создаёт мотивацию  и даёт импульс изменениям. Видение, которое разделяет большое число людей, создаёт основу для эффективной работы в команде, а видение, которое разделяют широкие массы, становится фундаментом для создания организаций, культуры.

Наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы  изменить мир – это навыки лидерства. Эффективное лидерство – это  один из ключей к нашему будущему успеху и выживанию.

Позиция лидера – это  роль в определённой системе. Человек, формально играющий роль лидера, может  обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить. Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Лидерство можно определить как способность влиять на других в направлении достижения определённой цели. Лидер ведёт группу к определённой цели. В деловой сфере и в  организациях лидерство часто противопоставляется  менеджменту. Лидерство определяется, как умение сделать так, чтобы  другие люди хотели выполнить задачу. Лидерство тесно связано с  созданием мотивации и влияния  на других людей.

Тема лидерства всегда была, есть и будет одной из самых  животрепещущих тем, занимающих умы  не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей  цели, вести за собой хоть «на  край света», убедить в реальности светлого будущего - вот главные  характеристики настоящего лидера.

Почему я выбрала эту  тему? Я считаю, что если бы не такое  явление как лидерство, люди до сих  пор бы жили в каменном веке. Потому что только с помощью организации  труда мы смогли добиться всего того, что имеем на сегодняшний день. Природа не даровала человеку ни большой  силы, ни ловкости, ни острого зрения, ни чуткого обоняния, ни острых когтей - тех защитных средств, которые помогают другим обитателям нашей планеты  выживать. Но она наделила нас разумом - вот главное сокровище и средство выживания человека! Главное, как  его применить?!

Мы сложные создания, каждый со своим разумом, характером, темпераментом, своими принципами, потребностями и  желаниями, своим видением этого  мира и поэтому нам нужен лидер, который поможет достичь поставленных целей, сможет объединить нас всех, таких разных; именно он будет тем  связующим звеном, необходимым нам  для общей, творческой деятельности.

Мне всегда было интересно, как именно человек может воздействовать на другого? Добиваться того, что хочет  он (лидер)? Как устанавливаются отношения: лидер - последователь? Что именно должно лежать в основе лидерства? Что выделяет одного человека среди сотни других?

На эти и многие другие вопросы я попыталась дать ответ  в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИРОДА И  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА.

Не смотря на то, что вопросы  лидерства вызывали интерес людей  с древних времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено много  исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

До настоящего времени  не сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых можно  выделить лидеров среди остальных  членов группы или организации, но и  критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных  лидеров. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если ее сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации  не одно и тоже. Менеджер в своем  влиянии на работу подчиненных и  построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как специфичный тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействие в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственного управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношение «начальник-подчиненный», свойственное традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

Быть менеджером не означает автоматически считаться лидером  в организации, так как лидерству  в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть лидером. Процесс влияния через способности и умение или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и истоков, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.1

В ходе изучения проблемы лидерства  учеными было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявление в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели. П. Друкер: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».2

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В  результате лидерского подхода воздействие  основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого  проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.3

Так же можно сказать, что  когда в принятии и осуществлении  решений в группе любой степени  общности (семья, школьный класс, производственный коллектив, нация, международное сообщество) преобладает мнение или воля одного человека или группы лиц, это явление  называется «лидерство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ ЛИДЕРСТВА.

Лидерство – это способность влиять на людей, направляя их усилия для достижения собственных целей. Лидерство в первую очередь не звание, а деятельность, предполагающая реализацию определенных функций.

Выделяют  основные функции лидерства:

  • интегративная – лидерство объединяет людей, которые имеют общие интересы, одинаковые хобби в одну слаженную действующую группу;
  • дезинтегративная – объединяя людей в одну группу, она тем самым становится обособленным от других коллективом;
  • организационная – создание единой системы управления и благоприятных условий для сосуществования членов коллектива, планирование различных действий, событий, распределение ролей и обязанностей, регулирование отношений между участниками группы;
  • конструктивная – выражение в конкретной программе общих интересов членов компании. Эта программа должна удовлетворять всех участников группы, учитывать их интересы и идти на пользу всем, не ущемляя при этом членов других групп. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она – условие лидерства и его успеха;
  • координационная – все принятые решения должны согласовываться с мнением общественности, институтом власти и системой ценности, которая принята в данном обществе.

Иными словами, любая социальная группа нуждается  в лидере, который сможет поставить  перед ними общую задачу и выполнить  ее, обеспечит сплоченность команды  и ее совместные действия, удовлетворит все их ожидания и потребности. Но, если возникнут неприятности или  неудачи, члены коллектива не должны полностью разочаровываться в поставленной цели и продолжать двигаться к  ней, сохраняя целостность группы.

Чтобы все функции лидерства смогли осуществиться, главенствующую в коллективе роль должен выполнять человек, обладающий рядом определенных качеств. Среди  них должны быть честность, энтузиазм, решительность, справедливость, спокойствие, коммуникабельность, толерантность, рассудительность. Это всего лишь небольшой перечень качеств, необходимых для лидера.

Успешное  выполнение всех функций лидерства  является залогом для длительного  и плодотворного существования  социальной группы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТИПЫ ЛИДЕРСТВА.

Можно выделить следующие  типы лидерства:

  • БЫТОВОЙ: он присутствует в семье, в школьных, студенческих группах;
  • СОЦИАЛЬНЫЙ: имеет место в производственных организациях, в различных обществах;
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ : в государственных и общественных организациях.

Так же лидер может быть:

  • ФОРМАЛЬНЫЙ – назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы или подразделения.
  • НЕФОРМАЛЬНЫЙ – человек, который в силу своих способностей и личностных качеств, способен увлечь и повести за собой людей.

ЛИДЕР КАК АДМИНИСТРАТОР.

Наиболее очевидна для  лидера является роль верховного координатора деятельности группы, в которой он разрабатывает основные направления  деловой политики. В круг его ответственности  неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции заключается не в самостоятельном  выполнении работы, а в предписании  её другим членам группы.

ЛИДЕР КАК ПЛАНИРОВЩИК.

Лидер часто принимает  обязанности разработчика методов  и средств, при помощи которых  группа достигает целей. Эта функция  может включать в себя как определение  непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто  лидер является единственным хранителем плана действий, он один знает дальнейшие пути, все остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.

Информация о работе Лидеры и лидерство в управлении