Лидеры и лидерство в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Многие люди считают, что лидерство, как и всякая способность, даётся человеку от рождения, и что сам человек не волен менять свою судьбу. Кое-кто, возможно, заявит, что судьба каждого человека находится в руках Господних, и мы лишь должны исполнять предначертания Его. Но так ли это? И вообще, возможно ли обучение лидерству, или лидерство всё же есть нечто, как данность – то, что невозможно либо крайне трудно изменить, например, как половую принадлежность или цвет кожи?

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. 5
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИДЕРСТВА. 8
3. ТИПЫ ЛИДЕРСТВА. 10
4. РОЛЬ ЛИДЕРА В УПРАВЛЕНИИ. 14
5. 12 ЛИЧНЫХ ЧЕРТ ЛИДЕРА. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 52.62 Кб (Скачать)

 

 

ЛИДЕР КАК ПОЛИТИК.

Одной из важнейших функций  лидера является установление целей  и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника:

1. Указания сверху, получаемые  группой от руководства в соответствии  с субординацией. 

2. Указания снизу –  это решения самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер несёт ответственность за их реализацию, так как он тоже вовлечён в разработку этих целей и методов.

3. Указания самого лидера.

Независимо от источника, определение групповых целей  и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

ЛИДЕР КАК ЭКСПЕРТ.

Лидер часто является тем  лицом, к которому обращаются как  к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. При высокой степени разделения функций в больших группах  лидеры прибегают к услугам различных  заместителей, специалистов, консультантов.

В организациях с менее  формальной структурой или спонтанно возникших группах, лица, обнаружившие наибольшую техническую осведомлённость в сфере групповых целей, сами становятся лидерами.

В случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.

ЛИДЕР КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ  ГРУППЫ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ.

Лидер является официальным  лицом группы, выступающим во внешней  среде от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично, кто и как  их будет представлять, и лидер  в этом случае отождествляет собой  всех членов группы, их коллективный разум, волю. Он трансформирует информацию, исходящую  от группы и получаемую для группы.

ЛИДЕР КАК РЕГУЛЯТОР  ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ГРУППЫ.

Регулирование личностных и  деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную  сеть, которая может иметь различный  вид. В некоторых группах вся  информация проходит через лидера. Иногда в группе существуют приближённые к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть.

ЛИДЕР КАК ИСТОЧНИК ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.

Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер принимает для  контроля над деятельностью участников группы. Эта функция предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера, особенно в группах, где большее внимание уделяется не материальному, а моральному фактору. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия различных мер по отношению к каждому из участников группы. Кроме административного регулирования деятельности членов и применения официальных мер поощрения, лидер может умело применять неофициальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции – это приёмы, с помощью которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чьё поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, кого-то поощрять, а кого-то наказывать.

ЛИДЕР КАК ПРИМЕР.

В некоторых типах групп, лидер может быть примером поведения для других. Он обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать.

ЛИДЕР КАК СИМВОЛ ГРУППЫ.

Группы с высокой степенью сплочённости стремятся не только к  внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Члены  таких групп прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении. Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов.

ЛИДЕР КАК ФАКТОР, ОТМЕНЯЮЩИЙ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения  и действия, которой они хотели бы избежать.

ЛИДЕР КАК ПРОВОДНИК  МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Лидер в большинстве случаев  служит источником ценностей и норм, оставляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию  того общества, к которому принадлежит  группа. В масштабах организации  частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельным рядовым  членам.

ЛИДЕР КАК «ОТЕЦ».

Многочисленные функции  лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер – это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности.

ЛИДЕР КАК «КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ».

Лидер, может стать и  мишенью для агрессии со стороны  членов группы в случае неудачи. Когда  группа находится в состоянии  фрустрации, лидер может оказаться «козлом отпущения». Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера.

Личность лидера и его  поступки не все члены группы воспринимают одинаково. Лидер существует в сознании последователей в рамках их личности и его восприятие другими ограничивается личностными данными воспринимающего – социальная перцепция.

  1. РОЛЬ ЛИДЕРА В УПРАВЛЕНИИ.

Как уже отмечалось выше, любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и  на основе общности черт и интересов  индивидов, которые собираются в  группы для совместного решения  общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.

Энергия этих групп может  быть как созидательной, так и  разрушительной.

Она может быть сфокусирована  в едином направлении, но может также  быть направлена на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные  ресурсы, что в итоге понижает степень эффективности коллективной деятельности.

Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять  ею. Неформальный лидер может создать  и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий  искусством эффективного лидерства, может  оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.

В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с  групповой динамикой. Групповая  динамика – это очень сложный  и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений  между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения  всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения  и степень эффективности решения  группой стоящих перед ней  задач.

Процессы групповой динамики закономерны для любой группы и организации вне зависимости  от ее численности, характера и особенностей лидерства.

Лидер может осуществлять свою деятельность с учетом особенностей групповых процессов или игнорировать их. В последнем случае он закономерно  отказывается от наиболее эффективного способа решения стоящих перед  ним задач. Только управляя процессами групповой динамики на всех уровнях, формальный лидер обеспечивает возможности эффективной групповой деятельности и эффективность своего лидерства.

Групповая динамика непосредственно  связана со стадиями группового развития. Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых  имеет свои особенности, определяя  способность группы решать стоящие  перед ней задачи. Таковыми являются:

1. Стадия формирования.

2. Стадия взрыва недовольства.

3. Стадия выработки групповых  норм.

4. Стадия выполнения задания.

Каждая стадия характеризуется  особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние на поведение индивидов  и развитие группы. К этим факторам относят индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного  задания.

На первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды обмениваются идеями и другой информацией  относительно того, что им предстоит  сделать. Стадия формирования группы характеризуется  доминированием индивидуальных мотивов  поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место  в группе, члены группы ориентированы  на личные потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей  деятельности.

На этой стадии группа представляет собой конгломерат индивидов, которые  по-разному относятся к факту  необходимости участия в групповой  деятельности. Одни понимают ее целесообразность, но испытывают отрицательные эмоции. Другие не в полной мере понимают цели и содержание групповой деятельности, но проявляют положительные эмоции и готовность участвовать в составе группы. Третьи никак не обозначают своего отношения и не испытывают каких-либо эмоций по этому поводу.

Тем не менее, несмотря на все  разнообразие отношений к группе и своему членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации  задания, своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими  членами группы и оформлении отношений  лидерства.

Потребность в лидерстве  и руководстве становится общей  для всех членов группы на первой стадии ее создания. Поэтому управленческий лидер на этой стадии должен:

  • обеспечить лидерство;
  • прояснить групповые цели и задачи, роли членов группы, условия и т. п.;
  • обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;
  • обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.

Стадия взрыва недовольства, к сожалению, является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения.

Индивидуальные представления  членов группы относительно их роли и  влияния, а также о характере  групповой деятельности не сбываются. Мало того, усилия группы сконцентрированы на борьбе за власть и влияние в  группе, а не на выполнении задания. Расхождение между индивидуальными  ожиданиями и реальностью выражается в росте разочарования и недовольства членов группы результативностью ее деятельности и эффективности лидерства.

Это недовольство выплескивается в претензиях к официальному руководителю, организатору группы, ее членам и сопровождается взаимными обвинениями.

Неосознанное желание  каждого избавить себя от персональной ответственности за отсутствие удовлетворенности  групповым взаимодействием и  результативностью деятельности приводит к поиску виноватого, так называемого  «козла отпущения». Им и становится в глазах большинства членов группы групповой лидер.

Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а  также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер  проявит неуверенность и, признавая  законность критики, принимает обвинения  в свой адрес, меняя тактику или  задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет  и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы к первой стадии своего развития.

Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно  осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать  групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам. Задачами управленческого  лидера на этой стадии развития группы являются:

  • обеспечение устойчивой и ясной связи между индивидуальными интересами членов группы и целями группы;
  • проявление интереса к потребностям и особенностям членов группы
  • определение критериев групповой деятельности, ценностей и норм;
  • мотивация членов группы к достижениям;
  • разрешение конфликтов и противоречий;
  • проявление отношения к процессам распределения неформальной власти;
  • прояснение индивидуальных и групповых задач.

Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к  пониманию важности согласия и групповой  сплоченности как факторов эффективности  групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность  членов за конечный результат групповой  деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.

Внимание группы постепенно переключается с проблем групповой  динамики на проблемы выполнения задания. В этой связи перед формальным лидером возникают следующие  задачи:

  • обеспечение связи декларируемых ценностей и норм с практикой;
  • мотивация развития взаимоотношений и взаимодействия;
  • уточнение задач и заданий;
  • подчеркивание статуса группы и ее членов;
  • развитие мотивации к достижениям;
  • поощрение инновации и самостоятельности;
  • поощрение развития групповой сплоченности и сработанности.

Информация о работе Лидеры и лидерство в управлении