Личность и социальный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Пытаясь открыть законы общества и выяснить законы, по которым живет человек и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества. Существуют различные теории которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .

Содержание

1.Введение 3
2.Понятие личности. Личность и общество. 4
3. Личность и основные факторы ее развития 6
4.Социализация личности 7
5. Понятие социального контроля . 8
6. Элементы социального контроля. 9
7. Механизм действия социального контроля. 11
8. Заключение. 12
Используемая литература: 13

Работа содержит 1 файл

Личность и социальный контроль.docx

— 41.56 Кб (Скачать)

4.Социализация  личности

 

  Этапы социализации:

  Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого  состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность. Социализация - процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного  индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в данном обществе.

  Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу  и способность участвовать в  социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение  индивида: семья, соседи, сверстники в  детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

  Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1. стадии  подражания и копирования детьми  поведения взрослых;

2. игровой  стадии, когда дети осознают поведение  как исполнение роли;

3. стадии  групповых игр, на которой дети  учатся понимать, что от них  ждет целая группа людей. 

  Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением  к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго” , или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

  Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных  стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке  в зависимости от опыта и социального  взаимодействия. Эти стадии сменяют  одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .

  Многие  психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими  моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

5. Понятие социального контроля .

             Социализация касается прежде  всего индивида . Это индивидуальный   процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих   его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения . Если контроль  осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом семьей, группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

    Основная задача социального контроля создание условий для устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной

стабильности  и в то же время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения отсоциальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития , которые следует поощрять.Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения

старого , если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства .Самое важное в этом старом нравственные законы , нормы , правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы , традиции .

  Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений , подсказывая , как одеваться как вести себя , как действовать в той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется на неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется

значительная  часть внутреннего контроля личности за своим поведением .

   6. Элементы социального контроля.

 

  Социальный  контроль помогает сохранить живую  ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента нормы и санкции.

  Социальные  нормы это предписания о том , как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах компании друзей, рабочие коллективы, семьи , спортивные команды .  Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “, а не “ групповыми привычками “ . К “общим  правилам “ относятся обычаи, традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе .

  Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько  строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека, разглашение государственной тайны ) , мягче всего отдельные виды групповых привычек  , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или

закрывать входную дверь) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив. Каким образом подобное происходит ?  Во-первых , нормы это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают

столкновения  и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само действие , ожидание , оценку и средства .

  Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от того , в каком виде они себя проявляют как стандарты поведения (обязанности , правила ) или как ожидание поведения ( реакции, поведение других людей ). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут защищены  .

  Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим ?  Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья основная ячейка общества , и забота о ней его первейшая обязанность.

  Социальные  нормы действительно стражники  порядка и хранители ценностей . Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так : нормы правила поведения , ценности абстрактные понятия о том, что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее . 

  Социальные  санкции охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции разветвленная система вознаграждений за выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций : позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре

  типа  сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата . 

  +----------------------------------------+

  |              | Позитивные | Негативные |

  |--------------+------------+------------|

  | Формальные   | Ф +        | Ф -        |

  |--------------+------------+------------|

  | Неформальные | Н +        | Н -        |

  +----------------------------------------+ 

  Формальные  позитивные санкции публичное одобрение  со стороны официальных организаций (правительство, учреждения ):правительственные награды, ученые степени , вручение почетных грамот и так далее. Неформальные  позитивные санкции публичное одобрение, не исходящее  от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты , аплодисменты , улыбка и так далее .

  Формальные негативные санкции наказания, предусмотренные юридическими законами , правительственными указами , предписаниями , распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест , увольнение , штраф , конфискация имущества .

  Неформальные  негативные санкции наказания  не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка , пренебрежение и так далее .

7. Механизм действия социального контроля.

 

  В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка , то надеемся , что он знает , не только норму, но и следующую за  ним санкцию .

  Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает регулировать реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом , воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля. Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или

Информация о работе Личность и социальный контроль