Личность и социальный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Пытаясь открыть законы общества и выяснить законы, по которым живет человек и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества. Существуют различные теории которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .

Содержание

1.Введение 3
2.Понятие личности. Личность и общество. 4
3. Личность и основные факторы ее развития 6
4.Социализация личности 7
5. Понятие социального контроля . 8
6. Элементы социального контроля. 9
7. Механизм действия социального контроля. 11
8. Заключение. 12
Используемая литература: 13

Работа содержит 1 файл

Личность и социальный контроль.docx

— 41.56 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Белгородский  государственный технологический  университет

им. В. Г. Шухова 
 
 

по дисциплине социология

на тему : «Личность и социальный контроль». 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы ИТ-32

Григорян  Л.В.

Приняла: Харашун Н.А. 
 
 
 

г.Белгород 2010г

1.Введение 3

2.Понятие  личности. Личность  и общество. 4

3. Личность и основные факторы ее развития 6

4.Социализация  личности 7

5. Понятие социального контроля . 8

6. Элементы социального  контроля. 9

7. Механизм действия  социального контроля. 11

8. Заключение. 12

Используемая  литература: 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Введение

  Пытаясь открыть законы общества и выяснить законы, по которым живет человек и развивается, социология не может  не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества. Существуют различные теории которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .

  Существуют так же и представление, будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без человека , но и человек существует только в обществе. Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека  проистекает из того, что

человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность, как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими свойствами личности являются ее творческая способность ( которая проявляется в способности изменить внешний мир, а так же во внутренней потребности в творчестве ), социальность (которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы) , субъективность (выражение своеобразной индивидуальности) и целостность ( в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях ).Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности , и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида , такие , как совесть , характер, отношения к общественным ценностям и др.

  Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, индивидуальность имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .

  С другой стороны, и общество, более или менее организовано, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется , чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними . Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания , его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому , чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить .

2.Понятие личности. Личность и общество.

  Что такое  личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий  “человек” , “индивид” , “личность” . Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

  Итак, существует человечество как специфическая  материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием “индивид”. Индивид - это единичный представитель  человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид”  в этом случае употребляется в  значении “конкретный человек”. При  такой постановке вопроса не фиксируются  как особенности действия различных  биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так  и различия социальных условий жизнедеятельности  человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие  различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более  развитых исторических эпох. Чтобы  отразить конкретно-исторические особенности  развития человека на различных уровнях  его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие “личность”. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

  Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает  личность с точки зрения ее положения  в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

  Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

  Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость  сопряжена с умением властвовать  над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

  Самосознание  личности трансформируется в жизненную  позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих  и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч.  Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А.  Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие - поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

  Проблема  изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку  каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного  человека. Индивидуальное поведение, таким  образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

  В отличие  от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить  личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы  о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью  в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях  от этих культурных норм.

3. Личность и основные факторы ее развития

 

  Личность  является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так  или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В.  Ядовым: “Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения” . В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

  Основные  факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая  наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

  На  формирование личности определенное влияние  оказывают биологические факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой  опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Информация о работе Личность и социальный контроль