Личность и общество в теориях Э.Дюркгейма и М.Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: анализ теоретико-методологических воззрений основателей социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера на личность и общество.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать социологию Э. Дюркгейма;
2. Исследовать социологию М. Вебера.

Содержание

Введение 3
Социология Эмиля Дюркгейма 5
Социология Макса Вебера 12
Заключение 18
Список использованной литературы: 23

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 60.84 Кб (Скачать)

С пониманием социального действия М. Вебер связывает предмет социологии. Он пишет: «Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие... Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и постольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

В качестве необходимой предпосылки  социологии Вебер ставит не целое (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты — право, государство, религия и др. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество «первее» составляющих его индивидов, и требовал исходить в социологии из действия отдельных людей. Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т. п. в социологическом понимании означают — категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к понятному поведению, а такое сведение всегда означает только одно — сведение к поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей»

Все это говорит о методологическом индивидуализме Вебера. Но он не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемой от социального действия является у него «ориентация» действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов».

Наличие субъективного смысла и  ориентация на других — два необходимых  признака социального действия. Так, не будет социальным действием, в принятом Вебером смысле, религиозная акция индивида, предающегося созерцанию, одинокой молитве и т.д. Хозяйственная деятельность отдельного индивида только тогда носит социальный характер, когда она принимает во внимание поведение других

 Социальное  поведение. Теория идеальных типов

Для Вебера социология — наука, стремящаяся  понять смыслы социального поведения людей путем обнаружения движущих ими причин, ибо поведение — это человеческие действия, имеющие субъективный смысл. В отличие от Дюркгейма, считавшего социальный факт элементарной единицей социологического анализа, Вебер рассматривает в качестве таковой социальное действие. Основные признаки социального действия — мотивированность и сознательная ориентированность на социальное окружение. Для социологии важно не только поведение людей в его внешних проявлениях, но и содержание тех духовных ценностей, на которые оно ориентировано. Поскольку ценностям свойственно устремлять человеческое поведение в том или ином направлении, их следует изучать при помощи социологических методов. Ведущими типами социальных действий являются:

  1. целерациональные действия, ориентированные на социальный успех, предполагающие сознательный выбор, как целей, так и средств для их достижения, а также исключающие присутствие каких-либо иррациональных (эмоциональных, аффективных) компонентов;
  2. ценностнорациональные действия, зависящие от ценностных ориентации личности и предполагающие готовность субъекта пренебрегать успехом;
  3. аффективные действия, детерминируемые вспышками эмоций и зачастую оборачивающиеся нарушениями поведенческих стандартов, выходом за рамки моральной и правовой нормативности;
  4. традиционные действия, направляемые обычаями и привычками.

 Традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка к данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени...

  Аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому.

Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были.

Ценностно-рационально действует  тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных  предначертаниях, благочестии или  важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или  «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытки дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия.

Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, т. е. действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего, не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть, в свою очередь, ориентирован ценностно-рационально — тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели (без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования») просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения, ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждения, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже, в сущности, лишь пограничный случай.

Действие, особенно социальное, очень  редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и сама эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.

  Подводя итоги небольшому  экскурсу в социологию Вебера  следует отметить, что социологическое понятие действия Вебер вводит через понятие смысла. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл, то есть социология призвана изучать рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям. Вебер выделял четыре типа поведения: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

 

Заключение

Целью курсовой работы был анализ личности и общества в теориях Э.Дюркгейма и М.Вебера. Были реализованы следующие задачи:

1. Исследовать социологию Э. Дюркгейма;

2. Исследовать социологию М. Вебера.

Изучив воззрения основателей  социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера на личность и общество я пришла к следующим выводам:

Э.Дюркгейм стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»

Социальный метод Дюркгейма  в части основных постулатов исследования сохранил свое значение до настоящего времени.

Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться  развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией экономических отношений, осуществляемой производственными корпорациями.

Общество конструируется моральными связями, сознательным стремлением  к идеалу, моральными отношениями, которые  можно и должно сознательно урегулировать.

На начальных стадиях организованности свобода индивида только кажущаяся  и его личность заимствована, на более высокой ступени личность получает возможность, свободно развивая свои способности, стать гармонической и цельной.

Благодаря ассоциации с другими  людьми человек приобретает то, что  теряет из-за узкой специализации.

Не замечая эксплуататорского  характера труда, порождающего отчуждение индивида, связывая трудности, переживаемые специализированными рабочими только с временными неблагоприятными условиями, Дюркгейм верил, что общие идеалы братства и солидарности, сознание общей цели всех тружеников возместят неизбежные для них потери.

Он разработал новые элементы подхода  к социальным явлениям, сконцентрировав  внимание на моральных проблемах, усовершенствовал правовую и моральную регламентацию общественных отношений.

М.Вебер видел различия между природными и общественными явлениями, и, как следствие, различие методов естественных и общественных наук. Если естественные науки могут открывать причинные связи между явлениями и тем объяснять отдельные события, то социология может понимать поведение индивидов, которые участвуют в некотором отношении. И если естественные науки занимаются фактами, то задачей общественных наук является понимание.

Такое понимание метода и задач  общественных наук и метода социологии представляется неверным, поскольку понимание не может заменить объяснение явлений с точки зрения причинности, а такое объяснение может быть достигнуто не путем сопоставления эмпирического с идеальным, но путем сопоставления эмпирического с эмпирическим.

Вебер, считал, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Он подчеркивал важность понимания социологом субъективного  смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По его мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Здесь социологу поможет знание того, что в исходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.

Проведённый мною анализ теоретико-методологических воззрений основателей социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера на личность и общество оказался и интересным и познавательным.

Я думаю, что при выполнении работы удалось выполнить все задачи и достигнуть поставленной цели. (таб. 1)

Учения об обществе Э.Дюркгейма  и М.Вебера  легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо  называют их классиками  в области  социологии.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Э. Дюркгейм

М. Вебер

Роль личности в обществе

Существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого.

На начальных стадиях  организованности свобода индивида только кажущаяся и его личность заимствована, на более высокой ступени личность получает возможность, свободно развивая свои способности, стать гармонической и цельной.

Индивид обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. М.Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом.

Социология, рассматривает  поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определённый смысл. Только такое поведение может интересовать социолога.

Функции общества

Экономическое планирование и нормативная регуляция экономических отношений, осуществляемых производственными корпорациями.

Общественные институты  — право, государство, религия и др. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество «первее» составляющих его индивидов, и требовал исходить в социологии из действия отдельных людей.

Общественные идеалы

Общество конструируется моральными связями, сознательным стремлением к идеалу, моральными отношениями, которые можно и должно сознательно урегулировать.

«Ориентация» действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Для социологии важно не только поведение людей в его внешних проявлениях, но и содержание тех духовных ценностей, на которые оно ориентировано. Поскольку ценностям свойственно устремлять человеческое поведение в том или ином направлении, их следует изучать при помощи социологических методов.

Подход к социальным явлениям

Новые элементы подхода к  социальным явлениям, сконцентрировав внимание на моральных проблемах, усовершенствовал правовую и моральную регламентацию общественных отношений.

 Социологическое понятие  действия вводится Вебером через  понятие смысла.

Наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать  их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Здесь социологу поможет знание того, что в исходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.

Задачи социологии

Согласно концепции социологизма  социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, не сводимостью к другим разновидностям реальности (например,физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального.

Естественные науки занимаются фактами, а задачей общественных наук является понимание.

Социология призвана изучать рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям.

Информация о работе Личность и общество в теориях Э.Дюркгейма и М.Вебера