Личность и общество в теориях Э.Дюркгейма и М.Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: анализ теоретико-методологических воззрений основателей социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера на личность и общество.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать социологию Э. Дюркгейма;
2. Исследовать социологию М. Вебера.

Содержание

Введение 3
Социология Эмиля Дюркгейма 5
Социология Макса Вебера 12
Заключение 18
Список использованной литературы: 23

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 60.84 Кб (Скачать)

 

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Факультет социальных и гуманитарных наук

Кафедра социологии и гуманитарных наук

 

 

 

 

Курсовая  работа по истории социологии

Тема: «Личность и общество в теориях Э.Дюркгейма и М.Вебера»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 1131

1 курса

факультета социальных

и гуманитарных наук

Белоусова С. А.

Руководитель:

доцент,  к.ф.н.

Кириллов П. Е.

День защиты:_______________________

Оценка:_______________________

______________________

(подпись руководителя)

 

Дубна, 2012

 

Оглавление

Введение 3

Социология Эмиля Дюркгейма 5

Социология Макса Вебера 12

Заключение 18

Список использованной литературы: 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.  В современную эпоху общественной потребности понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в мире, широкого интереса к социальному реформаторству, деятельности гражданского общества, сохраняется интерес к  учению  об обществе классиков в области социологии, основателя социологического реализма  Э.Дюркгейма, и родоначальника «Понимающей социологии» Макса  Вебера.

Понятие "человек" используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие "личность" - ее характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, ценности, культура.

Социология чаще оперирует  понятием "индивид". Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий.

 

В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу  в ее развитии. Это обусловлено  тем, что он практически первым попытался  теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895 г.) в русском переводе «Метод социологии» (1899 г.). В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм».

 Одним из самых влиятельных  теоретиков социологии, оставивших  выдающийся след в ее истории,  является М.Вебер. Становление  концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог  продвигался на протяжении всего  своего творческого пути, было  обусловлено довольно высоким  уровнем развития современной  ему исторической науки, накоплением  ею большого количества эмпирических  данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу - сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов.

Объектом  исследования являются социологические исследования в теориях Э. Дюркгейма и М. Вебера.

 Предметом исследования – общество и личность  в теориях Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Цель  работы: анализ теоретико-методологических воззрений основателей социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера на личность и общество.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

1. Исследовать социологию Э. Дюркгейма;

2. Исследовать социологию М. Вебера.

 

Степень научной разработанности проблемы.

 Количество работ, ссылающихся на Макса Вебера и Эмиль Дюркгейма критикующих и дополняющих их велико. Практически все важные исследования по  социологии организации ссылаются на этих авторов, которым отводится особое место среди основателей данной дисциплины.

В последнее  время в отечественной литературе опубликован ряд монографий, учебников и учебных пособий по истории зарубежной и отечественной социологии, в которых раскрывается содержание классического и современного этапов ее развития.

В своей работе я использовала учебник Батыгина Г.С., Подвойского  Д.Г. «История социологии», в котором рассматриваются основные понятия теоретической социологии, сформулированные в трудах О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П.А. Сорокина и др. и учебник Марковича Д.Ж. «Общая социология». Автор прослеживает ход исторического развития социальной мысли, дает представление о месте общей социологии в системе наук, ее предмете и методе, а также Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» и Капитонов Э.А. «История и теория социологии».

Социология Эмиля  Дюркгейма

Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

Отличительной чертой научных позиций  Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, не сводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Для понимания дюркгеймовского  «социологизма» необходимо выделить и  различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая  сторона социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода. Не сводимая к другим ее видам.

Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты - социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «светское - священное» - таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.

Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Как уже отмечалось, во всякой общей теории общества явно или неявно присутствует общая теория человека, всякая общая социология гак или иначе базируется на какой-то философской антропологии. Социология Дюркгейма не составляла в этом смысле исключения. Человек для нею - и о двойственная реальность, hото dирlех, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная .

3. Онтологическая сторона «социологии»  но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

В указанных выше дихотомических парах  те стороны, которые воплощают остальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным, «священное» - над «светским» и т. п. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы,  постольку наука об обществе  - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей, закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий, а его работах, особенно ранних.

Основной принцип его методологии  выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько  онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать, но отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», - писал он. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.

Впоследствии тезис о необходимости изучать социальные факты как вещи особенно решительно опровергался в экзистенциалистских и феноменологических теориях.

2. Из признания специфики социальной  реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только  как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию, как « науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо  в его не сводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.

Объясняя не сводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.

Информация о работе Личность и общество в теориях Э.Дюркгейма и М.Вебера