Ксенофобия как проявление молодежного экстремизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – изучить причины и последствия существования ксенофобии в российском обществе.
Задачи:
1. Определить основные понятия и термины, используемые в работе.
2. Изучить причины происхождения ксенофобии.
3. Выявить причины происхождения ксенофобии в России.
4. Изучить степень угрозы социальной нестабильности в обществе в связи с последствиями ксенофобии.
5. Показать изменение масштабов распространения ксенофобии в российском обществе за последние несколько лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1:Понятие, история и причины происхождения ксенофобии…………5
Глава 2: Эмпирические показатели ксенофобии и методы борьбы с ней….13
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Ксенофобия (итоговый).doc

— 135.50 Кб (Скачать)

    Тема  ксенофобии затронула такую сферу  как миграция. Исследование показало, что к притоку людей в Москву отрицательно относятся как коренные москвичи, так и приезжие, но коренные жители столицы относятся к мигрантам намного более негативно. Оценивают миграцию в Москву из других регионов России и из-за рубежа, как отрицательное или скорее отрицательное явление для жизни горожан 70% москвичей и 50% приезжих. Тех, кто считает, что приток людей в город оказывает положительное влияние на жизнь горожан, не нашлось вообще, с более умеренным высказыванием (это сказывается «скорее положительно, чем отрицательно») согласилось 13% москвичей (преимущественно этнически не русские) и 31% приезжих. Значительная часть респондентов (17%) затруднились ответить на этот вопрос.

    Москвичи  не объединяют в своем сознании всех приезжих в одну группу, русские  мигранты для них предпочтительнее, поскольку являются только конкурентами, но не врагами, как «инородцы», как называли в некоторых анкетах приезжих нерусских. Что касается приезжих русских, то они себя не относят к «завоевателям», как их воспринимают москвичи, считают, что оказались в городе по этническому праву, а вот «нерусские» для них такие же враги, как для коренных москвичей. В этом смысле, по их мнению, они ближе к москвичам, чем к мигрантам других национальностей, хотя с москвичами и не сливаются.

    Все же о своем маргинальном положении  они никогда не забывают. Не случайно, положительно ответили на вопрос «Некоторые люди считают, что в нашем городе в последнее время стало жить слишком много людей других национальностей. Согласны ли Вы с таким мнением?» 88% москвичей и лишь 60% приезжих. Тем не менее, среди представителей обеих групп такая точка зрения оказалась преобладающей.

    Чем же грозит Москве появление большого числа людей других национальностей  – в массовом сознании преимущественно  кавказцев? Отвечая на закрытый вопрос, москвичи и приезжие разошлись во мнениях. Для первых предпочтительными  оказались два варианта ответов: «Русским становится страшно жить в родном городе» и «Русские перестают чувствовать себя хозяевами родного города» - 51-52%, далее следует ответ «Город становится грязным» - 42,5%. Среди иногородних лидировал также вариант ответа «русским страшно жить» - 54%, далее следует «город становится грязным» - 40%, то есть в этом две группы продемонстрировали солидарность. Но вот вариант «русские перестают чувствовать хозяевами» отметили лишь 30% приезжих, почти вдвое меньше, чем москвичей – для них это несущественно, так как они сами не чувствуют себя хозяевами, во-первых, и город для них не родной, во-вторых, хотя они и стремятся слиться с «коренным населением», интегрироваться в него.

    В качестве открытого вопроса респондентам было предложено высказаться, в чем, на их взгляд, выражается влияние приезжих на жизнь города. Всего свои соображения высказал 71% участников опроса, причем у 84% из них отношение было отрицательным, у остальных  амбивалентным или положительным. Понятно, что положительное мнение высказывали либо нерусские респонденты, либо приезжие, да и встретилось оно в небольшом числе анкет.

    Русские москвичи не только считают себя хозяевами  своего города, но и людьми иного  свойства, чем приезжие инородцы –  они наделяют себя всеми положительными качествами, их – всеми отрицательными. При этом враждебность к чужим для значительной части юных москвичей не является чем-то, чего следует стыдиться, скрывать. Напротив, большинство опрошенных расценивают ее как норму, даже гордятся ею: «Они вызывают у москвичей негативное отношение вполне оправданно. Многие приезжие относятся к Москве как к временному месту проживания, поэтому позволяют себе мусорить и не уважать москвичей А ведут они себя неподобающим образом – некультурно. Что же, москвичи должны это прощать?» или «В их хамстве виноваты мы, москвичи, мы не должны этого допускать!!!», «Многочисленность нерусских влияет на культуру г. Москвы. Тем самым нерусские (чурки) с каждым годом наглее, они (чурки) затмевают великую русскую культуру. Этого нельзя допустить!».

    Отсюда  вполне логичным становится, что молодые  москвичи считают себя вправе на некоторые  действия по дискриминации приезжих. Другое дело, что для них это  не дискриминация, а борьба за собственные  права и благополучие родного  города. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В последнее время для нашего общества стало свойственно развитие чувства  «национального унижения», связанного в основном с распадом СССР, финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого явились рост националистических настроений и популярность экстремистских идей среди россиян, в том числе и среди молодежи.

    Ксенофобия, в буквальном переводе – страх  перед иностранцами и незнакомыми  людьми. Нередко употребляется для  обозначения скорее ненависти или  презрения, чем страха. Ксенофобия всегда присутствовала в мировоззрении отдельных групп и сообществ в целом. На протяжении двух последних столетий она противостояла идеологической универсальности большинства основных идейных течений, таких, как либерализм и социализм, и присуща более доктринерским политическим явлениям – расизму и национализму. Создается впечатление, что элементы ксенофобии наиболее заметны там, где рушатся традиционные структуры, как это было в Германии после 1918 г. или в Восточной Европе в 1990-х гг. после крушения коммунистической системы. Чаще всего ксенофобия направлена против иммигрантов и евреев

    Проблема  ксенофобии приобретает в последние  годы все большую остроту, создается  впечатление, что сегодня она  затрагивает если не все слои населения, то большинство из них. Острота этой проблемы такова, что ее изучением в последние годы занимаются специалисты самых разных областей, она волнует правозащитные организации, некоторые молодежные, региональные организации и пр. Теоретические аспекты изучения ксенофобии в России в течение длительного времени наиболее глубоко исследуются Л.Гудковым, именно на его идеи, в первую очередь, была ориентирована данная работа.

    Последние несколько лет ксенофобия в России держится на стабильно высоком уровне - 55-60% опрашиваемых социологами российских граждан поддерживают ксенофобские призывы (хотя и в разной степени). С одной стороны, это плохо, поскольку почти 2/3 граждан в разной степени разделяют ксенофобские лозунги, то хорошего в этом мало. С другой стороны, то, что этот уровень сохранялся практически неизменным даже после серии терактов, увенчавшихся захватом школы в Беслане, говорит о том, что резервы для роста ксенофобских настроений к настоящему моменту исчерпаны. Возрастание количества сторонников лозунга 'Россия для русских' или увеличение численности людей, полностью разделяющих этот призыв может произойти лишь в случае резкого ухудшения экономической ситуации в России, когда вновь активно обострится конкуренция за выживание на рынке труда и ниши, занимаемые 'чужаками', окажутся востребованными. Но и сохранение нынешнего уровня ксенофобии чревато (правда, уже не сию минуту, а в некоей перспективе) значительными проблемами. Постоянное педалирование лозунга 'Россия для русских' может разбудить утихший было во второй половине 1990-х национализм меньшинств, вспышка которого способна разорвать Россию на куски. Кроме того, в случае сокращения притока мигрантов (а мигрантофобия является составной частью современной ксенофобии) Россия буквально через два-три года столкнется с нехваткой рабочих рук, без чего любое удвоение ВВП, как и сохранение статуса великой державы, просто невозможно.

    А если говорить о том, как будет развиваться ситуация в будущем, то здесь нужно отдельно рассматривать две проблемы - будущее собственно ксенофобии и перспективы исповедующей ее части российского общества. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

    1. Гудков Л.Д. «Смещенная агрессия: отношение россиян к мигрантам»// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. -2005г. - № 6.

    2. Нагорная О. «Теоретические аспекты ксенофобии и межнациональных конфликтов»- 2006г.

    3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. «Основы толерантного образования» // Образовательная политика. – 2006 г. – №10.

    4. Гудков Л. Комплекс «жертвы»: особенности  массового восприятия россиянами  себя как этнонациональной общности // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1999г. № 3.

    5. В.Фридман «Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления » - 2008г.

    6. Валлерстайн И. Прошлое и настоящее европейского расизма// Интеллектуальный форум. -2007г. -№7.

    7. Гудков Л. Антисемитизм и ксенофобия в России, 1990–1997 / Старые и новые фобии в России. М., 1999г.

    8. И.В. Следзевский, В.Р. Филиппов, Е.О. Хабенская «Аналитический отчёт о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ»

    9. Левада Ю.А. От мнений к пониманию: социологические очерки 1993-2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000г.

    10. Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль» – СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001г.

    11. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия.» – СПб, 1997г.

    12. Муравьев А. «Ксенофобия: от инстинкта к идее.» // Отечественные

    записки. – 2004 г. – №4 
 

Информация о работе Ксенофобия как проявление молодежного экстремизма