Ксенофобия как проявление молодежного экстремизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – изучить причины и последствия существования ксенофобии в российском обществе.
Задачи:
1. Определить основные понятия и термины, используемые в работе.
2. Изучить причины происхождения ксенофобии.
3. Выявить причины происхождения ксенофобии в России.
4. Изучить степень угрозы социальной нестабильности в обществе в связи с последствиями ксенофобии.
5. Показать изменение масштабов распространения ксенофобии в российском обществе за последние несколько лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1:Понятие, история и причины происхождения ксенофобии…………5
Глава 2: Эмпирические показатели ксенофобии и методы борьбы с ней….13
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Ксенофобия (итоговый).doc

— 135.50 Кб (Скачать)

    Во  Владимирской области действует  программа "Молодежь Владимирской области 2008–2010". Профилактика ксенофобии предусмотрена  в деятельности направления "Гражданин  России", одним из способов реализации задач которого является "проведение мероприятий, направленных на формирование толерантности и межэтнической культуры в молодежной среде". Работа по этому направлению предполагает следующие результаты: "популяризация идей дружбы народов и межнационального согласия, формирование толерантности и межэтнической культуры в молодежной среде, формирование уважения к культуре и традициям различных национальностей, а также минимизация проявлений агрессии и межнациональной нетерпимости среди молодежи". 

    В Кировской области приказом Управления по делам молодежи от 28 августа 2008 года № 201 на 2009–2011 годы утверждена ведомственная целевая программа "Молодежь Кировской области". В рамках направления по повышению правовой и политической культуры молодежи, развитию гражданственности, толерантности, патриотизма в молодежной среде предусмотрены следующие мероприятия: дни национальных культур Кировской области, издание справочника "Народы и конфессии Вятского края", областной молодежный фестиваль национальных культур и межрегиональный слет молодежи "Костер дружбы". 

    В Орловской области в настоящее  время органами государственной  власти работа по противодействию ксенофобии и экстремизму, продвижению идеологии  толерантности ведется достаточно формально. Слово "толерантность" в региональной нормативно-правовой базе встречается только в тексте областной целевой комплексной программы "Молодежь Орловщины 2006–2010 гг." и лишь в общей, неконкретной фразе: "Основными целями программы являются... сохранение и развитие социально-политической и экономической стабильности в регионе через реализацию системы комплексных мер, направленных на духовно-нравственное, патриотическое и социальное воспитание подрастающего поколения; реализацию программ толерантности, активизацию деятельности общественных молодежных объединений". Слово "ксенофобия" в региональной нормативно-правовой базе вообще отсутствует.

    Конкретных  программ толерантности, упоминаемых  в преамбуле областной комплексной  программы, в самой программе  не заложено, и пропаганда толерантности  фактически полностью заменена патриотическим (а по сути, военно-патриотическим) воспитанием. 

    В Ростовской области формирование толерантности, профилактика экстремизма в молодежной среде заявлены в качестве одной  из задач областной целевой программы  на 2006–2010 годы "Молодежь Дона" (направление "Интеграция молодежи в социокультурные отношения"). При этом в качестве результата реализации программных мероприятий в этой области указано "увеличение количества молодежи, участвующей в мероприятиях и акциях по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремизма в молодежной среде". 

    Аналогичные положения нашли отражение и  в "Долгосрочной городской целевой  программе "Молодежь Ростова" на 2007–2010 годы", одной из основных целей  которой заявлено "гражданско-патриотическое воспитание молодежи, профилактика негативных явлений и экстремизма, создание условий для развития оптимальных межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде". Среди ожидаемых результатов программы — "увеличение количества молодежи, участвующей в мероприятиях и акциях по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремизма в молодежной среде". К необходимым мероприятия в данной области программой отнесена "пропаганда межнациональной, расовой и религиозной терпимости путем проведения мероприятий, направленных на воспитание толерантного сознания, и профилактики экстремизма в молодежной среде".  

    В Москве действует программа "Молодежь Москвы" (2007–2009) на основании закона г. Москвы от 28 января 2004 г. № 4 "О молодежи". Цель программы – создание условий для благоприятной адаптации молодежи к жизни в столичном мегаполисе с учетом индивидуальных особенностей и социального статуса молодого человека. Среди задач программы: содействие развитию общечеловеческих ценностей в области здорового образа жизни, образования, науки, культуры, трудовых отношений, семьи; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к истории Москвы и России; обеспечение для каждого молодого человека равных стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса; защита молодых граждан от деструктивных влияний, негативных проявлений (в т.ч. нагнетания экстремизма, социальной и межнациональной розни). Программа направлена на борьбу против следующих влияний в молодежной среде: искажение фактов истории, деятельность религиозных сект, насаждение культа насилия, вседозволенности, нагнетание социальных межнациональных противоречий, навязывание стандартов субкультуры, равнодушное отношение к вредным привычкам, навязывание свободных и нетрадиционных сексуальных отношений, внедрение стереотипов асоциального поведения, вовлечение молодежи в политический экстремизм.

    В Москве деятельность по профилактике ксенофобии и этнического экстремизма  среди молодежи является предметом  особого внимания городских властей  и регулируется Постановлением Правительства Москвы "О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы" Согласно Постановлению, руководством города осуществляются различные меры по достижению социальной стабильности в сфере межнациональных отношений. Постановление предусматривает реализацию городской целевой программы – "Столица многонациональной России".

    Органами  государственной власти ведется  разнообразная работа по предотвращению проявлений политического и религиозного экстремизма в молодежной среде как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в том числе в сфере законодательства, в создании специальных комиссий и рабочих групп, разработке планов и стратегий, организации тематических мероприятий и т.п. Противодействие экстремистской деятельности в России осуществляется по двум основным направлениям:

           - профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе, на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

           - выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

    При Правительстве России образованы межведомственные комиссии, которые занимаются, в частности, вопросами предотвращения проявлений молодежного экстремизма. Их деятельность сводится к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.

    На  основании проведенных в последние  годы исследований ВНИИ МВД были разработаны рекомендации по борьбе с молодежным экстремизмом, которые сфокусированы на необходимости ужесточения законодательства, меры пресечения за преступления экстремистской направленности, повышенного контроля за молодежью и более серьезного регулирования Интернета (который предполагается рассматривать как СМИ). Только две рекомендации можно отнести к профилактическим, одна из которых предполагает разработку программы координации деятельности органов местного самоуправления, правоохранительных органов и других субъектов профилактики по разъяснению молодежи государственной национальной политики, административной и уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни, экстремистские проявления. Вторая предлагает усилить патриотическое воспитание молодежи в образовательных учреждениях, а также "своевременно реагировать на отклонения экстремистской направленности в мировоззрении учащихся. При выявлении таких случаев привлекать психологов и сотрудников органов внутренних дел для проведения профилактических бесед с целью разъяснения сущности экстремизма и ответственности за данные противоправные деяния". С учетом широты толкования понятия экстремизм, нам представляется, что в результате на педагогов могут быть возложены функции доносить на своих учеников в правоохранительные органы в случаях, когда они высказывают критические замечания по поводу общественно-политической ситуации.

    Далеко  не все экстремистские организации  и движения являются сообществами, основанными на идеях ксенофобии и ненависти. Однако все движения, которые пропагандируют ненависть и ксенофобию, сегодня рассматриваются в России как экстремистские. В последние года исследователи и правоохранительные органы отмечают рост молодежного экстремизма, который выражен в росте количества преступлений, повышении уровня насилия, характер которого становится все более организованным. В ходе конференции в Екатеринбурге, состоявшейся в апреле 2009 года, заместитель генерального прокурора России В. Гринь заявил, что в России насчитывается более 200 экстремистских организаций, которые объединяют около десяти тысяч человек. Членами экстремистских группировок становятся, как правило, молодые люди 16—25 лет. Большинство из них учатся в вузах и средних специальных профессиональных учреждениях. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях. Эксперты Центра "Сова", которые занимаются изучением непосредственно проявлений агрессивного национализма и ксенофобии, также отмечают эти тенденции в среде ультраправых в последние годы. К сожалению, с ультраправыми сегодня, в первую очередь, ведут противостояние правоохранительные органы и ряд общественных объединений и групп, а не органы по работе с молодежью и органы системы образования. В ряде регионов существуют особые целевые программы по борьбе с экстремизмом и терроризмом (например, в Пензенской области), однако они направлены на работу с организованными группами экстремистов и практически не предусматривают воспитательной профилактической работы с молодежью. В частности, в Пензе программа предполагает совместные выездов оперативных молодежных отрядов дружинников и сотрудников органов УВД по общежитиям, где проживают иностранные студенты, выездов по местам сбора "неформальных групп", оперативные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, входящих в неформальные молодежные объединения.

    Связь экстремизма с молодежными движениями точно отражена в возрастной структуре  экстремистских группировок, где абсолютно преобладает молодежь. Основная масса террористов и экстремистов – люди до 30 лет. Одним из резервов различных экстремистских организаций является все более увеличивающееся количество безработной и полубезработной молодежи, оказавшейся в последнее время в особенно тяжелом положении. Возмущение, протест, назревшие у молодых людей при столкновениях с проблемами взрослой жизни, все чаще вызывают в молодежной среде различные, основанные на отчаянии, агрессивные настроения, которые принимают крайние, экстремистские формы. Кроме того, именно для молодежи привлекательны такие установки, как жертвенность, романтика, риска, иллюзорная значимость экстремистской деятельности, возможность самоутвердиться, почувствовать себя "спасителем человечества". Таким образом, тяжелое положение молодежи в современном обществе, бескомпромиссность, свойственная этой возрастной страте, "революционаризм", влекущий молодежь, делает экстремизм молодежным явлением.

    Когда речь заходит о сущности экстремизма  в молодежной среде, то в качестве наиболее острых проблем органами государственной власти признаются этническая и религиозная нетерпимость, ксенофобия, национализм в молодежной среде, что и должно определять принимаемые меры по профилактике и пресечению экстремизма. В то же время одним из главных инструментов решения проблем аналитикам Совета Федерации видится "новая государственная молодежная политика, основанная на социально-экономической и моральной поддержке молодежи государством и обществом. Ее цель – обеспечить доступность качественного образования, создать условия для воспитания, сохранения здоровья и трудоустройства подрастающего поколения, формирования у него гражданской ответственности и патриотизма". Помимо этого, предлагается разработать новую программу формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма. Эти идеи озвучивались 2 апреля 2009 года на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений в МВД России, где председатель комиссии, министр внутренних дел России Р. Нургалиев отметил, что огромную тревогу в последнее время вызывает рост случаев проявления экстремизма в молодежной среде. В этой связи большую роль в воспитании подрастающего поколения россиян должны играть такие направления, как толерантность, патриотизм, позитивный информационный настрой – то, что напрямую зависит от средств массовой информации.

    В регионах России деятельность по профилактике экстремизма и пропаганде толерантности  реализуется различными органами власти, общественными объединениями с  разными акцентами, в зависимости от ситуации в регионе, наличия экспертов и консультантов, приоритета работы в этой сфере.

    В масс-медиа доминирует "язык вражды". Массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9% опрошенных в пяти городах России (выборка - 586 человек). Фокус-группы с московскими студентами, черпающими информацию из СМИ, обнаружили, что их оценки количества приезжих в Москве фантастичны - от 17% до 60% населения Москвы. Большинство приезжих, по мнению информантов - люди другой национальности. Чаще всего назывались такие этнические группы как грузины, армяне, азербайджанцы - "они все на одно лицо".

    И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики - во благо общества и его лично. Редкие голоса специалистов, предупреждающих, что без труда мигрантов встанут целые отрасли, что сферы их занятости - весьма специфичные, куда россияне не идут, что их дешевый труд делает дешевле и комфортнее нашу жизнь, остаются голосами вопиющего в пустыне.

Информация о работе Ксенофобия как проявление молодежного экстремизма