Коррупция в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:01, реферат

Описание работы

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Работа содержит 1 файл

Коррупция.docx

— 265.32 Кб (Скачать)

    1. Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов

     2. Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:

         2.1. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

         2.2. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

         2.3. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.

     3. Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.

     4. Дерегулирование экономики

     5. Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

     Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны  возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии  произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

     Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним  из наименее коррумпированных государств мира – 4е место в Corruption Perception Index 2008,опубликованным Transparency International. В 2009 году Сингапур занимает уже 3-е место, опередив Швецию, которая до этого  была на первом месте вместе с Данией и Новой Зеландией

    1. Шведская стратегия:

В ней  акцент был перенесен на систему  стимулов, побуждающих население  к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

     1.Основные инструменты – налоги, льготы и субсидии

     2.Свободный доступ к внутренним государственным документам

     3.Независимая и эффективная система правосудия

     4.Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников

     5.Высокие зарплаты госслужащим

     Спустя  всего несколько лет после  начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они  превышали зарплату рабочих в 12—15 раз, однако со временем эта разница  снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний  день Швеции присвоен третий ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется  в выполнении следующих задач: повышение  экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с  бедностью и, что также немаловажно  – восприятие честности как нормы  поведения чиновника. 

     5. Коррупция в России

     Для отечественной истории, как и  для истории других отстающих  в развитии стран, характерна высокая  зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.

     Повальные взяточничество и вороватость чиновников впервые были осознаны как препятствие  развитию страны еще во времена Петра I. Известен исторический анекдот: император  решил сгоряча издать указ, согласно которому следует вешать любого чиновника, укравшего сумму, равную цене веревки; однако его сподвижники в один голос заявили, что в таком  случае государь останется без подданных. Характерно, что возглавивший по личному  указанию императора борьбу с казнокрадством и взяточничеством обер-фискал Нестеров сам в конце концов был казнен за взятки. Смешение государственной  казны с личным карманом оставалось типичным не только в 18-м, но и в 19-м  веке. Сюжет Ревизора Н.В.Гоголя основан  именно на том, что в николаевской России чиновники почти всех рангов систематически злоупотребляли своим  положением и постоянно находились в страхе перед разоблачением. Лишь после Великих реформ 1860-х уровень  коррумпированности российского чиновничества  начал понижаться, хотя и оставался  все же выше «среднеевропейского» уровня.

     В Советском Союзе отношение к  коррупции было довольно двойственным. С одной стороны, злоупотребление  служебным положением рассматривалось  как одно из наиболее тяжелых нарушений, поскольку оно подрывало авторитет  советской власти в глазах граждан. С другой, государственные управляющие  очень быстро сформировались в СССР в своеобразный государство-класс, противостоящий «простым людям» и неподвластный их контролю. Поэтому, с одной стороны, в советском законодательстве предусматривались гораздо более жестокие, чем в других странах, наказания взяточникам – вплоть до смертной казни. С другой же стороны, представители номенклатуры были фактически неподсудны и не слишком боялись наказаний. В 1970-е коррупция стала приобретать системный, институциональный характер. Должности, дающие широкий простор для злоупотреблений, стали кое-где буквально продаваться. В крахе советского режима большую роль сыграл именно шок от выявленных в конце 1980-х злоупотреблений на самом высоком уровне («рашидовское дело», «дело Чурбанова»).

     Хотя  радикальные либералы во главе с  Б.Н.Ельциным шли к власти под  лозунгами борьбы со злоупотреблениями, однако сами они, оказавшись во власти, заметно «перекрыли» достижения своих предшественников. Удивленные иностранцы даже заявляли, будто в  России 1990-х «большинство государственных  служащих попросту не догадываются, что  личное обогащение на службе является криминалом». Для подобных оценок имелось  много оснований. Дело в том, что  доходы госчиновников оставались довольно скромными, но при этом без их благоволения заниматься бизнесом было практически  невозможным. Особенно богатые возможности  для злоупотреблений возникли во время проведения приватизации, когда  ее организаторы могли буквально  «назначать в миллионеры» понравившихся  им людей.

     Наиболее  негативной чертой постсоветской коррупции  исследователи считают не столько  высокую интенсивность вымогательства, сколько его децентрализованный характер. Если, например, в Китае  или в Индонезии предпринимателю  достаточно «подмазать» нескольких высокопоставленных администраторов, то в России приходится платить поборы в карман не только им, но и массе  «мелких начальников» (типа санитарных и налоговых инспекторов). В результате развитие постсоветского бизнеса приобрело  очень уродливый характер.

     Проведенное в 2000–2001 фондом «Информатика для демократии»  исследование показало, что на взятки в России ежегодно тратят около 37 млрд. долл. (примерно 34 млрд. – взятки в  сфере бизнеса, 3 млрд. – бытовая  коррупция), что почти равно доходам  госбюджета страны. Хотя эта оценка одними специалистами была сочтена  завышенной, а другими заниженной, она показывает масштаб постсоветской  коррупции.

     Международная организация Transparency International опубликовала доклад «Барометр коррупции 2009», из которого следует: число россиян, считающих, что государство эффективно борется  с коррупцией, выросло, но количество признавшихся в том, что они дают взятки, увеличилось почти в два  раза. Россия по уровню коррупции оказалась  рядом с Боливией, Индонезией, Кенией и Монголией. Зарубежные эксперты советуют Москве бороться со взятками не в теории, а на практике.

     Недоверие к бизнесу в мире на фоне финансового  кризиса укрепилось - коррумпированным частный сектор считают 53% респондентов, тогда как еще пять лет назад  этот показатель составлял 45%, приводят данные Transparency International «Ведомости». В  глобальном масштабе самой коррумпированной структурой в глазах рядовых граждан  всего мира по-прежнему остаются политические партии - в том, что политики берут  взятки, уверено 68%. Далее следуют  чиновничий аппарат (63%) и парламент (60%). В России самой коррумпированной структурой из общественных институтов считают именно чиновников - такого мнения придерживаются 63% россиян. В  других странах СНГ ситуация иная: чиновников самыми коррумпированными  считают 49% азербайджанцев, 38% белорусов и 28% украинцев. Большинство респондентов в мире (56%) полагают, что борьба властей с коррупцией неэффективна. В России эффективность борьбы с коррупцией признают 22%, тогда как 52% россиян уверены в обратном. Издание приводит мнение директор российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, которая отмечает, что в оценках россиян появился дополнительный фактор: о коррупции стали говорить больше и честнее («Главный взяточник – бюрократ»).

     «Рост бытового взяточничества, о котором  сообщили опрошенные, неприятно удивляет, поскольку рост на 12% всего за один год - это очень много. Настораживает  и тот факт, что большинство  россиян при этом считает, что  бороться со взятками бесполезно», - отмечает «Независимая газета», ссылаясь на слова  сотрудников Transparency International. По данным исследования, в ходе которого в  России было опрошено 1,5 тыс. респондентов старше 15 лет, за последний год почти  треть – 29% россиян – были вынуждены  дать взятку, чтобы получить услугу, которая им и так полагается по закону. Тогда как в 2007 году таковых  было лишь 17%. При этом только 7% граждан, столкнувшись с вымогательством, посчитали  необходимым обжаловать действия должностных  лиц. Большая часть – 63% – посчитали  это бесполезным, а 24% просто побоялись  это сделать. Несмотря на кризис и  общее падение доходов, население  страны готово мириться с необходимостью дополнительных расходов на подкуп чиновников, делает вывод издание. Факт двойных  расходов – объективных, вызванных  падением экономики, и субъективных – в виде коррупционного «налога», вызывает обеспокоенность авторов  исследования: «Если в ближайшее  время не будут предприняты конкретные действия по обузданию взяточничества на всех уровнях власти, вопрос о  выживании в условиях кризиса  российских граждан и российского  бизнеса встанет еще более  остро» («Россияне удвоили взяткоемкость»).

     «Коммерсантъ» в статье «Взятки правят бал» напоминает, что президент Медведев объявил  борьбу с взятками приоритетной задачей  государства еще весной 2008 года. «Теперь перед властями стоит  задача оправдать ожидания граждан». «На самом деле как в 2007, так  в 2009 году данные Transparency International по коррупции  занижены минимум на 7-8%,— уверен президент фонда «Индем», член Национального  антикоррупционного комитета Георгий  Сатаров.- А положительная оценка респондентами политики властей  в области борьбы с коррупцией говорит о том, что государственная  пропаганда прекрасно работает». «Пока  инструменты по борьбе с коррупцией не заработали в полную силу, общественное мнение меняться вряд ли будет,- уверен глава комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников.- Констатировать факт проблемы взяточничества легко, а  вот предложить методы борьбы могут  не все». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     «Возможно управлять страной с плохими 

     законами, но невозможно управлять страной 

     с недисциплинированными чиновниками»

     Канцлер Германской империи 

     Отто  Фон Бисмарк   

     Несмотря  на то, что коррупцию часто сравнивают с гидрой, существуют достаточно эффективные  методы борьбы с этим явлением, о  чем успешно свидетельствует  мировая практика. Не бороться с  коррупцией – значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные последствия такого бездействия  возникают во всех сферах жизни общества, проблема противодействия этому  «внутреннему врагу» стоит в любом  государстве. Поэтому столь важно  изучение причин коррупции – ведь надо бороться не только с самим  сорняком, но и с его семенами. Понимая, что из себя представляет коррупция, исследуя это явление и опыт других стран по сопротивлению ему, мы получаем знание – а знание, как известно, сила. Главное, чтобы эта сила нашла  себе должное применение – для  этого необходима не только политическая воля, но и поддержка со стороны  всего общества. Иначе бой против коррупции будет проигран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение: Основные законы РФ по борьбе с коррупцией

     В России формируются законодательные  основы по противодействию коррупции.

     На  данные момент приняты, подписаны и  вступили в силу следующие законодательные  акты, регулирующие сферу противодействия  коррупции и повышающие прозрачность деятельности органов государственной  власти:

    1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.
    2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.
    3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.
    4. Федеральный конституционный закон от 25.12.2008 N 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года и одобрен Федеральным Собранием 22 декабря 2008 года.
    5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Федеральный закон принят Государственной думой 21 января 2009 года.

Информация о работе Коррупция в современном мире