Коррупция в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:01, реферат

Описание работы

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Работа содержит 1 файл

Коррупция.docx

— 265.32 Кб (Скачать)

     2) Во-вторых, чем больше развита  демократия, тем больше у чиновника  риск потерять свое место и  тем больше возможностей у  органов по борьбе с коррупцией.

     3) В-третьих, развитость судебной  системы также препятствует экспансии  коррупционных процессов.

     4) В-четвертых, чем больше и сложнее  бюрократический аппарат, тем  больше возможностей открывается  для коррупции. Важную роль  играет централизация государства:  в большинстве жестко централизованных  империй коррупция достигала  немыслимых масштабов, как в  Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все  эксперты склонны считать децентрализацию  залогом низкого уровня коррупции.

     5) В-пятых, хотя до недавнего  времени исследователи пренебрегали  историческими факторами, автор  считает необходимым рассматривать  и эту группу причин. Например, в «старых» государствах коррупционные  механизмы отлажены многолетней  практикой и являются в большей  степени социокультурным феноменом  – как, например, в Российской империи. С другой стороны, в «молодых государствах» широкомасштабная приватизация и неразвитость государственных механизмов предоставляют почти безграничные возможности для коррупции – и лучшей иллюстрацией тому будет не только Российская Федерация, но и практически все страны бывшего социалистического лагеря.

     6) Роль географических факторов (в  сочетании с фактором централизации  власти) может наглядно проиллюстрировать  та же Римская империя. Огромные  размеры страны неизбежно влекут  за собой трудности в управлении  и контроле над деятельностью  чиновников на местах (вспомним  комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя). Кроме того, государственный контроль над природными ресурсами (которые тоже причисляются к географическим факторам) открывает для чиновников одно из наиболее прибыльных направлений коррупционной деятельности, причем как в форме вымогательства, так и в форме взятки.

Хотелось  бы отдельно отметить, что феномен  российской «откатономики» имеет в  своей основе как раз исторические и географические факторы, и это  лишний раз подчеркивает необходимость  их рассмотрения при анализе причин коррупции.

     Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно  условно поделить все причины  коррупции на шесть больших групп:

Группа  факторов Факторы
Фундаментальные  Несовершенство  экономических институтов и экономической  политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство  в экономику, монополизация отдельных  секторов экономики, контроль государства  над ресурсной базой, низкий уровень  развития гражданского общества, неэффективность  судебной системы. 
 
Правовые  Слабость закона, отсутствие ясной законодательной  базы и слишком частое изменение  экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные  сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих  субъективную трактовку нормативных  актов
Организационно-экономические  Слабость системы  контроля над распределением государственными (в особенности – природными) ресурсами, трудности управления большой  территорией, громоздкий и неэффективный  бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация  в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации
Информационные  Непрозрачность  государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы  слова и печати, наличие оффшорных  зон, отсутствие исследований проблемы коррупции
Социальные  Клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и  образования
Культурно-исторические  Сложившаяся система  норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное  отношение к коррупции; особенности  исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

     Однако  не случайно существует утверждение: «Коррупция может быть уподоблена смазке, благодаря  которой колеса бизнеса начинают крутиться быстрее». В частности, некоторые исследователи утверждают, что в некоторых случаях положительными последствиями коррупции могут  быть позитивные экстерналии, снижение трансакционных издержек взяткодателей  и расширение возможностей для экономической  активности.

     Проиллюстрируем эти утверждения примерами: Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику. 

     Второй  пример: во многих государствах Латинской Америки лицензионные ограничения на многие виды бизнеса носят столь драконовский характер, что фирмы зачастую работают нелегально, чтобы избежать бесконечных препон и проволочек, с которыми сталкиваются предприятия, действующие в рамках закона. Для поддержания таких фирм, действующих в рамках неофициальной экономики, взятки просто необходимы. Взятки, как правило, даются добровольно, и, следовательно, делаются на основе анализа рентабельности – ведь так сокращаются издержки по ведению бизнеса. Автор книги «Коррупция и государство» Сьюзан Роуз-Аккерман полагает, что коррупция действительно может выступать в качестве противовеса излишней бюрократизации, позволяющего ускорить процессы принятия управленческих решений и способствующего более эффективному хозяйствованию.

     Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо  серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией  негативные последствия коррупции  превышают позитивные в 50–100 раз. В  подтверждение приведем пример из истории  России:

     В первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать.«Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов. Но взятки не обязательно ускоряют скорость канцелярской работы. Известно, например, что в Индии госслужащие высокого ранга берут взятки следующим образом: они не обещают взяткодателю более ускоренную обработку его документов, но предлагают замедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Аргумент, будто коррупция является стимулом для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает законность и правопорядок. Некоторые отечественные криминологи утверждают, что в начале 1990-х в постсоветской России «из лучших побуждений» наказания за служебные злоупотребления оказались фактически временно отмененными, и это привело к росту бюрократического вымогательства, усугубившем экономический кризис.  

3. Измерение коррупции

     Измерение коррупции – важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

         - Принятие государственных решений:  выявление "горячих точек"  и факторов, порождающих коррупцию,  для формирования эффективной  антикоррупционной политики;

         - Исполнение политики: повышение  осведомленности общества об  опасностях коррупции, оказание  общественного давления на правительства;  поддержка регулярного мониторинга  коррупции в интересах укрепления  механизмов исполнения политики;

          - Принятие решений в частном секторе: рекомендации в отношении инвестиционных и других решений. 

     Масштабы  коррупции довольно трудно оценить. Это связано, прежде всего, с тем, что она (как и другие виды теневой  экономической деятельности) в принципе укрыта от официального статистического  учета. Поскольку у государственных  чиновников больше возможностей скрыть свои правонарушения, чем у рядовых  граждан, то коррупция отражена в  криминальной статистике слабее многих других видов преступлений. Кроме  того, многие виды коррупции даже не связаны прямо с выплатой денежных вознаграждений, а потому не могут  получить стоимостную оценку.

     Чтобы получить сравнительные данные о  степени развития коррупции в  разных странах, чаще всего используют социологические опросы и экспертные оценки.

     Показатели  коррупции (которые  бывают количественные и качественные) варьируются  по предмету и охвату исследования:

     - Уровень коррупции в стране / городе/ регионе/ секторе: практика коррупции  (например, суммы и частота взяток, услуги, требующие больших платежей);

     - Уровень коррупции: восприятие  коррупции (например, возможность  получения услуг за счет взяток, надежность дачи взятки, общее  отношение к возможности подкупа);

     - Показатели управления (например, независимость  судебной власти, бремя регулирования,  неформальный сектор)

     - Показатели общественного доверия  (например, общий уровень доверия  граждан к органам власти на  общенациональном и местном уровнях;  общее доверие к органам исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительным органам) 

     - Эффективность деятельности бизнеса 

     - Риски коррупции бизнеса 

     - Другие критерии (свобода информации, политическая коррупция)

     Для проведения надежного  исследования необходимо принять во внимание, что:

     -Поскольку  коррупция  имеет системный  и сложный характер, и ее измерение  должно отражать все формы  ее проявления, необходимо создавать  составной индекс, учитывающий все  другие индексы.

     -В  странах с переходной экономикой  особенно велик размах «мелкой»  коррупции, и столь массовое  явление надо исследовать в  первую очередь.

     -Важно  и другое направление коррупции  – возникающее при взаимодействии  бизнеса и власти. Здесь необходимо  уделить внимание трем аспектам  проблемы:

         а) Административная коррупция: намеренное создание дефицита государственных  услуг или административных препятствий  для бизнеса с целью вынудить предпринимателей прибегать к неофициальным  платежам - взяткам для получения  этих услуг или преодоления этих препятствий.

         б) Захват" государства: активное давление частного сектора на органы государственной  власти с целью убедить власть в необходимости принятия законов  и правил, необходимых предпринимателям. Следует отличать от лоббизма.[16]

         в) "Захват" экономики": незаконный контроль чиновником над бизнесом для  получения прибыли.

     - Следует учитывать результаты  социологических опросов, оценки  предпринимателей вместе с данными  о восприятии, отношению граждан  к коррупции.

     - Разумеется, субъективная оценка  уровня коррупции может привести  к деформации полученных результатов  под влиянием эмоционального  отношения респондентов к власти. Например, если респондент не  одобряет действий власти, это  может привести к переоценке  степени ее коррумпированности. Поэтому считается необходимым  также оценивать степень общественного  доверия к власти.

     В настоящее время наибольшим авторитетом  пользуется индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index – CPI), который рассчитывается международной организацией Transparency International (в буквальном переводе –  «Международная прозрачность»). Эта  некоммерческая неправительственная  организация по изучению коррупции  и борьбе с нею интегрирует  данные научных исследований, проводимых по разным странам отдельными экономистами и организациями за 3 года, предшествующие расчету сводного индекса. Эти исследования сравнивают даваемые бизнесменами и  аналитиками субъективные оценки степени  коррумпированности разных стран. В  процессе обобщения данных отдельных  исследований каждая страна получает оценку по 10-балльной шкале, где 10 баллов означают отсутствие коррупции (наиболее высокую «прозрачность» экономики), а 0 баллов – самую высокую степень  коррупции (минимальную «прозрачность»).

Информация о работе Коррупция в современном мире