Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:16, курсовая работа
Целью представленной работы является выявление сущности, специфики и социальных последствий коррупции в органах государственной власти для разработки мер профилактики и борьбы с коррупцией.
Введение
Характеристика коррупции
Коррупция в органах государственной власти: особенности и социальные последствия
Борьба с коррупцией в органах государственной власти: необходимость и методы
4.1. Правовые основы борьбы с коррупцией
4.2. Меры борьбы с коррупцией
4.3. Формирование контрольной ветви государственной власти как метод борьбы с коррупцией
Заключение
Приложение: Основные понятия проекта федерального закона
«Основы антикоррупционной политики»
Список использованной литературы
Министерство образования Российской Федерации
Тульский государственный университет
Кафедра
социологии и политологии
и методы борьбы с ней
Выполнила: ст.гр. 830481 О.Е. Бочарова
Научный
руководитель:
канд. полит. наук, доц. А.Х. Аипов
4.1. Правовые
основы борьбы с коррупцией…………
4.2. Меры борьбы с коррупцией ……………………………………………………9
4.3. Формирование контрольной
борьбы с коррупцией…………………………
Необходимо признать, что сегодня коррупция стала одной из основных угроз национальным интересам и национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства. Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в немалой степени ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж России в глазах мирового сообщества, стала одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций.
Многие ожидания народа, связанные с демократическими преобразованиями последнего десятилетия, оказались обманутыми в результате неспособности государства и гражданского общества найти в себе силы для преодоления коррупции. Российское общество устало от коррупции. Национальное самосознание созрело для глубоких антикоррупционных преобразований, затрагивающих все сферы социальной жизни. Настало время для формирования и укрепления новой социальной и правовой среды, в которой не распространяется коррупция.
Сегодня проблема коррупции и борьбы с ней является одной из приоритетных для российского общества и государства1. По проблемам коррупции принимаются сотни решений на федеральном уровне, создаются антикоррупционные комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, а также в Совете Безопасности РФ, создаются многочисленные общественные организации в регионах, проводятся исследования и защищаются диссертации, публикуются статьи и книги. Тем не менее, проблема коррупции в нашей стране не решается2. В России по-прежнему нет единой антикоррупционной политики как части государственной политики.
Целью представленной работы является выявление сущности, специфики и социальных последствий коррупции в органах государственной власти для разработки мер профилактики и борьбы с коррупцией.
Коррупция – явление весьма многоплановое, поэтому сегодня идут жаркие споры вокруг определения этого понятия. Коррупция рассматривается как социальное, правовое и криминологическое явление, охватывающее совокупность общественно опасных деяний, как криминализированных, так и (по различным причинам) не криминализированных в нашей стране, но признанных преступными в мировой практике3. Определений коррупции много. Представляется целесообразным употребление краткого и емкого определения, которое используется в документах ООН и Совета Европы: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп». Из этого определения видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Кроме него, она включает многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.
В таком понимании по действующему уголовному законодательству коррупционная преступность прямо или косвенно включает в себя значительный ряд действий, предусмотренных в гл. 19, 21, 23 и 30 Уголовного Кодекса РФ:
Перечисленные виды коррупции не находят целостного отражения в официальной криминальной статистике. В последние годы реальное совершение этих преступлений интенсивно росло, что не находило адекватного регистрационного отражения, а тем более – реального осуждения. Зарегистрированное взяточничество за 1991 – 1999 гг. увеличилось на 171,2%. Коммерческий подкуп в 1999 г. возрос на 163%. За 1999 г. присвоения и растраты увеличились на 7,8, взяточничество – на 18,3, а коммерческий подкуп – на 26,9%.
По современным оценкам, коррупционные преступления (особенно взяточничество) выявляются не более чем на 1 – 2%, а реальное уголовное наказание несут не более 0,1 – 0,2% от уровня фактических коррупционеров.
По
данным международной независимой
организации «Транспаренси
Если попытаться проследить основные тенденции коррупционной деятельности в России, то четко просматривается две взаимосвязанные особенности: реальная коррупционная деятельность интенсивно росла, а социально-правовой контроль за ее совершением катастрофически снижался. И только в последнее время этот вопрос все чаще и чаще актуализируется.
Коррупция
душит Россию, и необходимы экстраординарные
меры для эффективного предупреждения,
контроля и минимизации ее до социально
терпимого уровня коррупционной деятельности.
Причем особую опасность представляет
не низовая (мелкая) коррупция, которая
в определенной мере является производной
от поведения высших властей, а коррупция
правящей, политической и экономической
элиты, то есть коррупция в органах государственной
власти.
Коррупция в органах государственной власти:
особенности
и социальные последствия
Сегодня есть все основания говорить об особом виде коррупции – коррупции политической. Она представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть5. Данный вид коррупции разрушает фундаментальные демократические процессы и основательно подрывает политические и правовые устои власти и ее авторитета. Очевидно, что коррупция в органах государственной власти является частью политической коррупции в целом.
Политические аспекты коррупции многозначны и противоречивы. Они недостаточно разработаны в нашей криминологической, правовой и политологической науке, хотя практические реалии настоятельно этого требуют. В мировой литературе эти проблемы давно и продуктивно анализируются.
В Уголовном Кодексе РФ не предусмотрено уголовной ответственности за политическую коррупцию. О ней можно говорить применительно к некоторым коррупционным деяниям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти. Политически мотивированная коррупция совершается отдельными лицами или группами с целью захвата или удержания власти, а также против своих политических конкурентов.
В России, да и в других странах, широко распространена опасная политическая коррупция, совершаемая путем внешне легитимного, а фактически неправомерного овладения денежными и товарными потоками, нецелевого использования бюджетных ресурсов, получения финансовых средств (путем «черного» или «серого» нала) на выборные кампании и другие политические цели под будущие государственные должности, финансовые льготы, получение необходимых квот и других привилегий. К политической коррупции следует также отнести разнообразные формы изощренных и «грязных» избирательных технологий, реализуемых для непосредственной и опосредованной покупки голосов избирателей во время выборов.
Серьезным аспектом политической коррупции является отсутствие политической воли для эффективной борьбы с коррупцией. Есть достаточно оснований полагать, что коррупционная стихия отвечает интересам определенной части правящей, политической и экономической элиты.
Итак,
необходимо осознавать, что коррупция
в органах государственной
Борьба с коррупцией в органах государственной власти:
необходимость
и методы
Правовые
основы борьбы с коррупцией
Для создания единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации антикоррупционной политики, систематизации антикоррупционного законодательства и его гармонизации с нормами международного права необходим новый закон. Такой законопроект подготовлен инициативной рабочей группой. Концепция законопроекта основывается на следующих положениях.
Информация о работе Коррупция в органах государственной власти и методы борьбы с ней