Коррупция в органах государственной власти и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является выявление сущности, специфики и социальных последствий коррупции в органах государственной власти для разработки мер профилактики и борьбы с коррупцией.

Содержание

Введение
Характеристика коррупции
Коррупция в органах государственной власти: особенности и социальные последствия
Борьба с коррупцией в органах государственной власти: необходимость и методы
4.1. Правовые основы борьбы с коррупцией
4.2. Меры борьбы с коррупцией
4.3. Формирование контрольной ветви государственной власти как метод борьбы с коррупцией
Заключение
Приложение: Основные понятия проекта федерального закона
«Основы антикоррупционной политики»
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Коррупция.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования Российской Федерации

      Тульский  государственный университет

      Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 

Коррупция в органах государственной  власти

и методы борьбы с ней

 
 
 
 
 

Выполнила:           ст.гр. 830481 О.Е. Бочарова

Научный руководитель:               канд. полит. наук, доц. А.Х. Аипов  
 
 
 
 
 
 

Тула 2002

Содержание 

 
  1. Введение…………………………………………………………………………….3
  2. Характеристика коррупции…………………………………….…………………4
  3. Коррупция в органах государственной власти: особенности и социальные последствия…………………………………………………………………………6
  4. Борьба с коррупцией в органах государственной власти: необходимость и методы…………………………………………………………………………………..8

4.1. Правовые  основы борьбы с коррупцией………………………………………8

     4.2. Меры борьбы с коррупцией  ……………………………………………………9

     4.3. Формирование контрольной ветви  государственной власти как метод

            борьбы с  коррупцией…………………………………………………………12

  1. Заключение………………………………………………………………….………19
  1. Приложение: Основные понятия проекта федерального закона

     «Основы антикоррупционной политики» ……………………………….………21

  1. Список  использованной литературы……………………………………………23

 

    Введение

     

    Необходимо  признать, что сегодня коррупция  стала одной из основных угроз  национальным интересам и национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства. Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в немалой степени ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж России в глазах мирового сообщества, стала одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций.

    Многие  ожидания народа, связанные с демократическими преобразованиями последнего десятилетия, оказались обманутыми в результате неспособности государства и гражданского общества найти в себе силы для преодоления коррупции. Российское общество устало от коррупции. Национальное самосознание созрело для глубоких антикоррупционных преобразований, затрагивающих все сферы социальной жизни. Настало время для формирования и укрепления новой социальной и правовой среды, в которой не распространяется коррупция.

    Сегодня проблема коррупции и борьбы с  ней является одной из приоритетных для российского общества и государства1. По проблемам коррупции принимаются сотни решений на федеральном уровне, создаются антикоррупционные комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, а также в Совете Безопасности РФ, создаются многочисленные общественные организации в регионах, проводятся исследования и защищаются диссертации, публикуются статьи и книги. Тем не менее, проблема коррупции в нашей стране не решается2. В России по-прежнему нет единой антикоррупционной политики как части государственной политики.

    Целью представленной работы является выявление сущности, специфики и социальных последствий коррупции в органах государственной власти для разработки мер профилактики и борьбы с коррупцией.

 

     Характеристика коррупции

 

    Коррупция – явление весьма многоплановое, поэтому сегодня идут жаркие споры вокруг определения этого понятия. Коррупция рассматривается как социальное, правовое и криминологическое явление, охватывающее совокупность общественно опасных деяний, как криминализированных, так и (по различным причинам) не криминализированных в нашей стране, но признанных преступными в мировой практике3. Определений коррупции много. Представляется целесообразным употребление краткого и емкого определения, которое используется в документах ООН и Совета Европы: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп». Из этого определения видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Кроме него, она включает многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

    В таком понимании по действующему уголовному законодательству коррупционная преступность прямо или косвенно включает в себя значительный ряд действий, предусмотренных в гл. 19, 21, 23 и 30 Уголовного Кодекса РФ:

  • некоторые преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (воспрепятствование осуществлению избирательных прав, фальсификация избирательных документов и другие формы «покупки» власти – политическая коррупция);
  • преступления против собственности (присвоения или растраты и другие);
  • преступления против службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребления, коммерческий подкуп и т.д.);
  • традиционные должностные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного управления (злоупотребления, присвоения, взяточничество, служебный подлог и др.).

    Перечисленные виды коррупции не находят целостного отражения в официальной криминальной статистике. В последние годы реальное совершение этих преступлений интенсивно росло, что не находило адекватного регистрационного отражения, а тем более – реального осуждения. Зарегистрированное взяточничество за 1991 – 1999 гг. увеличилось на 171,2%. Коммерческий подкуп в 1999 г. возрос на 163%. За 1999 г. присвоения и растраты увеличились на 7,8, взяточничество – на 18,3, а коммерческий подкуп – на 26,9%.

    По  современным оценкам, коррупционные  преступления (особенно взяточничество) выявляются не более чем на 1 – 2%, а реальное уголовное наказание несут не более 0,1 – 0,2% от уровня фактических коррупционеров.

    По  данным международной независимой  организации «Транспаренси интернешнл» (международная гласность), по состоянию на 1999 год наша страна имела один из наименее благоприятных индексов коррумпированности власти – 2,4 (оценки выставляются по 10-балльной системе: 10 баллов – нет коррупции, 0 баллов – абсолютная коррупция)4.

    Если  попытаться проследить основные тенденции  коррупционной деятельности в России, то четко просматривается две взаимосвязанные особенности: реальная коррупционная деятельность интенсивно росла, а социально-правовой контроль за ее совершением катастрофически снижался. И только в последнее время этот вопрос все чаще и чаще актуализируется.

    Коррупция душит Россию, и необходимы экстраординарные меры для эффективного предупреждения, контроля и минимизации ее до социально терпимого уровня коррупционной деятельности. Причем особую опасность представляет не низовая (мелкая) коррупция, которая в определенной мере является производной от поведения высших властей, а коррупция правящей, политической и экономической элиты, то есть коррупция в органах государственной власти. 

 

     Коррупция в органах  государственной  власти:

    особенности и социальные последствия 

    Сегодня есть все основания говорить об особом виде коррупции – коррупции политической. Она представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть5. Данный вид коррупции разрушает фундаментальные демократические процессы и основательно подрывает политические и правовые устои власти и ее авторитета. Очевидно, что коррупция в органах государственной власти является частью политической коррупции в целом.

    Политические аспекты коррупции многозначны и противоречивы. Они недостаточно разработаны в нашей криминологической, правовой и политологической науке, хотя практические реалии настоятельно этого требуют. В мировой литературе эти проблемы давно и продуктивно анализируются.

    В Уголовном Кодексе РФ не предусмотрено  уголовной ответственности за политическую коррупцию. О ней можно говорить применительно к некоторым коррупционным деяниям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти. Политически мотивированная коррупция совершается отдельными лицами или группами с целью захвата или удержания власти, а также против своих политических конкурентов.

    В России, да и в других странах, широко распространена опасная политическая коррупция, совершаемая путем внешне легитимного, а фактически неправомерного овладения денежными и товарными потоками, нецелевого использования бюджетных ресурсов, получения финансовых средств (путем «черного» или «серого» нала) на выборные кампании и другие политические цели под будущие государственные должности, финансовые льготы, получение необходимых квот и других привилегий. К политической коррупции следует также отнести разнообразные формы изощренных и «грязных» избирательных технологий, реализуемых для непосредственной и опосредованной покупки голосов избирателей во время выборов.

    Серьезным аспектом политической коррупции является отсутствие политической воли для эффективной борьбы с коррупцией. Есть достаточно оснований полагать, что коррупционная стихия отвечает интересам определенной части правящей, политической и экономической элиты.

    Итак, необходимо осознавать, что коррупция  в органах государственной власти имеет серьезные политические последствия: демократия становится неэффективной6. Уменьшается доверие к власти, падает престиж страны на международной арене, искажается реальная политическая конкуренция, появляется ностальгия о твердой руке и утверждается объективно подкрепляемая, но непродуктивная мысль: либералы принесли стране вреда больше, чем коммунисты. Именно поэтому сегодня особенно остро стоит проблема борьбы с коррупцией. 

 

     Борьба с коррупцией в органах государственной  власти:

    необходимость и методы 

    Правовые  основы борьбы с коррупцией 

    Для создания единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации антикоррупционной политики, систематизации антикоррупционного законодательства и его гармонизации с нормами международного права необходим новый закон. Такой законопроект подготовлен инициативной рабочей группой. Концепция законопроекта основывается на следующих положениях.

  1. Коррупция представляет собой постоянно самовоспроизводящееся явление, коренящееся в недрах самого уклада социальной жизни, не признающее культурно-этнических и территориальных границ. Борьба против коррупции является постоянной функцией государства и заботой всего общества.
  2. Борьба против коррупции затрагивает интересы каждого гражданина, общества и государства.
  3. Основы антикоррупционной политики могут быть только комплексным правовым актом. Правовая политика в любой сфере, в том числе в сфере борьбы с коррупцией содержит в себе три основных элемента, некую «триаду»: развитие правосознания, правотворчество и правоприменение.
  4. Приоритетным направлением антикоррупционной политики является предупреждение коррупции.
  5. В целях достижения социально необходимого уровня эффективности антикоррупционной политики допустимо устанавливаемое федеральным законом определенное ограничение прав лиц, занимающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы.
  6. Самой острой и вынужденной формой государственного реагирования на наиболее опасные формы коррупционного поведения является антикоррупционная уголовная политика7.
  7. Транснациональный характер коррупции обусловливает принятие российским государством обязательств по поддержке и всестороннему развитию международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, что является одним из приоритетов антикоррупционной политики.

Информация о работе Коррупция в органах государственной власти и методы борьбы с ней