Контрольная работа по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:
требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), - это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях - минимальные, в каких-то - гигантские. Кстати, в современном английском языке понятие «профессия» применяется только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется «занятие»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Социальная стратификация…………………………………………………………4
Общее представление о профессии ………………………………………………..7
Разделение труда: понятие и общие характеристики……………………………..9
Степень разделения труда…………………………………………………………10
Виды разделения труда……………………………………………………………11
Классификация видов трудов……………………………………………………14
Классификаций профессий………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………

Работа содержит 1 файл

диффренциация различных профессий.docx

— 54.03 Кб (Скачать)

3. В  зависимости от условий деятельности  выделяют труд в:

     - комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.),

     - в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).         

4. По  форме организации деятельности  выделяют следующие виды труда:

     - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересмена, вахта);

     -     индивидуальный и коллективный (совместный).

     Совместная  деятельность - это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее  пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.

     Основные  признаки совместной деятельности и  свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).  

Классификация профессий

     Мир профессий и специальностей очень  многообразен и динамичен - по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

     Психологическая классификация профессий нужна  для теории психологии труда, для  важнейшего понимания роли психологических  факторов в труде. Она нужна и  для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить  значительно быстрее, если бы уже  была разработана определенная типология  профессий. Но пока нет строгого единого  подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них  состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход. 

     Были  также попытки дать классификацию  по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация  не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической  точки зрения резко отличаются друг от друга.

     Интересно, что еще в XVIII веке известный историк  и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию  видов профессиональной деятельности:

  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • вредительские науки (колдовство).

     Очень любопытный подход был предложен  в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом  С. П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда:

  1. Автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.
  2. Полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.
  3. Шаблонно-исполнительный труд. Это, пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

     Следующие два типа, которые он выделил, относятся уже не к рабочим профессиям.

  1. «Самостоятельный труд», это работа конструктора, инженера.
  2. Это свободный творческий труд, здесь имеются в виду работники разных видов искусства.

     В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить  к первым двум разделам. Конечно, для  современного этапа эта классификация  устарела.

     В настоящее время классификация  профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.

     Первый  ярус составляют пять типов профессий  по признаку различий их объектных  систем: 

  1. «Человек-природа» 

     Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

     Среди профессий типа «человек-природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

     Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес  к природе (не основной) должны иметь  психолог, менеджер по туризму и  гостиничному бизнесу.

     Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную  технику, занимаются вопросами экономической  оценки своего труда. Но все же главный  предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

     При выборе профессии этого типа важно  разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для  отдыха или как к мастерской, в  которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

     Особенность биологических объектов труда состоит  в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также  болеют, гибнут. Работнику нужно  не просто очень много знать о  живых организмах, но предвидеть возможные  изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется  инициатива и самостоятельность  в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

  1. «Человек – техника» 

     Главный, ведущий предмет труда - технические  объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

     Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

     Труд  работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет  профессионального внимания - область  технических объектов и их свойств.

     Среди профессий типа «человек – техника» можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
  • профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

     При обработке, преобразовании, перемещении  или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку  технические объекты практически  всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в  области техники от человека требуется  высокая исполнительская дисциплина.

  1. «Человек – человек» 

     Главный, ведущий предмет труда - люди.

     Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного  коллектива и др.

     Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
 

 Для успешного  труда по профессиям этого типа нужно  научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а  также овладеть знаниями в соответствующей  области производства, науки, искусства.

     Краткий перечень качеств, которые очень  важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;
  • потребность в общении;
  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;
  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;
  • умение находить общий язык с разными людьми.  
  1. «Человек - знаковые системы» 

     Главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или  искусственные языки.

     Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист  и др.

     Среди профессий типа «человек - знаковые системы» есть:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

     Чтобы успешно работать по профессии, нужны  особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"