Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:13, контрольная работа
Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.
1. Сущность субъекта социального управления 3 стр.
2. Цели управления социальными процессами 9 стр.
3. Закономерности системы социального управления 12 стр.
4. Достоинства и недостатки пассивного стиля
руководства персоналом. 20 стр.
Список использованной литературы
2. Цели управления социальными процессами.
Наука социального управления не является прикладной какой-либо науки. Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственный предмет и свою проблематику исследования, стала актуальнейшим направлением научного здания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность. Необходимость социального управления прежде всего обусловлено разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества, «Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер и понимается как воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в желаемое состояние. Поэтому основной элемент управления – целеполагание.
Как мы
уже знаем, управление возникло вместе
с социальной организацией и является
средством ее выживания, поэтому вполне
естественно предположить, что одной из
главных целей управления является обеспечение
высокой устойчивости социальных организаций.
Об эффективности управления обществом
можно судить, например, по индексу развития
человеческого потенциала (ИРЧП), включающему
три основные позиции: среднюю продолжительность
жизни, уровень образования и доходы населения.
По данным ООН, Россия фактически покинула
группу развитых стран и сейчас по ИРЧП
занимает 72 место в мире (рядом с Эквадором,
Оманом и Саудовской Аравией).
На наш
взгляд, ИРЧП является наиболее объективным
показателем не только эффективности
управления, но и разумности того или иного
общества.
Помимо указанных выше, для оценки эффективности
управления обществом используются и
другие показатели, в частности:
- уровень производительности труда, соотносимый
с мировыми параметрами по соответствующим
его видам;
- темпы и масштабы прироста национального
богатства, исчисляемые по методике ООН;
- уровень
благосостояния жизни людей в расчете
на душу населения и и с разбивкой на доходы
различных категорий, а также в сравнении
со стандартами развитых стран;
- упорядоченность, безопасность и надежность
общественных отношений, их воспроизводство
с нарастающим позитивным результатом.
Разрабатываются и другие количественные
показатели, отражающие качество жизни
людей. Такие усилия предпринимаются как
по линии ООН, так и по линии национальных
государств. Определением социальных
показателей занимаются с конца
60-х гг. ряд различных международных и региональных
межправительственных организаций. Так,
ВОЗ определяет показатели состояния здоровья
и доступа к услугам в области здравоохранения.
ЮНЕСКО совершенствует показатели в области
образования, МОТ - в сфере контроля за
занятостью и безработицей.
Однако, главным направлением работ в
этом направлении является разработка
типовых индексов (наборов индикаторов),отражающих
устойчивость развития общества. Набор
индикаторов, предложенных Комиссией
ООН по устойчивому развитию (1994 г.),включает
130 позиций.
Устойчивое развитие необходимо не только
обществу, но и любой социальной организации.
Однако, в отличие от общества, управление
в них имеет другие цели.
Например, фирма создается для выпуска
определенной продукции (или оказания
определенных услуг) и получения от ее
реализации высокой прибыли. Здесь управление
является не только средством выживания
организации, но главное, средством получения
прибыли.
Об эффективности управления фирмой судят
на основании анализа показателей ее финансово-экономической
деятельности. В частности, для производственно-хозяйственных
организаций такими показателями являются:
прибыль и рентабельность предприятия,
срок окупаемости инвестиций, капиталоемкость
продукции, фондоемкость продукции, конкурентоспособность
продукции, относительные затраты на управление,
темпы роста производительности труда,
эффективность инвестиций, материалоемкость
продукции и др.
Социальное управление применяется не
только для управления социальными организациями,
но и для решения сложных социальных проблем.
В таких случаях
эффективность управления можно оценивать
по тому, насколько хорошо удается достичь
поставленной цели.
Выбор цели (целей) необходим для конкретизации
конечного результата, ожидаемого от решения
проблемы. Выбираемые цели должны быть
реально достижимыми, иначе теряется смысл
управления.
Во многих случаях (однако не всегда) цели могут быть выражены количественно, например, увеличить к 2020 г. среднюю продолжительность жизни населения России до 70 лет, снизить безработицу на 30%, темпы инфляции на 20% и т.п.
Количественные
показатели, характеризующие цели,
служат для оценки степени приближения
к ним в результате проведения
тех или иных мероприятий. Такие
показатели, называемые целевыми или
результирующими, являются основой формирования
критерия эффективности управления.
Создавать и внедрять тот или иной проект
имеет смысл, если это позволит полностью
или хотя бы частично решить поставленную
проблему, т.е. полностью или частично
удовлетворить существующую определенную
социальную потребность. Однако убедиться
в положительном влиянии данного проекта
на проблемную ситуацию можно будет лишь
после завершения всех работ, связанных
с его разработкой и внедрением, а также
получением конкретных социальных и экономических
результатов. Поэтому, чтобы принять решение
о начале разработке проекта,необходимо
предварительно оценить его эффективность.
В таких случаях говорят о предварительной,
или расчетной, оценке эффективности управления.
Расчет эффективности проекта (управления) производят и после того, как будут получены достоверные результаты последствий его внедрения. В таких случаях говорят о фактической оценке эффективности управления.
Как правило, предварительная оценка не совпадает с фактической, однако такое сравнение помогает в дальнейшем учитывать ошибки при расчетах и уменьшать расхождение между предварительной и фактической оценкой.
Вопрос выбора критерия эффективности управления, аналогично проблемам оценки новой техники, инноваций, мероприятий, инвестиций и пр., является в настоящее время одним из самых сложных и трудно решаемых, поэтому однозначного ответа на него получить невозможно.
3. Закономерности системы социального управления.
Напомним, что к законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
К законам управления относятся:
Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.
Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма — системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.
Одним
из основополагающих законов управления
является закон экономии времени, который
характеризует эффективность
К числу основополагающих законов социального управления относятся также:
Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.
Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.
В конце XX века изменилась парадигма общественного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.
Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная — объективно-субъективная.
Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.
Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.
Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.
В целом в теории управления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей — во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы — одна из важнейших закономерностей социального управления.
Это, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как ее доктринальность, разработка и реализация которой в процессе управления позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому ее разработка и реализация являются универсальной закономерностью современного социального управления.
Доктрина социальная — разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, — выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геополитического пространства. На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовлетворения которых, в первую очередь, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.
Информация о работе Контрольная работа по "Социология управления"