Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:03, контрольная работа
Социология бюрократии. Аппарат управления как социальная группа
Управление и манипулирование
Формальные, внеформальные и неформальные организации, проблемы их взаимоотношений
Управленческий менталитет и стили управления
Смысл функции прогнозирования в управленческой деятельности аппарата состоит в том, что она является решающим фактором перехода от стратегии «пассивного реагирования» на изменяющиеся внешние условия к стратегии «активного упреждения» этих изменений и своевременной подготовки к ним, а далее – к мерам по недопущению наиболее негативных из них. Чтобы выжить и успешно развиваться, руководитель должен уметь приспосабливаться к этим внешним изменениям; но для этого, в свою очередь, необходимо их также прогнозировать. В частности, при прогнозировании создания организации аппарат управления должен учитывать состояние экономики, научно-технические достижения, социокультурные и политические факторы, международные события и т.д.
Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовывать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения общих целей. Такое согласование имеет два основных аспекта. Во-первых, это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Это планирование по содержанию. Во-вторых, хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения. Это – планирование по времени, или процессуальное планирование. В первом случае решается вопрос, что будут делать исполнители; во втором – когда они это должны делать и в какой последовательности. Функция планирования обеспечивает фактически основную задачу управления в целом.
На
этапе планирования необходимо учитывать
взаимодействие целого ряда факторов
как внутриорганизационных, так
и психологических, что дает возможность
получить положительный результат.
Психологические факторы
Под функцией организации понимается: во-первых, общий процесс создания определенной организационной структуры, т.е. выбор типа этой структуры, ее дифференциация по подразделениям в соответствии с целями и задачами. Этот процесс обозначается понятием организационного проектирования и последующей реализации выбранного проекта. В его ходе аппаратом управления решается вопрос о том, какой в целом должна быть организационная структура, исходя из миссии, главных целей, задач и внешнего окружения. Во-вторых, под организацией понимается функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе. Это построение согласованной системы обязанностей, прав, полномочий исполнителей и руководителей; определение их функциональных ролей и их согласование в рамках уже избранной организационной структуры. В-третьих, организацией обозначаются и определенные координирующие процессы, необходимые для реализации любой иной управленческой функции.
В процессе совместной деятельности аппарат управления и руководитель должен распределить все содержание совместной деятельности между ее членами таким образом, чтобы каждый из них вносил вклад в нее, т.е. осуществить функциональное разделение труда и обязательно согласовать, сорганизовать индивидуальные «вклады» в общую цель организации.
Между руководителем и исполнителем существует, как правило, ряд промежуточных уровней управления. Поэтому организационная функция руководителя включает два основных аспекта – организацию исполнения и организацию управления.
Необходимым
условием выполнения функции организации
является правильное общение руководителя
с исполнителями. Процессы управления
и организации деятельности всего
персонала и руководителей не
могут существовать изолированно друг
от друга, органически переплетаясь
между собой. Каждая организация
нуждается в координации
Общим
мерилом реальной власти и влияния
руководителя является то, насколько
он сосредотачивает функции принят
Одной из важнейшей функцией руководителя является мотивирование исполнителей – создание, поддержание и развитие мотивации работников. Функция мотивирования в процессе управления используется для учета последовательности поведенческих действий, с помощью которых реализуется управленческая цель. Руководители при выполнении этой функции мотивировании как одной из сложнейших должны учитывать личностные особенности исполнителей, применение индивидуального подхода к работникам, понимать цели, стремления, желания работников, учитывать межличностные отношения внутри коллектива и т.д.
Суть управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь – посредством многообразных контактов членов организации, т.е. в процессе коммуникации. Коммуникационная функция, наряду с функцией принятия решения, рассматривается в качестве связующего процесса в организациях. В общем плане коммуникация определяется как любой обмен информацией между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет. Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации.
Функция контроля позволяет руководителю определить, достигнута ли цель или нет, и тем самым дает санкцию для перехода к последующим действиям, связывая все звенья цепи управления в единое целое. Чтобы быть действенным и эффективным, контроль должен быть активным. Он не может сводиться лишь к констатации обнаруженных ошибок или отклонений, а включает средства и механизмы их исправления. Последнее обеспечивается за счет тесно связанной с контролем коррекционной функцией. Наиболее общими видами контроля являются: опережающий (предварительный), текущий, заключительный.
Заключительный контроль осуществляется после окончания определенных видов работ. Его роль двояка. Во-первых, на его основе окончательно решается вопрос об их качестве (со всеми вытекающими отсюда последствиями для исполнителей). Во-вторых, от него зависят разного рода оценочные процедуры, решение вопросов наказания-поощрения, а также организация стимулирования и мотивирования. Следовательно, он выполняет важную собственно мотивирующую функцию. Поэтому с психологической точки зрения руководитель должен уделять наибольшее внимание именно этому типу контроля, владеть методами и правилами заключительного контроля как мотивирующего средства.
Кадровые функции включают в себя ту часть управленческой деятельности, которая связана с формированием кадрового планирования, разработкой профессионально - квалификационных требований к персоналу;
При
формировании кадровой политики определяются
общие приоритеты кадровой работы,
вырабатывается общий подход к персоналу
и его роли (и формам участия) в
организационном
Большое
влияние имеет непрямая реализация
воспитательной функции – через
силу личного примера
Сущность арбитражной функции руководителя состоит в решении и устранении конфликтов и трудовых споров в организации.
Психотерапевтическая функция руководителя проявляется в создании руководителем атмосферы своеобразного психологического комфорта в коллективе.
Сущность дисциплинарной функции определяется особенностями реализации функции контроля по отношению к поведению исполнителей.
Экспертно-
Производственно-
Выполнение
управленческих функций является элементом
бюрократии, а аппарат управления
– бюрократической структурой. Однако
управлять большими общественными
образованиями без
В наше время, издаётся очень большое количество литературы, в названии которых присутствуют термины управление и манипуляция, вместе с тем, вопрос о том, что есть управление и манипуляция сами по себе, то есть вопрос о содержании категорий «управление» и «манипуляция» их соотнесении между собой и другими смежными категориями зачастую остаётся не раскрытым.
В энциклопедическом словаре
приводится определение
Принято считать, что
Вместе с развитием представлений об управлении, в западной культуре эволюционируют идеи манипуляции. В современной литературе под манипуляцией понимается способы социального воздействия на людей при помощи средств массовой информации, экономических, политических, социальных и иных средств, с целью навязывания определенных идей, ценностей, форм поведения и т.д. Словарь по социальной психологии предлагает определять манипулирование как вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий.
Отсутствие единой более или
менее общепринятой системы
Сама функция социального управления появляется на заре человечества вместе с появлением человека и человеческого общества. Точно так же, как человек выделяется из высших приматов посредством трудовой орудийной деятельности, которые стимулировали развитие сознания, точно так же управление как социальная функция обозначилась, выделившись из более общей системной функции, свойственной и для живой, и для неживой природы – саморегуляции. Управление, несмотря на то, что оно является специфически человеческой деятельностью, может быть осмыслено как результат эволюции естественной формы, а именно способности систем к саморегуляции. Управление является естественной формой организации человеческой деятельности. Отличие управления от регуляции, повторимся, состоит в том, что управление является сознательной и целесообразной деятельностью, и, если результат регуляции определяется стремлением системы к соблюдению баланса, то результаты управления определяются целями и задачами, которые ставит перед собой общество. При рассмотрении этого феномена в категориях социального действия, обнаруживается, что при управленческой деятельности субъект и объект действия тождественны. Общество самостоятельно формулирует свои цели и задачи, а так же изменяет себя в результате управленческой деятельности. Управление в полной мере раскрывается как имманентная функция системы.
Информация о работе Контрольная работа по "Социология управления"