Контрольная работа по "Социология управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Социология бюрократии. Аппарат управления как социальная группа
Управление и манипулирование
Формальные, внеформальные и неформальные организации, проблемы их взаимоотношений
Управленческий менталитет и стили управления

Работа содержит 1 файл

К.Р.Социология управления1.docx

— 73.83 Кб (Скачать)
 

         План  контрольной работы

  1. Социология бюрократии. Аппарат управления как социальная группа
  2. Управление и манипулирование
  3. Формальные, внеформальные и неформальные организации, проблемы их взаимоотношений
  4. Управленческий менталитет и стили управления

 

 

  1. Социология  бюрократии. Аппарат  управления как социальная группа.
      1. Социология бюрократии

         Бюрократия (буквально господство канцелярии, от франц. Bureau - бюро, канцелярия и греч. Kratos - сила, власть, господство):

         1) социальный слой профессиональных  управленцев, включенных в организационную  структуру, характеризующуюся четкой  иерархией, вертикальными информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе;

         2) замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное  положение, специализирующийся на  управлении и монополизирующий - с целью реализации своих корпоративных  интересов — властные функции  в обществе;

         3) важный социальный институт общества, осуществляющий управление им  в соответствии с определенными  нормами, традициями и ценностями  и существующий исторически длительное  время;

         4) узаконенное господство в организации  формальных норм и правил, которыми  руководствуются в своих действиях  и взаимоотношениях должностные  лица;

         5) одна из форм осуществления  властных функций в усложняющемся  обществе, важный элемент механизма  социального регулирования в  условиях экспансии публичной  власти и роста численности  управленческого аппарата. В ряде  случаев термин бюрократия используется для обозначения организаций, в которых принятые правила и предписания душат предпринимательскую инициативу, приводят к возрастанию издержек и способствуют изоляции менеджеров от клиентов, в результате чего эффективность их деятельности снижается.

         Можно утверждать, что во всех языках понятие бюрократия имеет двоякий смысл - позитивный и негативный (последний передается также термином бюрократизм). В позитивном смысле бюрократия - это форма управления организацией или обществом, при которой вся полнота власти сосредотачивается в руках особой профессиональной группы. Иными словами, бюрократия представляет собой иерархическую организацию с множеством отделов, уровней управления, инструкций и чиновников в кабинетах.

         По  установившейся в науке традиции термин бюрократия используется для обозначения не только определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти. Иными словами, государственная бюрократия есть одновременно и институционализированная общность людей, функционирующая в рамках целенаправленно созданных организаций и соответствующего нормативного порядка, и сама система подобных организаций1.

         Социологическая трактовка бюрократии

         Первоначально термин бюрократия использовался М.Вебером для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость в распределении ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

         Идеальный тип управления организацией, разработанный  Вебером, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризуют жесткая ответственность за каждый участок работы, координация во имя достижения организационных целей, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.

         Очевидно, однако, что идеальный тип бюрократии не может существовать в реальности. Позже Вебер начинает различать бюрократию в позитивном (западная рациональная система управления) и негативном (восточная иррациональная система управления) смыслах. В последнем случае бюрократия представляет собой систему, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью. Таков источник дисфункций, имеющих место в социальной организации позитивной бюрократии и принимающих самые разные формы - от взяток до мафиозных систем2.

         В середине XX в. американцы Р. Мертон и А. Гоулднер подтвердили тот факт, что рациональная бюрократия может стать причиной ряда серьезных организационных дисфункций. По мнению американских социологов, наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т. п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального. Р. Мертон полагал, что в результате неукоснительного следования формальным правилам, уступчивости и конформизма работники управления теряют, в конечном счете, способность принимать самостоятельные решения. Постоянная ориентация на правила и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что все эти нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. Мертон назвал это явление обучение неспособности. Следствием подобного обучения становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, негибкого в применении официальных норм и правил. Итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над другими работниками.

         В модели Мертона деятельность бюрократии начинается с требований контроля над элементами социальной структуры организации. Эти требования сводятся к попытке выработать нормы необходимого поведения членов организации и мотивацию на выполнение порученных заданий. В этих условиях руководитель-бюрократ начинает заботиться, прежде всего, о безопасности своего положения (сохранении статуса и карьере), в связи с чем, предпочитает опираться на формальные правила и формальную власть. За правилами он не видит реальных исполнителей и все более утрачивает контроль над ситуацией, что заставляет его еще больше заботиться, об упрочении и защите своего служебного положения. Круг замыкается - руководитель не может обеспечивать надлежащий контроль и принятие обоснованных управленческих решений.

         Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих, как сотрудникам следует решать поставленные перед ними задачи, реализовывать запросы других подразделений организации, взаимодействовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой: клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации. Если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию. При этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно.

         Кроме того, для бюрократической формы  управления характерны следующие негативные социально - психологические черты:

    • игнорирование человеческой природы;

    • господство духа отчуждения;

    • ограниченные возможности высказывания личных взглядов, особенно если последние противоречат общепринятому образу мышления;

    • подчиненность личных целей сотрудников целям организации;

    • несовместимость с развитой деятельной личностью;

    • приспособленчество;

    • игнорирование  неформальной организации и межличностных отношений.

      1. Аппарат управления как социальная группа

         Совместная  жизнь и деятельность группы людей  требует согласования и координации  усилий, планирования ресурсов, учета  последствий, решений, мотивирования  труда и т.п. Любая социальная группа, в том числе и коллектив, существует, действует и развивается, пока ею руководят. Без аппарата управления и руководства группа распадается  или превращается в толпу, действующую  случайным и иррациональным образом.

         Можно выделить следующие функции, или  направления деятельности аппарата управления, которые классифицируются по четырем группам:

     Первая  группа – деятельностно-административные функции:

  • целеполагание,
  • прогнозирование,
  • планирование,
  • организация исполнения,
  • коррекция.
  • принятие решения,
  • коммуникация,
  • контроль,
  • мотивирование,

     Вторая  группа – кадровые функции:

  • управление персоналом,    
  • дисциплинарная,
  • психотерапевтическая.
  • воспитательная,
  • арбитражная,

     Третья  группа – производственно-технологические функции:

  • оперативного управления,
  • материально-технического обеспечения,
  • инновационная, маркетинговая.

     Четвертая группа – производные (синтетические):

  • интеграционная,
  • стратегическая,
  • стабилизационная.
  • представительская,
  • экспертно-консультативная.
 

         Любая из указанных функций в силу своей  сложности включает два основных плана реализации. Первый – это  индивидуальная деятельность руководителя по их осуществлению. Второй – общеорганизационный: любая из функций – именно в  силу своей сложности может быть обеспечена не только деятельностью  руководителя, она требует подключения  многих иных структур управляемой организации. Например, функция планирования, оставаясь в конечном итоге прерогативой руководителя, на деле столь сложна, что к выработке планов привлекается множество лиц, включенных в организацию.

         Функции целеполагания коллектива. Коллектив успешно развивается, когда четко определены цели, перспективы и определенные социальные ценности. Основная задача аппарата управления и всего руководства состоит в том, чтобы довести до сознания каждого работника цели коллектива.

         Действенность цели определяется не только осознанием ее общественной значимости, но и её привлекательностью. При осознании социального значения цели действия побуждаются высокими мотивами, такими, как чувства долга и т. п., при этом растет ответственность за порученное дело. При осознании только личной значимости целей поведение мотивируется узко личными мотивами: материальными потребностями и интересами, престижем, а иногда и карьерными соображениями. При единстве личного и общественного в мотивации деятельности создаются самые оптимальные субъективные условия для деятельности личности в коллективе. Тогда человек коллективные цели принимает как личными и действует с максимумом энергии. Задача руководителя состоит в том, чтобы создать необходимые материальные и социально-психологические условия для формирования определенной мотивации у членов коллектива.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология управления"