Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа
1) Культура как предмет социологического исследования.
2) Ценности как основная категория социологии культуры.
3) Цивилизационный прогресс.
4) Универсалии культуры.
5) Взаимодействие культур.
Представления
о будущем всегда играли важную роль
в истории русской и мировой
общественной мысли. Особое значение предвидение
будущего имело в переломные эпохи
истории человечества. На пороге XXI
в. проблема будущего России приобретает
особую актуальность. Все же думается,
что будущее российского общества, да
и всего человечества связано не с технотропным
обществом, абсолютизирующим технологическую
сторону прогресса, не с коммунистической
перспективой, в которой человек превращается
в безликую часть тотального государства,
а с гуманистическим обществом. Это общество
должно стать подлинно человеческим обществом
достойных и свободных граждан, стремящихся
к знаниям.
В процессе становления
российского гуманистического общества
должна осуществляться переориентация
общества с производства материальных
благ на производство духовных ценностей.
В новом обществе должно гармонично сочетаться
духовное и материальное богатство личности
и общества при приоритете, разумеется,
духовного совершенствования человека.
Историческая
миссия России стать центром, объединяющим
Восток и Запад на духовной основе,
т.е. новой целостной идеологии
гуманизма. В этом суть великой русской
идеи, объединяющей идеи мира. Мировая
идея социализма являлась разъединяющей
идеей; она разорвала мир на системы капитализма
и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную
идеологическую борьбу. Говоря о человеческой
цивилизации, о ее будущем, следует отметить,
что равнодействующая прогресса человечества
ведет к возникновению цивилизации глобального
гуманизма. Будущее России и человечества
в целом не за обществом техники, даже
гуманизированной, не за обществом всеобщего
потребления, не за обществом казарменного
социализма, а за подлинно человеческим
обществом гуманизма.
2.
Проблема.
Почему
О.Конт считается
родоначальником
психологи.
Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика -- процессы социаль-ных изменений. Общество, по Конту, -- сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчерки-вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов. [1, с.6-7]
Огюст Конт ввел в употребле-ние понятие социология, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни в дихроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной филосо-фии истории, исторической фактологии и фактографии и разроз-ненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Контовская позитивная философия -- это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII ст. и методологией науки XIX ст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социо-логия -- к философии истории, но по общей ориентации обе воспро-изводят проблемы науки о человеке и об обществе. Уже самим понятием позитивный (позитивизм) Огюст Конт противопоставля-ет свою философию и социологию старым (негативным) пред-ставлениям.
Социальная физика или социология, не предполагает по Конту, сведение общественных явлений к физическим; специфика социального учтена им в пределах позитивного синтеза -- своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит специально разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и в современных условиях.
Система наук,
по Конту, представляет порядок, выражающий
в логи-ческой форме исторический
процесс развития знания от простого
к слож-ному, от низшего к высшему,
от общего к специфическому. Каждая
ступень в развитии знания -- наука более
высокого порядка -- подразумевает предыдущую
как свою необходимую предпосылку, которая
однако, не-достаточна для объяснения
специфического содержания науки более
высокой ступени. По определению Огюста
Конта иерархия основных наук выглядит
так: математика-астрономия-физика-
Специфика социологического подхода к общественной жизни состоит в том, что социологический подход представляет теорети-ческие исследования законов социальных явлений с помощью обще-научного метода, а не философской рефлексии, т. е. отражение, исследование познавательного акта, взаимное отражение единого. В совокупности общественные явления, по Конту,-образный орга-низм. Эта идея Конта предвосхитила установку методологии струк-турно-функционального анализа. Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с эгоистически-личностым также социального инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, образующуюся из множества элементов общества. Огюст Конт, используя методо-логические и мировоззренческие установки Сен-Симона, пытается сформулировать основной закон, способствующий преобразованию донаучного знания об обществе, о человеке в научное, закон, кото-рому подчиняется общественный процесс. Социальные связи носят, пожалуй внешний характер, потому что в их возникновении глав-ную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах как промышленность, торговля, армия и т. п. и т. д. Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохра-няющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двой-ственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон -- это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологи-ческое состояние, где открыто господствует спонтанно возникаю-щие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятель-ности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образу-ет основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состоя-ния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества. Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, про-ходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиоз-но-метафизические представления -- фикции, далее наступает эпо-ха господства позитивизма -- позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социаль-ную науку можно представлять как систему -- систему социоло-гии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.
Установки Огюста
Конта на понимание социологии как
социаль-ной физики, ориентируются на
методы биологии, физики и т. п. оказались
более живучими. Большинство социологических
школ XIX ст. стремились понять социальное
через биологическое, с по-мощью естественного,
а поэтому получили в истории социологии
название натуралистической социологии.
Огюст Конт не был нова-тором в науке в
революционном понимании, а выступал добро-совестным
и тщательным систематиком, который обобщал
разно-образные идеи своего времени и
осуществил первую попытку созда-ния системы
социологического знания. Ориентация
социологии на позитивные знания, то есть
на предметную и методическую опре-деленность,
научность, при всех недостатках самого
позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную
роль и стимулировала поиски новых путей
и средств в развитии социального познания,
раскры-тия социальных законов, углубила
знания о человеке.
3.
Тест
Что является
признаком предписанного
а) национальнсть
б) социальное происхождение
в) образование, квалификация
Овет: а) национальность
4.
Определите понятия
и категории социологии:
5.
Определите и обоснуйте
методы сбора первичной
социологической
информации по
проблеме конфликта
в трудовом колективе
Методика
создана Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком
в 1954 г. и предназначена для
При исследовании
Для представления основных
Опросник содержит 128 оценочных суждений,
из которых в каждом из 8 типов
отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных
по восходящей интенсивности. Методика
построена так, что суждения направленные
на выяснение какого-либо типа отношений,
расположены не подряд, а особым образом:
они группируются по 4 и повторяются через
равное количество определений. При обработке
подсчитывается количество отношений
каждого типа.
Т.Лири предлагал использовать
методику для оценки
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая
5-8 балла – умеренная
Адаптивное поведение
9-12 баллов – высокая
13-16 баллов – экстремальная
Экстремальное до патологии
В результате
производится подсчет баллов
по каждой октанте с помощью
специального «ключа» к
В настоящее время для
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений,
по каждому из которых возможны
3 варианта ответов,
Инструкция:
Инструкции к
Тесту1 и Тесту2 представлены
в приложении.
Предварительное исследование: в
2002 г. перед непосредственным
исследованием проводилось