Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

1) Культура как предмет социологического исследования.
2) Ценности как основная категория социологии культуры.
3) Цивилизационный прогресс.
4) Универсалии культуры.
5) Взаимодействие культур.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой  общественной мысли. Особое значение предвидение  будущего имело в переломные эпохи  истории человечества. На пороге XXI в. проблема будущего России приобретает особую актуальность. Все же думается, что будущее российского общества, да и всего человечества связано не с технотропным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Это общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных граждан, стремящихся к знаниям. 

В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека. 

Историческая  миссия России стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии  гуманизма. В этом суть великой русской  идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей; она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. Говоря о человеческой цивилизации, о ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема.  

Почему  О.Конт считается  родоначальником  психологи. 

Основателем социологии являлся французский  ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика -- процессы социаль-ных изменений. Общество, по Конту, -- сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчерки-вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов. [1, с.6-7]

Огюст Конт ввел в употребле-ние понятие социология, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни в дихроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной филосо-фии истории, исторической фактологии и фактографии и разроз-ненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Контовская позитивная философия -- это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII ст. и методологией науки XIX ст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социо-логия -- к философии истории, но по общей ориентации обе воспро-изводят проблемы науки о человеке и об обществе. Уже самим понятием позитивный (позитивизм) Огюст Конт противопоставля-ет свою философию и социологию старым (негативным) пред-ставлениям.

Социальная физика или социология, не предполагает по Конту, сведение общественных явлений к физическим; специфика социального учтена им в пределах позитивного синтеза -- своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит специально разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и в современных условиях.

Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логи-ческой форме исторический процесс развития знания от простого к слож-ному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания -- наука более высокого порядка -- подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, не-достаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. По определению Огюста Конта иерархия основных наук выглядит так: математика-астрономия-физика-химия-биология-социо-логия. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние законов биологии и вытекающее из взаимо-действия индивидов друг на друга». Это взаимодействие индивидов осо-бенно осложняется в человеческом роде вследствие каждого поколения на последующее. Выдвигаемое Контом требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации смысла истории, стало новаторством.

Специфика социологического подхода к общественной жизни  состоит в том, что социологический подход представляет теорети-ческие исследования законов социальных явлений с помощью обще-научного метода, а не философской рефлексии, т. е. отражение, исследование познавательного акта, взаимное отражение единого. В совокупности общественные явления, по Конту,-образный орга-низм. Эта идея Конта предвосхитила установку методологии струк-турно-функционального анализа. Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с эгоистически-личностым также социального инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, образующуюся из множества элементов общества. Огюст Конт, используя методо-логические и мировоззренческие установки Сен-Симона, пытается сформулировать основной закон, способствующий преобразованию донаучного знания об обществе, о человеке в научное, закон, кото-рому подчиняется общественный процесс. Социальные связи носят, пожалуй внешний характер, потому что в их возникновении глав-ную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах как промышленность, торговля, армия и т. п. и т. д. Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохра-няющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двой-ственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон -- это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологи-ческое состояние, где открыто господствует спонтанно возникаю-щие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятель-ности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образу-ет основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состоя-ния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества. Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, про-ходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиоз-но-метафизические представления -- фикции, далее наступает эпо-ха господства позитивизма -- позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социаль-ную науку можно представлять как систему -- систему социоло-гии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.

Установки Огюста Конта на понимание социологии как  социаль-ной физики, ориентируются на методы биологии, физики и т. п. оказались более живучими. Большинство социологических школ XIX ст. стремились понять социальное через биологическое, с по-мощью естественного, а поэтому получили в истории социологии название натуралистической социологии. Огюст Конт не был нова-тором в науке в революционном понимании, а выступал добро-совестным и тщательным систематиком, который обобщал разно-образные идеи своего времени и осуществил первую попытку созда-ния системы социологического знания. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую опре-деленность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскры-тия социальных законов, углубила знания о человеке. 
 
 
 
 

3. Тест 

Что является признаком предписанного статуса:

а) национальнсть   б) социальное происхождение    в) образование, квалификация 

Овет: а) национальность 
 
 
 

4. Определите понятия  и категории социологии: 

  1. Модернизация - процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Это более широкий социальный процесс,  чем индустриализация  или переход к капитализму
  2. Обычай -  унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
  3. Социальные проблемы, общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению
  4. Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
  5. Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Определите и обоснуйте  методы сбора первичной  социологической  информации по  проблеме конфликта  в трудовом колективе 
     

     Методика  создана Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком  в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений в самооценке и взаимооценке. 

       При исследовании межличностных  отношений наиболее часто выделяются  два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М.Оргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч.Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б.Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминироиание-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность. 

       Для представления основных социальных  ориентаций Т.Лири разработал  условную схему в виде круга,  разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. 

       Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов  отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. 

       Т.Лири предлагал использовать  методику для оценки наблюдаемого  поведения людей, т.е. поведения  в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких  людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. 

       Максимальная оценка уровня –  16 баллов, но она разделена на  четыре степени выраженности  отношения:

      0-4 балла – низкая 
 

      5-8 балла – умеренная 

       Адаптивное поведение 

      9-12 баллов – высокая

13-16 баллов – экстремальная 

       Экстремальное до патологии поведение 

 В результате  производится подсчет баллов  по каждой октанте с помощью  специального «ключа» к опроснику.[1] Полученные баллы переносятся  на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль (29, 54-56). 

       В настоящее время для определения  направленности личности используется  ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 г. 

       Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие  3 видам направленности личности. Респондент должен выбрать один  ответ, который в наибольшей  степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.2 

     Инструкция:

 Инструкции к  Тесту1 и Тесту2 представлены  в приложении. 

       Предварительное исследование: в  2002 г. перед непосредственным  исследованием проводилось предварительное  лонгитюдное наблюдение за данной группой испытуемых, в частности за их личностными качествами в различных жизненных ситуациях, в том числе и экстремальных. По итогам наблюдения, самые ярко выраженные конфликты были между начальником (испытуемый1) и подчиненными (испытуемые 3, 4 и 5), а в частности между испыт.3 и 4. Также наблюдалось неадекватное (казалось) недовольство со стороны начальника по отношению к испыт.7. Конфликт между начальником и испыт.3 и 4 представлял серьезную угрозу их взаимоотношениям так, что испыт.3 и 4 были на грани увольнения. В последствии образовалась острая конфликтная ситуация между указанными выше конфликтующими сторонами, и весь коллектив был на грани распада. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"