Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:44, контрольная работа
1) Культура как предмет социологического исследования.
2) Ценности как основная категория социологии культуры.
3) Цивилизационный прогресс.
4) Универсалии культуры.
5) Взаимодействие культур.
Ценностные
установки кардинально
С
другой стороны, нередко и другое
противоречие. Если ориентация на духовно-нравственные
ценности не обеспечивает минимум или
декларируемый обществом
Иногда
в социологии используются понятия
«положительные» и «
Вместе с тем дифференциация ценностей на одобряемые и отрицаемые не имеет ничего общего с делением их на положительные и отрицательные. Речь идет о другом: разные люди по-разному относятся к одним и тем же ценностям, выстраивают их иерархию в своем сознании. В этом состоит одна из трудностей понимания и изучения ценностного сознания. На ее преодоление и направлена изложенная выше типология ценностей по нескольким основаниям (критериям). Так, по данным Н.И.Лапина, сопоставление данных двух всероссийских исследований 1990 и 1994 года показало, что, несмотря на потрясения, через которые прошли россияне в 1991 – 1993 годах, принципиальные оценки – согласие или несогласие, одобрение или отрицание ценностей – остались почти неизменными. Как в 1990, так и в 1994 году в группу одобряемых попали суждения с ключевыми словами: самоценность жизни, свобода, забота о v ближних и слабых, взаимопомощь, спокойная совесть и др. В числе отрицаемых оказались самовольное лишение жизни другого человека, жизнь для себя (а не для потомков), равенство доходов, борьба до победы над оппонентами, власть над другими людьми и т.д. [13].
Но
наиболее распространенными
Потребности личности, социальных групп, общностей всегда связаны с развитием культуры. В то же время очевидно, что стремление к культуре проявляется в форме потребностей. Все это позволило ученым, в том числе и социологам, оперировать понятиями «материальные» и «культурные потребности», которые, в свою очередь, могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, А.Маслоу предложил пять потребностей-ценностей (от физиологических до духовных), Ф.Херцберг – 16 факторов-мотиваторов.
Очевидно,
что базовые потребности
Рокич ввел в свои исследования понятия терминальных и инструментальных ценностей, эмпирически исследовав по 18 тех и других. Что касается терминальных ценностей, то они выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей, такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличных отношений, свободы, труда и аналогичные им.
В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой – качества, способности людей (такие, как независимость, инициативность, авторитетность и др.) [14].
Как показывают социологические исследования, инструментальные ценности в большей мере, чем терминальные вызывают разное понимание, поддержку, и даже трактовку. Более того, иногда они противопоставляются друг другу или игнорируются. Так, в условиях кризисной экономики России резко упала ценность нравственных норм поведения – их заменила страсть к наживе, к обогащению любой ценой, к резкой девальвации понятий чести, совести, долга. Но одновременно выросла значимость таких черт личности, как самоуважение, самостоятельность, независимость.
Социологические исследования показывают, что в современном российском обществе достаточно значительна потребность в знаниях, информации, а также в формировании своего эстетического и этического видения мира, потребность в общении, а также в определенных средствах удовлетворения своих вкусов и наклонностей.
Большинство
населения в той или иной степени
приобщено к ценностям
Анализ культурных потребностей показывает, что они находятся в прямой зависимости от доходов населения. При всех частных отклонениях сам по себе рост материальной обеспеченности обусловливает рост интереса и затрат на духовное потребление. По данным Л.Н.Жилиной (1987), если так называемые первичные культурные потребности (в телевидении, радио, видеотехнике, магнитофонах) практически одинаковы для семей с различными доходами, то другие атрибуты культуры (например, библиотека), выполняющие более сложную культурную функцию – функцию интеллектуального и эстетического развития, очень дифференцируются – они зависят от доходов, социального положения, профессиональной деятельности. Вместе с тем высокий доход в большинстве случаев связан с такими затратами, как приобретение автомашины, дачи, видеотехники, подчеркивающими статусное положение человека в системе материальных, а не духовных ценностей.
Однако при всех противоречиях и изъянах «средние» культурные потребности доминируют среди других потребностей людей. В первую очередь они стремятся приобрести вещи культурно-бытового назначения, отдавая им предпочтение перед вещами утилитарного свойства. Но в то же время очень слабо развита потребность в предметах высокого эстетического уровня.
При характеристике ценностей-потребностей очень важен учет условий их реализации. Так, до сих пор актуальна проблема точек «культурного притяжения». Территориальная удаленность учреждений культуры от места жительства как в городе, так и на селе становится серьезной причиной, мешающей обогащению духовного мира людей, ибо вызывает значительное психологическое напряжение, которое возрастает пропорционально затратам времени на транспорт. Не случайно поэтому многие планы и намерения по развитию культуры остаются нереализованными. Иначе говоря, показатели обеспеченности в том виде, в каком они используются для оценки состояния сферы культурного обслуживания, недостаточно четко отражают реальное положение вещей, поскольку не учитывают национальных, территориальных, региональных различий в условиях жизни людей.
По-прежнему ограничен доступ населения к культурным ценностям. Так, выбор книг в сельских библиотеках, малых городах незначителен, их фонды дублируют друг друга, а многие новинки литературы приобретаются с большим трудом. В музеях демонстрируется только 14% экспонатов, огромные запасники накоплены в художественных музеях, кинопоказ ведется очень часто произвольно, а в условиях кризисной ситуации он упал до предельно низкого уровня.
Одна из проблем развития духовных потребностей – это перекосы в способах их удовлетворения. В 70–80-е годы фиксировался так называемый книжный голод. Ситуация была такова, что в личных библиотеках скопилось более 40 млрд. книг, т.е. в 10–12 раз больше, чем во всех государственных, коллективных и общественных библиотеках. 90-е годы принесли другие проблемы. Книжное дело во многом оказалось во власти массовой культуры, низкопробных вкусов. В то же время научная и художественная литература, на первых порах порадовав многообразием, оказалась не по карману многим потенциальным потребителям.
Анализ современных потребностей позволяет утверждать, что за последнее время возрос темп появления новых и дифференциации старых. И дело скорее не в том, что люди не имели этих потребностей, а в том, что их удовлетворение сдерживалось самыми различными ограничениями, надуманными запретами, ориентацией на то, что будто из одного центра можно регулировать вкусы и наклонности человека.
Но открытость имеет и свои издержки. Получили определенное распространение и были возвеличены такие ценности, как «умение жить», корысть, неразборчивость в средствах наживы и т.п. Кроме того, стали эксплуатироваться и даже пропагандироваться с помощью средств массовой информации порнография, патологические наклонности. Имеются и другие издержки в развитии культуры, в частности в виде различных проявлений молодежной субкультуры – хиппи, панки, рокеры и т.п., а также гипертрофированных ориентации на «тяжелый рок», «авангард», «инструментализм». Свобода творить привела и к оживлению далеко не бесспорных течений в. художественном творчестве, что нередко было продиктовано стремлением выделиться, завоевать себе место под солнцем.
В
то же время очевидно, что в условиях
становления новой морали важное
значение имеет не запрет, а постоянная
поддержка истинных духовных ценностей
в расчете на то, что время внесет поправки
и поставит точки над «i» в потребностях
человека.
3)
Цивилизационный прогресс
Культура зарождается
и развивается одновременно с
человеческим сообществом, она является
связующей субстанцией, полем притяжения
любого социума. Если проследить этапы
развития человеческой цивилизации, оказывается,
что культура постепенно вытесняет чисто
витальные мотивы и потребности развития
сообществ и в современном обществе обретает
самодостаточное значение и демиургическую
роль.
Действительно,
примитивные, первобытные общества,
частично сохранившиеся и сейчас
(например, гвинейские папуасы), постепенно
эволюционировали от малочисленных
племен охотников и собирателей
к земледельческим общинам с зачатками
власти и продуктообмена и к многотысячным
скотоводческим ордам с их социальным
расслоением и вождизмом.
Зарождение
«цивилизации» и возникновение
традиционных государств связано в
основном с культурным сдвигом в
социальном развитии. Сама характеристика
«традиционный», по М. Веберу, – это уже
оценка культуры, а именно в это время
и появляется письменность, возникает
институт образования, науки, появляются
ремесленные и (позже) мануфактурные технологии,
зарождаются и растут города, развиваются
рынки, усиливается неравенство, формируются
сословия и классы, устанавливаются монархические
системы правления. Социальная коммуникация
и культурная трансляция приобретают
самостоятельный институциональный вес.
Развитие индустриальных
обществ выводит промышленное производство
и технологии на первый план общественных
ценностей, превращая их в основной ресурс.
Урбанизация и в целом возросшая мобильность
смягчают социальное расслоение и сближают
жизненные стандарты разных общественных
групп, формируются многонациональные
государства, империи, которые вновь сменяются
однонациональными, и в конце XX в. иммиграция
смешивает их населения опять.
Развивается
рыночная экономика, возникают три
социальных мира: капиталистические
лидеры, социалистические общества (те
и другие индустриального типа) и развивающиеся
страны (аграрного типа, с преимущественно
традиционными способами производства,
но активно включающиеся в мировой рынок).
«Третьи страны»
и сегодня испытывают особые трудности
не только экономического, но и культурного
плана. Социологи отмечают, что эти общества
начинают терять свою идентичность, чувствуют
себя отсталыми и неконкурентоспособными,
потерявшими достойную перспективу.
Похожую фрустрацию
пережили и общества советского типа,
вступившие на путь капитализации и проведения
рыночных реформ. Однако индустриально
и геополитически они гораздо более состоятельны,
и их идеологическая капитуляция, возможно,
и не приведет к такой глубокой и разрушительной
социокультурной аномии.