Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

1. Становление и развитие управленческой мысли в рамках досоциологического этапа и предпосылки возникновения социологии управления. Идеи управления в рамках классического этапа развития социологии. Основные школы управленческой мысли.
2. Интересы можно определить как субъективные способы выражения объективных потребностей. Объективные потребности обычно не совпадают с наилучшими интересами, субъективно понимаемыми людьми, обществом и государством. Процесс преобразования объективных потребностей в интересы происходит под влиянием многих субъективных факторов, в силу чего возможно несовпадение интересов людей, общества и государства. Понятие интерес также отражает краткосрочные и долгосрочные общественные потребности, которые могут по-разному пониматься государством и обществом.

Содержание

1. Исторические аспекты развития и становления социологии управления.
2. Манипулирование как реализация корыстных целей.

Работа содержит 1 файл

социология управления.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету: «Социология  Управления»

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                                                    студентка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 7.

Вопросы:

  1. Исторические аспекты развития и становления социологии управления.
  2. Манипулирование как реализация корыстных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторические аспекты  развития и становления социологии  управления.

Становление и развитие управленческой мысли в рамках досоциологического этапа и предпосылки возникновения социологии управления. Идеи управления в рамках классического этапа развития социологии. Основные школы управленческой мысли.

Социология управления прошла сложный путь, прежде чем превратиться в современную отрасль социологического знания. Этот процесс включает в себя несколько этапов. Досоциологический этап охватывает самый длительный исторический период возникновения и развития управленческой мысли. Его начало исследователи обычно ведут от древнейших времен, временем его завершения принято считать появление социологии как науки (1830-1840гг.).

Феномен социального управления замечен еще в древние века и зафиксирован в исторических документах. Потребность в управленческих идеях  возникла в обществе в связи с  организацией совместного труда, развитием  обмена его результатами и распределением произведенных продуктов деятельности. Зарождение первых древних цивилизаций  стимулировали выделение управленческой деятельности в отдельное направление  и превращение ее в самостоятельную  сферу труда. Это было обусловлено  необходимостью планирования, организации  и контроля выполнения производственных работ, а также необходимостью осуществления  руководства сложными процессами жизни  государств.

В древних цивилизациях (Древняя  Вавилония, Древний Египет, государства Ближнего Востока, Древний Китай, Древняя Индия) управленческая деятельность находит свое развитие по двум основным направлениям - как управление производством и как государственное управление. Эти процессы обусловили необходимость разработки и определенных принципов управления.

Особый вклад в развитие представлений об управлении внесли Индия и Китай. Древнекитайский  мыслитель Конфуций, создатель этико-политического  учения, первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого  труда, сформулировал основные принципы и механизмы управления.

В развитие управленческой мысли свой вклад внесла Античная Греция, в которой расцвет древнегреческой  демократии требовал особой формы управления - умения повести за собой людей  при помощи слова. Поэтому здесь  высокое развитие получили риторика и ораторское искусство. Идеи древнегреческих  мыслителей Платона и Аристотеля вершиной управленческой мысли древнего мира. В частности, знаменитый философ  Платон утверждал, что управленческая деятельность является важнейшим элементом  системы полноценной жизни общества.

В средние века к проблемам  управления подходили с теологических  позиций (Аврелий Августин, Фома Аквинский), когда само управление на земле, управление миром и людьми рассматривалось как воплощение Божественной воли и эффективность управления ставилась в прямую зависимость от соблюдения Божественных заповедей.

На рубеже Средневековья  и нового времени появились ставшие знаменитыми труды итальянского социального мыслителя и гуманиста Никколо Макиавелли, в которых ставился вопрос о необходимости сильной центральной государственной власти, и провозглашалась идея управления как искусства, требующего своего развития.

Большое внимание проблемам  управления уделяли английские и французские философы XVII - XVIII веков - Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и т.д. Основой развития государства и управления в обществе они считали идеи естественного права. В их работах ставились также проблемы обеспечения социального порядка в обществе с помощью разумной системы управления.

Говоря о предпосылках появления социологических идей и теорий социального управления,  следует подробно рассмотреть социально-экономические  факторы, повлиявшие на их возникновение. Эти предпосылки связывают, прежде всего, с развитием капитализма  в первой трети XIX века, когда в центр социального знания были постановлены не только проблемы взаимодействия общества и человека, но и проблемы управления социальными процессами.

В ряде капиталистических  стран, прежде всего в Англии и  Франции, наблюдался значительный экономический, социальный и политический прогресс. Но с другой стороны - усугублялась эксплуатация, характерными становились  кризисы, ухудшалось и без того тяжелое  положение рабочих, увеличение продолжительности  рабочего времени, крайне неблагоприятные  условия на производстве и в быту.

Именно в этот период (первая половина XIX века) - как реакция на указанные выше процессы возникают новые теории в социальной мысли. Это были и утопический социализм, и марксизм, и консерватизм и либеральное направление. На данном этапе возникает новая наука об обществе - социология, которая должна была объяснить основные закономерности социально-экономического и политического развития капитализма и всего того, что могло быть с ним связано. В этих теориях и концепциях значительное место занимают проблемы управления обществом и производством.

Утопические социалисты (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), конструируя  идеальные общественные устройства будущего, уделяли большое внимание принципам их организации и управления. Подвергая критике капиталистический  строй, при котором, в первую очередь, удовлетворяются потребности господствующего  класса, они считали, что в обществе социализма и коммунизма, организованном на началах справедливости, равенства всех социальных слоев населения, создания условий для их счастливой жизни, эти принципы должны быть положены в основу социального управления. Необходимо сказать, что именно представители утопического социализма впервые сформулировали идеи общественного самоуправления как наиболее рационального типа и способа социального управления в условиях нового общественного строя.

Классический период развития социологии управления (XIX-начало XX вв.) характеризуется заметным вкладом в нее представителей французской социологической школы, и, прежде всего Огюста Конта, создавшего свою концепцию позитивной политики, которая содержала его собственное видение управления обществом в условиях капитализма. Он полагал, что социальное управление в капиталистическом обществе должно базироваться на таком его обустройстве, которое предполагает гармонию всех классов на основе сохранения частной собственности и достижения консенсуса между ними.

= Краткий биографический очерк =

Огюст Копт (1798 - 1857) французский  социальный философ, создатель философии  позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки. В 1816 г. окончил Высшую политехническую  школу в Париже, работал репетитором  по математике. С 1830 по 1854 г. Конт создавал свой грандиозный шеститомный труд — «Курс позитивной философии». Другой крупный труд — "Система позитивной политики" был тесно связан с работой учрежденного Контом Позитивистского общества. Перу Конта принадлежит работа "Позитивистский катехизис или Суммарная экспозиция универсальной религии" и многие другие сочинения.

Существенную роль в развитии идей социального управления сыграло  появление социальной статистики, а  вслед за ней - моральной статистики и социальной гигиены. В XIX веке стали использоваться некоторые методы эмпирического социального исследования, в том числе опросы, включенное наблюдение, сбор статистических материалов и документов. Все это представляло существенный интерес и имело огромное значение для становления социологической науки о социальном управлении. Классики мировой социологии послеконтовского периода

XIX в. (Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, К. Маркс) уделяли немало внимания к проблематике социального управления. Так, например, Э. Дюркгейм излагает концепцию солидарности, рассматривая солидарность как высшую моральную ценность, способствующую созданию гармонии и единства в обществе.

В марксистской школе социологии вопросы управления рассматривались  как в критическом аспекте  по отношению к капитализму, так  и в позитивном плане переустройства общества с прогнозом развития нового социалистического и коммунистического  общества.

Представитель немецкой школы  Макс Вебер внес большой вклад  в возникновение социологии управления и социологии власти благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Заслугой М. Вебера является созданное  им учение о формальной организации  капиталистического общества и бюрократическом  управлении как типе господства посредством  знания.

Социологической концепцией Вебера завершается этап классической социологии в целом, в том числе  и связанной с проблематикой  управления. Впервые был сформирован  социологический подход к управлению, означавший понимание управления как  неотъемлемого компонента общества, включенного в него в качестве важнейшего элемента и тесно связанного со всеми остальными структурами  социальной жизни общества.

Основные школы управленческой мысли. В первой половине

XX века получили развитие четыре школы управленческой мысли:

  • научного управления (научный менеджмент);
  • административного управления;
  • человеческих отношений и поведенческих наук;
  • науки управления.

Основу школы научного управления составляет идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех ее структурных единиц на цели, всеобщую целесообразность. Становление и развитие первой школы управления тесно связано с именем американского инженера, организатора производства и исследователя Фредерика У. Тейлора, который первым обосновал необходимость научного подхода к управлению в целях наиболее эффективного применения человеческих и материальных ресурсов. Именно Тейлору принадлежит термин «научное управление», основными компонентами которого являются:

  • обоснованное нормирование труда;
  • точное   определение   выполняемых   работником   задач   и времени, отводимого на решение каждой из них;
  • правильный отбор и обучение кадров;
  • вознаграждение работника за конечный результат. Основную же цель управления предприятием Тейлор видел в обеспечении максимальной прибыли для предпринимателя в сочетании с максимальным благосостоянием каждого работника.

Для последующего развития социологии управления особое значение имели идеи Тейлора о необходимости  изучения мотивов поведения рабочих, поскольку их знание помогло бы рационально  осуществлять управленческую деятельность. Побудительными мотивами и движущими  силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального  вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде.

Тейлором также были выделены четыре основополагающих принципа управления:

  1. разработка научных основ производства;
  2. профессиональный отбор кадров и их обучение;
  3. сотрудничество администрации и работников;
  4. рациональная расстановка кадров.

Сторонники и последователи  Тейлора также внесли значительный вклад в разработку теории лидерства. В частности, Ф. Гилбретт и Л. Гилбретт занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Ими были разработаны наилучшие методы выполнения работ и определены условия, необходимые для их осуществления. Американский организатор производства Г. Эмерсон разработал комплексный, системный подход к организации управления, в котором рассматривались четкая постановка целей и задач, компетентность персонала и его дисциплина, создание стандартных инструкций, строгий учет и контроль, вознаграждение работников и пр.

= Краткий биографический очерк =

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда, Получил образование во Франции и Германии, затем — в академии Ф. Экстера в Ныо-Хэмпшире. С 1906 г. Президент Американского общества инженеров-механиков. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж: исполнительных рабочих действий.

Школа научного управления обосновала необходимость управления трудом в целях повышения его  производительности, выдвинула принципы научной организации труда и  вплотную подошла к необходимости  решения задачи эффективной мотивации  труда.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"