Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:58, контрольная работа
1. Становление и развитие управленческой мысли в рамках досоциологического этапа и предпосылки возникновения социологии управления. Идеи управления в рамках классического этапа развития социологии. Основные школы управленческой мысли.
2. Интересы можно определить как субъективные способы выражения объективных потребностей. Объективные потребности обычно не совпадают с наилучшими интересами, субъективно понимаемыми людьми, обществом и государством. Процесс преобразования объективных потребностей в интересы происходит под влиянием многих субъективных факторов, в силу чего возможно несовпадение интересов людей, общества и государства. Понятие интерес также отражает краткосрочные и долгосрочные общественные потребности, которые могут по-разному пониматься государством и обществом.
1. Исторические аспекты развития и становления социологии управления.
2. Манипулирование как реализация корыстных целей.
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
по предмету: «Социология Управления»
Выполнила:
Вариант 7.
Вопросы:
1.Исторические аспекты
развития и становления
Становление и развитие управленческой мысли в рамках досоциологического этапа и предпосылки возникновения социологии управления. Идеи управления в рамках классического этапа развития социологии. Основные школы управленческой мысли.
Социология управления прошла
сложный путь, прежде чем превратиться
в современную отрасль
Феномен социального управления
замечен еще в древние века
и зафиксирован в исторических документах.
Потребность в управленческих идеях
возникла в обществе в связи с
организацией совместного труда, развитием
обмена его результатами и распределением
произведенных продуктов
В древних цивилизациях (Древняя Вавилония, Древний Египет, государства Ближнего Востока, Древний Китай, Древняя Индия) управленческая деятельность находит свое развитие по двум основным направлениям - как управление производством и как государственное управление. Эти процессы обусловили необходимость разработки и определенных принципов управления.
Особый вклад в развитие представлений об управлении внесли Индия и Китай. Древнекитайский мыслитель Конфуций, создатель этико-политического учения, первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда, сформулировал основные принципы и механизмы управления.
В развитие управленческой
мысли свой вклад внесла Античная
Греция, в которой расцвет
В средние века к проблемам управления подходили с теологических позиций (Аврелий Августин, Фома Аквинский), когда само управление на земле, управление миром и людьми рассматривалось как воплощение Божественной воли и эффективность управления ставилась в прямую зависимость от соблюдения Божественных заповедей.
На рубеже Средневековья и нового времени появились ставшие знаменитыми труды итальянского социального мыслителя и гуманиста Никколо Макиавелли, в которых ставился вопрос о необходимости сильной центральной государственной власти, и провозглашалась идея управления как искусства, требующего своего развития.
Большое внимание проблемам управления уделяли английские и французские философы XVII - XVIII веков - Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и т.д. Основой развития государства и управления в обществе они считали идеи естественного права. В их работах ставились также проблемы обеспечения социального порядка в обществе с помощью разумной системы управления.
Говоря о предпосылках
появления социологических идей
и теорий социального управления,
следует подробно рассмотреть социально-
В ряде капиталистических стран, прежде всего в Англии и Франции, наблюдался значительный экономический, социальный и политический прогресс. Но с другой стороны - усугублялась эксплуатация, характерными становились кризисы, ухудшалось и без того тяжелое положение рабочих, увеличение продолжительности рабочего времени, крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту.
Именно в этот период (первая половина XIX века) - как реакция на указанные выше процессы возникают новые теории в социальной мысли. Это были и утопический социализм, и марксизм, и консерватизм и либеральное направление. На данном этапе возникает новая наука об обществе - социология, которая должна была объяснить основные закономерности социально-экономического и политического развития капитализма и всего того, что могло быть с ним связано. В этих теориях и концепциях значительное место занимают проблемы управления обществом и производством.
Утопические социалисты (А.
Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), конструируя
идеальные общественные устройства
будущего, уделяли большое внимание
принципам их организации и управления.
Подвергая критике
Классический период развития социологии управления (XIX-начало XX вв.) характеризуется заметным вкладом в нее представителей французской социологической школы, и, прежде всего Огюста Конта, создавшего свою концепцию позитивной политики, которая содержала его собственное видение управления обществом в условиях капитализма. Он полагал, что социальное управление в капиталистическом обществе должно базироваться на таком его обустройстве, которое предполагает гармонию всех классов на основе сохранения частной собственности и достижения консенсуса между ними.
= Краткий биографический очерк =
Огюст Копт (1798 - 1857) французский социальный философ, создатель философии позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки. В 1816 г. окончил Высшую политехническую школу в Париже, работал репетитором по математике. С 1830 по 1854 г. Конт создавал свой грандиозный шеститомный труд — «Курс позитивной философии». Другой крупный труд — "Система позитивной политики" был тесно связан с работой учрежденного Контом Позитивистского общества. Перу Конта принадлежит работа "Позитивистский катехизис или Суммарная экспозиция универсальной религии" и многие другие сочинения.
Существенную роль в развитии идей социального управления сыграло появление социальной статистики, а вслед за ней - моральной статистики и социальной гигиены. В XIX веке стали использоваться некоторые методы эмпирического социального исследования, в том числе опросы, включенное наблюдение, сбор статистических материалов и документов. Все это представляло существенный интерес и имело огромное значение для становления социологической науки о социальном управлении. Классики мировой социологии послеконтовского периода
XIX в. (Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, К. Маркс) уделяли немало внимания к проблематике социального управления. Так, например, Э. Дюркгейм излагает концепцию солидарности, рассматривая солидарность как высшую моральную ценность, способствующую созданию гармонии и единства в обществе.
В марксистской школе социологии
вопросы управления рассматривались
как в критическом аспекте
по отношению к капитализму, так
и в позитивном плане переустройства
общества с прогнозом развития нового
социалистического и
Представитель немецкой школы Макс Вебер внес большой вклад в возникновение социологии управления и социологии власти благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Заслугой М. Вебера является созданное им учение о формальной организации капиталистического общества и бюрократическом управлении как типе господства посредством знания.
Социологической концепцией Вебера завершается этап классической социологии в целом, в том числе и связанной с проблематикой управления. Впервые был сформирован социологический подход к управлению, означавший понимание управления как неотъемлемого компонента общества, включенного в него в качестве важнейшего элемента и тесно связанного со всеми остальными структурами социальной жизни общества.
Основные школы управленческой мысли. В первой половине
XX века получили развитие четыре школы управленческой мысли:
Основу школы научного управления составляет идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех ее структурных единиц на цели, всеобщую целесообразность. Становление и развитие первой школы управления тесно связано с именем американского инженера, организатора производства и исследователя Фредерика У. Тейлора, который первым обосновал необходимость научного подхода к управлению в целях наиболее эффективного применения человеческих и материальных ресурсов. Именно Тейлору принадлежит термин «научное управление», основными компонентами которого являются:
Для последующего развития социологии управления особое значение имели идеи Тейлора о необходимости изучения мотивов поведения рабочих, поскольку их знание помогло бы рационально осуществлять управленческую деятельность. Побудительными мотивами и движущими силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде.
Тейлором также были выделены четыре основополагающих принципа управления:
Сторонники и последователи Тейлора также внесли значительный вклад в разработку теории лидерства. В частности, Ф. Гилбретт и Л. Гилбретт занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Ими были разработаны наилучшие методы выполнения работ и определены условия, необходимые для их осуществления. Американский организатор производства Г. Эмерсон разработал комплексный, системный подход к организации управления, в котором рассматривались четкая постановка целей и задач, компетентность персонала и его дисциплина, создание стандартных инструкций, строгий учет и контроль, вознаграждение работников и пр.
= Краткий биографический очерк =
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда, Получил образование во Франции и Германии, затем — в академии Ф. Экстера в Ныо-Хэмпшире. С 1906 г. Президент Американского общества инженеров-механиков. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж: исполнительных рабочих действий.
Школа научного управления обосновала необходимость управления трудом в целях повышения его производительности, выдвинула принципы научной организации труда и вплотную подошла к необходимости решения задачи эффективной мотивации труда.