Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:29, контрольная работа
1 . Раскройте содержание понятия "этническая общность" и рассмотрите его соотношение с понятиями "нация" и "народ". 3
2.Охарактеризуйте вклад Л.А. Козера в теорию социального конфликта. 4
3. Дайте определение понятия "экономическая культура", сформулируйте особенности экономической культуры современной России. 6
ВЫВОД. Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.
Задание 5. Каковы основные социологические теории личности? Дайте их краткую характеристику.
Социализация - это процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
В этом смысле
каждой человек - индивид, имеющий свое
особое "лицо". С этим термином и связано
понятие личности (сравните древнерусское
слово "личина" - маска). Индивид является
личностью постольку, поскольку в отношениях
с другими, ему подобными, в рамках конкретных
социальных общностей он выполняет определенные
функции, реализует в своей деятельности
социально значимые свойства и качества.
Поэтому понятие личности и по своей природе,
и по сути, и по характеру представляется
нам прежде всего социологическим, в отличие
от понятий "человек" и "индивид",
имеющих социально-философский смысл.
Современная
социология содержит множество теорий
личности, которые отличаются друг от
друга кардинальными методологическими
установками. Теория личности как субъекта
и объекта деятельности разработана в
марксистской социологии, ролевой теории
личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона,
Р. Мертона и других.
В марксистской
теории личности главный акцент смещен
в сторону взаимодействия личности и общества.
Личность рассматривается как целостность
социальных качеств человека, как продукт
исторического развития, результат включения
человека в социальную систему посредством
общения и деятельности.
В западной социологии
социологические концепции личности -
собирательное понятие, объединяющее
ряд теорий, признающих человеческую личность
специфическим образованием, выводимым
из тех или иных факторов.
Такая трактовка проблемы
ведет к рассмотрению личности как объекта
исключительно социологического, и никакого
другого, анализа. Корни данной позиции
уходят глубоко в историю и встречаются
у многих авторов. В развитом виде личности
социологические концепции оформились
во второй половине 19 - начале 20 в. К ним
относятся ныне зеркального "Я" теория,
ролевая теория, отдельные ветви необихевиоризма
в социологии, теории референтной группы,
установки и некоторые др. В зеркального
"Я" теории (Кули, Дж. Мид) личность
рассматривалась как функция, производное
от полностью социально обусловленного
"Я" человека. Стержень личности,
самосознание, - не что иное, как результат
социального взаимодействия, в ходе которого
индивид обучился смотреть на себя как
на объект, глазами других людей. Тем самым
личность трактовалась как объективное
качество, приобретаемое человеком в процессе
социальной жизни. Близкие взгляды отстаивались
сторонникакми ролевой теории (Р. Линтон,
Морено, Парсонс и др.): личность есть функция
от той совокупности социальных ролей,
которые исполняет индивид в обществе.
Поскольку роли связаны с пребыванием
человека в социальных группах, то личность
есть производное от совокупности человека
в социальных группах, то личность тем
самым есть производное от совокупности
тех групп, в которые включен индивид.
Социализируясь, он усваивает экспектации
ролевого поведения, выучивает способы
их исполнения и, таким образом, становится
личностью.
Общая мысль
о том, что личность есть результат научения
человека правилам жизни и поведения в
обществе ("социальное состояние"
человека), наиболее последовательно была
выражена в необихевиоризме, который трактовал
личность как простую совокупность социально
приемлемых ответов на совокупность социальных
стимулов. Допускалось, что
личность может быть связана с некоторыми
промежуточными переменными несоциологического
характера, однако они не признавались
предметом подлинно научного анализа.
В теориях установки социальной личность
рассматривалась как результат тех подчас
неосознанных установок, которые формирует
общество самим фактом постоянного повседневного
воздействия ("давления") на индивида.
Накапливая разнообразные установки,
человек привыкает быть личностью. У него
складывается в принципиальная установка
на то, чтобы быть личностью. Ряд ответвлений
в изучении личности социологические
концепции связывают с подходом к личности
как к совокупности социогенных потребностей
и ориентаций, формируемых обществом.
Развиваясь, общество порождает новые
разнообразные потребности, за счет которых
идет развитие личности. Потребности могут
задаваться как обществом в целом, так
и отдельными социальными группами, к
которым хочет принадлежать и которые
предпочитает индивид. За счет этого существует
вариабельность личности. Диалектика
развития взглядов на личность идет по
пути преодоления упрощающих личность
схем к ее системному пониманию, которое,
не абсолютизируя, включало бы рациональные
элементы максимально большого числа
социологических концепций.
Исходным
пунктом социологического анализа личности
является, следовательно, не индивидуальные
особенности человека, а социальные функции,
выполняемые им в рамках той системы, в
которую он включен. Поскольку личность
существует не автономно, не сама по себе,
а всегда является членом той или иной
общности, элементом многих социальных
структур (социально-демографических,
социально-классовых, социально-территориальных,
социально-профессиональных и иных), постольку
она выполняет определенные социальные
функции, совершает многочисленные поведенческие
акты.
Социальные
роли и социальные функции личности тесно
связаны, в известной мере даже роли тождественны.
Они совпадают в том случае, когда социальную
функцию мы рассматриваем как роль, которую
личность играет в той или иной социальной
общности (системе) в качестве ее элемента.
Но социальная функция может иметь и другие
значения; она может выражать направление
социального действия или отражать зависимость
между различными процессами. Здесь уже
тождества нет. В свою очередь, социальная
роль личности понимается как образец
поведения, связанный с ее социальной
позицией, социальным статусом. Другими
словами, социальная роль выступает в
качестве социальной функции личности,
которая обусловлена ее местом в данной
социальной общности.
Ее основные
положения были высказаны еще в 20 - ЗО-е
годы XX в. американскими учеными Дж. Мидом
и Р. Линтоном. Человек с самого рождения
научается играть многочисленные роли,
существование которых обусловлено требованиями
общества, конкретной социальной общности
(так называемые "ролевые предписания").
В любой социальной группе относительно
личности существуют ролевые ожидания.
Группа надеется, что личность, не вступая
в ролевые конфликты, будет выполнять
необходимые требования и тем самым способствовать
нормальной жизнедеятельности и себя
самой и группы.
Классическое
определение теории ролей (социальной
роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В функционалистском
понимании Р. Линтона понятие роли относится
к таким ситуациям социального взаимодействия,
когда регулярно, на протяжении длительного
времени воспроизводятся определенные
стереотипы поведения. Линтон дал социологическую
интерпретацию понятия роли, выделив в
структуре социальных отношений статусы,
т.е. определенные позиции, и связанные
с ними совокупности прав и обязанностей.
З. Фрейд исследовал
психологические аспекты усвоения человеком
социальных ролей в теории утраченных
объектов, - источников удовольствия (объектов
катексиса). Он показал, как в результате
усилий индивида приносящая удовольствие
роль другого, становится частью его "Я",
т.е. личностной структуры индивида. З. Фрейд выдвинул на первый план психологические
механизмы социализации: имитацию, идентификацию,
чувство стыда и вины. Он считал, что:
1) имитация - это осознания попытка ребенка
копировать модель поведения;
2) идентификация - это способ осознания
принадлежности к конкретной общности.
Это позитивные механизмы социализации
т.к. они нацелены на усвоение определенного
типа поведения;
3) стыд и вина - это негативные механизмы
социализации, т.к. они подавляют, либо
запрещают некоторые образцы поведения.
В ролевой
теории Т. Парсона преодолевается утилитарное
представление о социальной системе как
системе рациональных ролевых отношений
и раскладываются механизмы эмоционального
и нормативного регулирования ролевых
взаимодействий. Роль определяется как
нормативно регулируемое общепринятыми
ценностями поведение. Роли делятся на
предписанные по естеству т.е. по рождению,
возрасту, полу, принадлежностью к касте
и достижительные.
Интеракционистские
концепции переносят акцент со стандартизированного
ролевого поведения на конкретные, ситуационные
свойства взаимодействия людей. Важнейшей
категорией интеракционистов Д. Мида,
Г. Блумера, Т. Куна, И. Гофмана является
"ролевое поведение". Интеракционалисты
делят роли на конвенциональные, которые
стандартизированы и беличны, строятся
на основе прав и обязанностей и "межличностные
роли", в которых права и обязанности
целиком зависят от индивидуальных особенностей
участников взаимодействия.
Представители "феменологической"
социологии Р. Шюц, Р. Уильямс, Тернер анализ
социальной роли связывают с коммуникацией,
замещающей идентификацию с другим человеком
и проекцией на него своих собственных
тенденций поведения.
Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.
Список литературы
1.Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. С. 68.
4. Социология, серия «Учебники и учебные пособия»/ Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко.
5. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 2005. - 272 с.