Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

1.Социальная стратификация, исторические типы стратификации.
2.Политическая система: сущность и основные структурные элементы.
3.Охарактеризуйте отличительные особенности государственной власти, её горизонтальное и вертикальное разделение.

Работа содержит 1 файл

социология и политология.docx

— 39.65 Кб (Скачать)

ВЫВОД: 
 
 

 Литература:                              

1.     Шпаратан О.И.  Социальная структура: иллюзия и реальность//Социология

перестройки. М., 1990.

2.     Рывкина Р.В. Советская социология  и теория социальной

стратификации//Постижение. М., 1989.

  1.    Смелзер Н. Социология. М., 1994.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 

 2.  Политическая система: сущность и основные структурные элементы.

      Политическая система – это  совокупность взаимосвязанных элементов  политической жизни общества. Посредством  своих институтов она обеспечивает  устойчивость и стабильность  всей политической жизни общества. Р. Даль в работе «Современный  политический анализ» дает определения   политической системы как любой постоянной совокупности человеческих отношений, которая в значительной мере включает отношения власти, управления и авторитета. Политическая система состоит из совокупности действий и структур, влияющих на процесс принятия и осуществления политических решений.

   Политическая  система – это совокупность  политических институтов, общественных  структур, норм и ценностей, а  также их взаимодействий, посредством  которых реализуется политическая  власть и осуществляется управление  делами общества.

   В  современном обществознании политическая  система изучается исходя из  двух подходов: системного и институционального.

   В  отечественной литературе политическая  система чаще всего определяется  через перечисление совокупности  составляющих ее государственных  и негосударственных институтов. Такое определение политической системы называют институциональным. Предметом исследования являются организационно оформленные центры власти (государство, партии, общественные объединения, нормы, регулирующие деятельность институтов системы).

   Политическая  система общества с позиций  институционального подхода представляет  собой совокупность конкретных  организаций и учреждений (государство  с его системой учреждений, политические  партии, профсоюзы, молодежные и  другие общественные организации  и объединения), осуществляющих руководство,  управление социальной жизнью. В  рамках марксистского подхода  политика интерпретировалась как  область взаимоотношений между  классами по поводу государственной  власти, ее устройства и использования.  Соответственно сущность политической  системы трактовалась как производная, зависимая от ее классовой природы. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве. Так, в болгарской конституции 1971 г. был раздел «Социалистическая политическая система». Впоследствии этот термин использовался в конституциях СССР (1997 г.), Никарагуа (1987г.), Эфиопии (1987 г.).

   В структуре политической системы выделяют пять основных подсистем: институциональную, регулятивную, функциональную, коммуникативную, идеологическую. Политическая система состоит из подсистем, которые образуют целостность. Основной элемент политической системы – институциональная подсистема как совокупность институтов. Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство.

   Следующая подсистема – регулятивная – включает совокупность норм, регулирующих политические отношения. Это правовые, нормативные акты и моральные нормы, которые регулируют политическую жизнь общества, а также традиции, обычаи, которые влияют на регулирование политических отношений; нормы морали. Нормы фиксируются в конституциях и правовых актах в виде законов, передаются из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

   Модели  общества, отраженные в системе  культурных ценностей и идеалов,  определяют совокупность способов и методов реализации власти. Функциональная подсистема характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия на общественную жизнь. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме.

   Коммуникативная  подсистема включает формы взаимодействия  власти и общества, связи с  общественностью. Коммуникативная  подсистема характеризует взаимодействия  авторов, основанные на согласии  и конфликте, формы взаимодействия  власти, общества и индивида, которые  во многом обусловлены характером  культурно-религиозной среды.

   Идеологическая  подсистема включает систему  знаний, ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитет.

   В структуре политической системы выделяются следующие ее основные элементы: политические организации и институты; политические и правовые нормы; политические отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система. 
 
   Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая организация цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, формирует средства воздействия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений. 
 
   Для общества должна быть характерна разветвленная политическая организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями. 
 
   Наряду с реализацией воли и интересов классов, наций, всего народа в политической организации общества находят выражение интересы различных слоев населения, различающихся и демографическими, и иными признаками (пенсионеры, молодежь, дети, женщины, город, деревня, регионы, интеллигенция и т.д.), у этих социальных слоев могут быть свои организации. 
 
   Все структурные элементы политической системы взаимосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связаны с политической идеологией, государство - с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все элементы политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определенностью и самостоятельностью. 
 
Список используемых источников 
Бобков, В.А. Политология / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др. / под ред. В.А. Бобкова – Мн.: «Экоперспектива», 2000. 
 
Арендт, X. Истоки тоталитаризма / X. Арендт. – М., 1996. 
 
Бондарь, П.И. Политология: учеб.-метод, комплекс / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. – Мн.: Аверсэв, 2003. 
 
Мельник, В.А. Политология : учеб. для вузов / В.А. Мельник. – Мн.: Выш. шк., 2002. 
 
Тетерюков, Н.К. Политическая система общества : материалы лекции / Н.К. Тетерюков. – Гомель : БелИИЖТ, 199
 
 
 

       3.Охарактеризуйте отличительные особенности государственной власти, её горизонтальное и вертикальное разделение.

   Государственная  власть обладает такими особенностями,  которые ставят ее в исключительное  положение.

   Во-первых, она всегда располагает специальным  аппаратом управления. В государстве  существует некоторый слой чиновников, которые используют роль посредников  между властвующими и подчиненными. Они управляют повседневными  делами, передают верху вниз директивы,  наблюдают за их исполнением,  обеспечивают обратную связь.

   Во-вторых, государственная власть распространяется  на территорию, обозначенную формальной  государственной границей. Так, власть  какой-либо партии выражается  в том, что она оказывает  влияние на часть населения.  Но если партия побеждает на  выборах и становится во главе государства, она распространит вою власть на всех граждан данной страны.

   В-третьих,  государственная власть, в отличие  от других видов политической  власти, имеет возможность использовать  насилие, организованное и законодательно  закрепленное. Государственная власть  – это единственный законный  носитель насилия, т.е. субъект,  применяющий илу с разрешения  закона. На пример, рядовой гражданин не имеет права пользоваться огнестрельным оружием без разрешения властей. Но тот же гражданин, став милиционером,  т.е. представителем государственной власти, пользуется оружием для задержания преступника разрешения закона.

   Для  того чтобы быть дееспособной, государственная власть должна  располагать определенными ресурсами.  Как заметил авторитетный американский  политолог Роберт Даль, под ресурсами  власти понимается «все то, что  индивид или группа могут использовать  для влияния на других». Глава семьи для обеспечения собственной власти должен иметь в своем распоряжении определенные средства: деньги, авторитет, жизненный опыт, волю и многое другое. Все это может быть названо ресурсами семейной власти. Государственная власть также должна опираться на определенные ресурсы.

    Материальные ресурсы – полезные  ископаемые, плодородные земли, фабрики,  заводы. Они составляют своеобразный  фундамент государственной власти. Распоряжаясь ими, она может  проводить ту или иную экономическую  политику, поощрять одни слои  населения и  ограничивать  права и привилегии других. Представим  себе человека, который работает  на предприятии, принадлежащем  государству. Именно государственная  власть, обладая собственностью, назначает  заработную плату и тем самым во многом определяет тот образ жизни, который ведет человек. Но даже если человек не занят в сфере государственной собственности, власть не теряет рычагов воздействия на его жизнь. Ведь именно от того, какую политику в сфере экономики она проводит, зависит вся ситуация в стране и, следовательно, благосостояние каждого человека.

   Социальные  ресурсы, включают в себя такие  важнейшие элементы, как образования,  здравоохранение, социальное обеспечение.  Государственная власть распоряжается  ими, а это значит, что ее  решения в конечном счете сказываются на жизни каждого из нас. Насколько доступно образование, чему и как учат в школах и институтах, можем ли мы получить своевременную и качественную медицинскую помощь, поддерживает ли государство пожилых людей – эти и многие другие вопросы находятся в ведении государственной власти, располагающей социальными ресурсами.

   Государственная власть не может обойтись и без информационных ресурсов. Она является самым крупным держателем информации обо всем, происходящем в стране. В органы государственной власти стекаются сведения о том, как работают промышленность и сельское хозяйство, как развивается наука и культура, каково состояние природы, каковы доходы населения, сколько людей рождается и умирает и многое другое. Такая информация представляет огромную ценность. Ведь, как известно, принять правильное решение можно только на основании полной  информации.  Информация – важнейший ресурс власти. Не случайно американский ученый Олеин Тоффлер подчеркивал, что на исходе ХХ в. «знания… подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».

   Важны  для государственной власти и  духовные ресурсы. Их составляют  традиции общества, культурное наследия людей, их отношения к своему Отечеству и представителям власти. Духовные ресурсы очень трудно «измерить» и выразить в каких-то количественных показателях. Но от этого их значимость не уменьшается. Власть, которая умело пользуется духовными ресурсами, может рассчитывать на общественную поддержку.

   Не  обходится государственная власть  и без силовых ресурсов. Их  составляют армия, милиция, органы, отвечающие за государственную  безопасность, просто оружие. Применение  силы – это важнейшая отличительная  черта государственной власти. Власть  не может обойтись без принуждения.  Используя только силу, государственная  власть может добиться лишь  кратковременного подчинения. На  силу, как известно, может найтись  не менее грозная сила. Использование  силовых ресурсов должно быть  ограничено соображениями целесообразности.

   Главным  ресурсом власти является сами  люди или, как принято говорить, демографические ресурсы. Все  остальные ресурсы воплощаются  в человеке. Им создается материальное  и духовное богатство. Он является  источником и владельцем информации. Даже огромные горы оружия – ничто, если нет человека, способного им воспользоваться. Вот почему государственная власть всегда стремится регулировать демографическую ситуацию в своей стране. Она бьет тревогу и принимает меры, если смертность населения начинает превышать рождаемость. Не менее ее беспокойство вызывает и ситуация, когда рождаемость столь высока, что возникает недостаток природных ресурсов и средств для поддержания достойного уровня жизни.

   Власть  имеет тенденцию к накоплению, то не допустить этого можно  лишь разделив ее. Такое разделения  можно произвести как по горизонтали,  так и по вертикали.

   Горизонтальное  деление предполагает рассредоточение  власти, т.е. создание нескольких  сдерживающих и уравновешивающих  друг друга ее органов. Эта  идея появилась еще в  ХVII в. Наиболее же полно она была выражена французским мыслителем Шарлем Монтескье (1689-1755). В сочинении «О духе законов» он писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности. Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую». Далее Монтескье предлагает разделить функции власти между различными органами, или ветвями, - законодательными, исполнительными и судебными.

   Законодательная  власть принимает законы и  решает принципиальные для развития  страны вопросы. Ее, как правило,  осуществляют органы, формируемые  самим народом, путем выборов.  Исполнительная власть, как явствует  уже из названия, исполняет принятые  решения и обеспечивает практическое  управление страной. Ее осуществляет  правительство. Судебная власть  представлена органами, вершащими правосудие. Она играет роль независимого арбитра, следящего за тем, чтобы в обществе соблюдались общепринятые правовые нормы.

   Каждая  из этих ветвей должна быть  независима от других в отведенных  ей рамках. Каждая из них –  власть, но власть не  абсолютная. В такой системе невозможно  ее сосредоточение в одних  руках, в «едином кулаке», а  значит, снижается вероятность злоупотреблений.

   Система  горизонтального разделения власти  создает, с одной стороны, конкуренцию,  а с другой – определенное  равновесие. Здесь нет противоречия: ведь в результате конкуренции ветви власти сдерживают друг друга, а значит, и не могут преступить границы своих полномочий, которые определены в законе. Нарушение этого равновесия губительно для общества. Так, накопление функций в руках законодателей делает невозможным нормальное выполнение принятых решений, приводит к параличу исполнительной власти и к хаосу в нашей повседневной жизни. Диктат исполнительных органов, в свою очередь, оборачивается всевластием аппарата, который никем не контролируется и проводит политику, выгодную исключительно ему. Если в системе власти отсутствуют независимые судебные органы, общество лишается арбитра, который наблюдал бы за тем, чтобы все персонажи общественной жизни соблюдали принятые правила игры. А это – прямой путь к беззаконию, беспорядку, насилию.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»